Метапредметный подход – путь реализации Государственных стандартов образования
Аннотация: в статье рассмотрен метапредметный подход как путь реализации Государственных стандартов образования. Раскрывается понятие универсальные учебные действия, их функции; приводятся метапредметные результаты освоения учебных программ по предметам.
Правильно обучать юношество - это
не значит вбивать в головы собранную из авторов
смесь слов, фраз, изречений, мнений,
а это значит – раскрывать способность
понимать вещи, чтобы именно из этой
способности, точно из живого источника,
потекли ручейки...
Я.А. Коменский
ХХI век с его быстрым развитием и изменчивостью, широкими информационными контактами, глобализацией во многих сферах жизни, является важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Это стало первопричиной формирования новых требований к образованию учащихся.
Выпускники школы должны ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебных предметов в подготовке школьников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают учащимся ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? кто мы? кто они? Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у учащегося целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Именно поэтому метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Государственных стандартов образования.
Задача современного учителя - стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и руководство учащимися по созданию собственных продуктов в освоении знаний.
В связи с этим в педагогическом коллективе нашей школы необходимым стало решение следующих задач:
- изучить теоретическую базу по проблеме;
- познакомиться с опытом работы своих коллег по данному направлению;
- проанализировать полученную информацию;
- отобрать наиболее интересные элементы нового подхода;
- начать внедрение метапредметного подхода в практику работы каждого учителя.
Реализовать новый Государственный стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В связи с общеучебным характером данных умений их развитие требует обязательного участия в этом процессе подавляющего большинства учителей. Это, в свою очередь, обязательно предполагает управленческое сопровождение, обеспечивающее скоординированную деятельность всех учителей школы. Поэтому, как бы ни был талантлив тот или иной педагог, как бы ни была эффективна методика развития того или иного умения – их явно недостаточно для целостного овладения учащимися всей совокупностью общеучебных умений без внутришкольного управленческого механизма поддержки.
Интеграция содержания образования
Сегодня все чаще говорится о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий, как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность, как принцип интеграции содержания образования, формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса; он лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Метапредметные результаты освоения учебных программ по предметам:
- владение основами самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного выбора познавательной деятельности;
- смысловое чтение;
- умение определять цели обучения, развивать мотивы познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, делать умозаключения;
- умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных задач;
- формирование экологического мышления
- смысловое чтение;
- формирование ИКТ-компетентности;
- умение использовать речевые средства для выражения своих мыслей, чувств, потребностей; владение устной и письменной речью.
В основе метапредметности лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию подберут учителя, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим», пишет Блез Паскаль.
Если учитель, работая с определенным предметным понятием, передает учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы сним, или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый преподавателем способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием к разным предметным областям.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.
Функции универсальных учебных действий состоят, во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности,
во - вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, в–третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.
Изучив понятие «метапредметность», как новый подход к современному образованию, имеющий место в Государственном образовательном стандарте, можно с уверенностью утверждать, что многие из учителей в своей педагогической практике давно применяют элементы метапредметности. Главным в настоящее время является изменение идеологии обучения, в которой роль учителя должно измениться коренным образом. Для этого нужно время и каждодневный труд.
Рекомендуем посмотреть:
Конкурсная программа по профориентации в начальной школе
Эссе учителя
Размышления одного учителя
Формирование универсальный учебных действий на уроках математики с помощью "кейс- метода"
Похожие статьи:
О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока