Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
«Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов…» [Психологический словарь,1996, с.288].
Пространственно-временные представления необходимы для успешного обучения детей в школе: без них невозможно усвоение счёта, письма, рисования, установления соотношений между явлениями и предметами.
Восприятие и переработка пространственных представлений – это сложнейший механизм, формирование которого начинается в раннем детстве.
На начальном этапе формируются представления о собственном теле и расположении предметов относительно собственного тела. Важную роль в познании мира и развитии представлений играет умение детей ползать, а затем ходить. С появлением речи дети начинают словесно обозначать расположение предметов или объектов в пространстве. На следующем этапе формируется умение ориентироваться в схематичном пространстве, а затем в ориентация в квазипространстве.
Детям старшего дошкольного возраста предлагается перечислить, что находится у них на лице и установить взаиморасположение отдельных частей лица. Для установления взаиморасположения частей лица дошкольникам предлагается пользоваться словосочетаниями: выше всего..; ниже всего..; выше, чем...; ниже, чем... и предлогами «над», «под», «между».В процессе обучения у детей закрепляются понятия «левая - слева», «правая - справа», «выше», «ниже».
После того, как все дети овладели представлениями о собственном теле была проведена работа по отработке пространственно-временных репрезентаций о взаимоотношении внешних объектов и тела. Целью этого блока упражнений было обучение ориентировке в пространстве и во времени, ввод предлогов для их обозначения.
Работа по усвоению и применению предлогов проводится в следующей последовательности:
Знакомство с предлогом в смоделированной ситуации.
Моделирование детьми ситуации по устной инструкции логопеда.
Введение символа, обозначающего предлог.
Самостоятельное составление предложения с предлогом с опорой на предметы.
Составление предложения с использованием определённого предлога по картинке.
Самостоятельное составление предложения без зрительной опоры с определённым предлогом.
Дифференциация предлога с ранее изученными.
С целью становления временных представлений у дошкольников проводится анализ распорядка дня. У детей формируются понятия «раньше», «позже», «до», «после». После этого отрабатываются следующие временные последовательности: времён года, дней недели, месяцев года. Параллельно с этим проводится работа по пониманию временных конструкций и возможности их актуализации.
В качестве примера конструкций можно привести следующие:
- После какого времени года наступает осень?
- Перед каким временем суток бывает день?
- Что длиннее - час или сутки?
- Какой месяц является первым месяцем зимы?
- Какой месяц является последним месяцем весны?
- Перед тем как идти гулять, я зашел к другу. Что было раньше?
В процессе выполнения данных заданий у детей формируются пространственно-временные представления, что позволит дошкольникам успешно усваивать школьную программу.
Библиография
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.- М.,2т., 1980, С.288.2. 2. Психологический словарь.-М., 1996г
3. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический комплект.-М., 1999.С.3-15.
4. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии.-М.,1998. 65с.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе
Формирование всех компонентов устной речи ребенка
Ранняя диагностика речевого развития детей
Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе