Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка, 5 класс. Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-
Задачи:
• обучающие: обобщить и закрепить знания по морфемике, фонетике, синтаксису, лексике; формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне -лаг-лож-, научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож);
• развивающие: развитие речевых, творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа; развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса.
• воспитательные: формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи; воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу, любовь к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Я рада приветствовать вас и наших гостей. Желаю вам успеха и надеюсь, что урок принесет нам удовольствие от общения друг с другом.
2. Актуализация знаний.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа. На столах у вас лежат листы с заданиями. Обратите внимание на задание 1) (включаю доску)
Задание 1) На доске записаны слова: кормить, кормление, корм, покормленный.(Слайд 1)
– Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.
– Среди записанных слов найдите то, которое является проверочным для остальных. (корм)
– Какое правило вы использовали? (Правописание безударных гласных в корне)
– Графически обозначьте названную орфограмму. Эти слова являются однокоренными, но у этого корня есть одна особенность. Какая? (Корень с чередованием согласного)
- Хорошо Оцените свою работу. Присаживайтесь. Обратите внимание на задание 2).
Задание 2)Высвечивает на электронной доске слова (слайд 2): тропинка, морковь, лесной, местечко, прилагать, приложить, долина, карниз.
- Сгруппировать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне
1) с проверяемой: тропинка, лесной, местечко, долина;
2) с непроверяемой: морковь, карниз
3) с чередование: прилагать, приложить

- Все ли слова вы распределили по группам, почему нет заголовка у третьей, какие слова вы бы отнесли в третью колонку
– Выделите корень в записанных словах.
- Какое противоречие(проблему) обнаружили в написании гласных в корне этих слов? (буквы меняются О или А, то есть происходит чередование этих букв)
- Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим? Почему?
(Нельзя, потому что оба корня – безударные)
3. Сообщение темы и целей урока. (слайд 3)
- Теперь вы можете подсказать мне, какова будет тема нашего урока?(Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ)
- Поставьте перед собой ЦЕЛЬ(узнать условия выбора букв о-а в этих корнях, научиться правильно определять эту орфограмму в слове).
- В русском языке бывают корни с чередованием гласного. Изучение их очень важно, так как правописание корней с чередованием гласного нельзя проверять ударением. Сегодня мы познакомимся с корнями – лаг– – -лож-.
4. Изучение нового
- Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, спишите, распределив в 2 столбика, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании. Проверяют по эталону на доске.(Слайд 4)
Задание 3) Приложить, прилагается, излагать, изложить, сложение, прилагательное.
О А
Приложить прилагается
Изложить излагать
Сложение прилагательное

- Все ли справились с заданием? (да).
Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, закономерность, которую вы заметили.
(Формулируют закономерность: за корнем –лаг- всегда стоит суффикс -а-, после корня -лож– этого суффикса нет)
– Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (в корне лаг, лож, если за корнем стоит суффикс а, то пишем букву а, если нет суффикса а, то пишем букву о).
– Сравните сформулированное правило с правилом в вашем учебнике стр.33.
5. Составление алгоритма по теме “Чередующиеся гласные А//О в корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ-”
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма).
• Выделить корень.
• Определить значение корня.
• Подчеркнуть согласную.
• Выбрать орфограмму: А или О.
– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слово-исключение.(Слайд 5)
– Значение этого слова вам понятно?Давайте посмотрим в толковом словаре Ожегова
- Полог - занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель.
- Составьте устно словосочетания с этим словом. (марлевый полог).

7. Закрепление.
Задание 4)Упр 447. Составьте и запишите словосочетания с существительными из левой колонки и с подходящими глаголами из правой. Обозначьте корень в именах существительных.
ФИЗМИНУТКА
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Задание 5) Работа в группах.Выбираете капитана группы, он будет отвечать. Когда будете готовы, поднимаете дружно руки вверх.
- Восстановите текст, используя слова для справок.
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова.
- Объяснить знаки препинания.
Наступило утро. Мы аккуратносложили вещи в рюкзак и отправились по предполагаемому маршруту. Расположились на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место располагалось недалеко от реки. Взрослые разложили костер, а дети побежали на берег играть.
Слова для справок: распол..галось, сл..жили, предпол..гаемому, разл..жили, распол..жились.
- Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте словосочетания и определите, какое будет неверным?-
- (Слайд 6) Положу в шкаф, покласть книги, кладу платок в карман
ЗАПОМНИТЕ!!!
- Нет в русском языке слов ложить, ложу, положь, покласть.
Есть слова: кладу,положу,положить,класть.
8. Самостоятельная работа
Задание 7)
- Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите в тетрадь.
Ж..леть, возл..гать, п..хать, г..мнаст, д..леко.
- Слово возлагать.
- Что значит это слово? (1)поручать обязанности,2) торжественно класть)
- Составьте словосочетание (возлагать надежды, цветы к памятнику, обязанности)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их?
- В чём испытывали трудности?
- Что было самым легким на уроке?
8. Домашнее задание
По учебнику: 1) упр. 449; 2)выписать из художественного произведения 5 предложений, где встречаются слова на изученную орфограмму.
9. Итог урока
– Ребята, оцените свою работу на уроке в оценочном листе
 
ФИ__________________________________________
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/устал
5. Мое настроение улучшилось/стало хуже
6. Материал урока мне был полезен/бесполезен
7. Домашнее задание мне кажется легким/трудным
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Задание 1) Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.
К..рмить, к..рмление, к..рм, пок..рмленный.

Задание 2) Сгруппировать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.
Тропинка, морковь, лесной, местечко, прилагать, приложить, долина, карниз.
Iс проверяемой IIс непроверяемой III …

Задание 3) Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, Спишите, распределив в 2 столбика, выделите корень.

Задание 4)Упр.447

Задание 5) Работа в группах.Восстановите текст, используя слова для справок.Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова.
Наступило утро. Мы аккуратно__________ вещи в рюкзак и отправились по __________ маршруту. ______________на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место ___________ недалеко от реки. Взрослые __________ костер, а дети побежали на берег играть.

Слова для справок: распол..галось, сл..жили, предпол..гаемому, разл..жили, распол..жились.

Задание 6) Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите в тетрадь.
Ж..леть, возл..гать, п..хать, г..мнаст, д..леко.


ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Задание 8)Вставить пропущенные буквы, подчеркните “лишнее” слово:
А)Предл..гать,предл..жить,изл..жение,разл..жил;
Б) Сл..гаемое, распол..гать, выл..жить, разл..гается.
Задание 9) Сделайте морфемный разбор слов
Поездка, наклонился, ласковый, повеет, повар.
Задание 10) Фонетический разбор
Тропинка, впереди.
Задание 11)Распределить слова по группам (Прил..гать, перел..жить, сл..гать, нал..гать, отл..жить, сл..жить, дол..жить, пол..жение, зал..жить, предпол..гать, изл..жение.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Рабочая программа по литературе, 9 класс. Коррекционная школа 7 вида | Самостоятельная работа по русскому языку с ответами, 9 класс. Сложноподчиненное предложение
Опубликовано: 2049 дней назад (16 сентября 2018)
Просмотров: 4334
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Татьяна Николаевна Бунтури # 17 сентября 2018 в 09:34 0
Мария Николаевна, здравствуйте! Ваша публикация показалась мне очень хорошо структурированной и наполненной материалом. В ходе урока поставленные задачи были решены. Примечательна Ваша забота о здоровье детей, я говорою о включении для пятиклассников физкульт-минутки. Уверена, что дети почерпнут необходимые знания с Вашей помощью!