Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Самостоятельная работа по русскому языку с ответами, 9 класс. Сложноподчиненное предложение

Самостоятельная работа для 9 класса. Тема: Типы придаточных в сложноподчиненном предложении
Спишите сложноподчинённые предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.
Карточка 1.
1. По ночам когда кроны деревьев волнами накатывали друг на друга он (Дуглас) метал свой взор словно луч маяка во все стороны поверх буйного моря ясеня дуба и клена.
2. Его окрыляла высота самой внушительной башни в городе что позволяла ему реять на июньских ветрах.
3. Том с папой присели чтобы запустить свои руки в глубь хрустящей лозы.
4. Он (Дуглас) опустил руку чувствуя как ее обволакивает онемелость.
5. Он (Дуглас) аккуратно расставил на прилавке столбики из пятицентовиков, десятицентовиков и четвертаков, как шахматист, озабоченный тем, что следующий ход может вывести его на солнечную сторону…
Карточка 2.
1. На третий день лета под вечер дедушка в очередной раз вышел из передней двери чтобы окинуть безмятежным взглядом два пустых кольца на потолке веранды.
2. Около семи если встать у окна гостиной послышится скрежет стульев отодвигаемых от столов.
3. На следующий день никто не помнил о чем они толковали весь вечер.
4. Дуглас приникал к земле так тихо и неподвижно что взрослые забывали о его присутствии и строили планы на его и свое будущее.
5. Перед табачным магазином в тот вечер собрались люди чтобы жечь дирижабли топить линкоры взрывать динамит и отведать своим фарфоровым ртом бактерий которые в один прекрасный день их прикончат.
Карточка 3.
1. Смерть – это ее(сестры) высокое детское кресло когда он стоял рядом спустя четыре недели и вдруг осознал что она никогда уже не будет в нем сидеть смеяться и плакать и вызывать в нем ревность своим появлением на свет.
2. Когда он(дедушка) проснулся в три часа дня, яркий ободряющий солнечный свет лился сквозь окна.
3. Временами отчаявшись Лео Ауфман слонялся по улицам издерганный, встревоженный вздрагивающий от далеких раскатов смеха подслушивал детские шуточки наблюдал что вызывало у них улыбку.
Р.Брэдбери "Вино из одуванчиков"
Ключи.
Карточка 1.
1. По ночам, когда кроны деревьев волнами накатывали друг на друга, он (Дуглас) метал свой взор, словно луч маяка, во все стороны поверх буйного моря ясеня, дуба и клена.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – он, сказуемое-метал, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее- кроны, сказуемое-накатывали, вопрос – (по ночам) каким?, союз-когда, придаточное определительное).
2. Его окрыляла высота самой внушительной башни в городе, что позволяла ему реять на июньских ветрах. (Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – высота, сказуемое-окрыляла, грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-позволяла, вопрос – (высота) какая?, союзное слово-что, придаточное определительное).
3. Том с папой присели, чтобы запустить свои руки в глубь хрустящей лозы.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Том с папой, сказуемое-присели, грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-запустить, вопрос – (присели) с какой целью?, союз-чтобы, придаточное обстоятельственное цели).
4. Он (Дуглас) опустил руку, чувствуя, как ее обволакивает онемелость.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – он, сказуемое-опустил, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее- онемелость, сказуемое-обволакивает, вопрос – (чувствуя) что?, союз-как, придаточное изъяснительное).
5. Он (Дуглас) аккуратно расставил на прилавке столбики из пятицентовиков, десятицентовиков и четвертаков, как шахматист, озабоченный тем, что следующий ход может вывести его на солнечную сторону…
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – он, сказуемое-расставил, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее- ход, сказуемое-может вывести, вопрос – (шахматист, озабоченный) чем?, союз-что, придаточное изъяснительное).

Карточка 2.
1. На третий день лета, под вечер, дедушка в очередной раз вышел из передней двери, чтобы окинуть безмятежным взглядом два пустых кольца на потолке веранды.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – дедушка, сказуемое-вышел, грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-окинуть, вопрос – (вышел) с какой целью?, союз-чтобы, придаточное обстоятельственное цели).
2. Около семи, если встать у окна гостиной, послышится скрежет стульев, отодвигаемых от столов. (Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – скрежет, сказуемое-послышится, грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-встать, вопрос – (послышится) при каком условии?, союз-если, придаточное обстоятельственное условия).
3. На следующий день никто не помнил, о чем они толковали весь вечер.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – никто, сказуемое-не помнил, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее-они, сказуемое-толковали, вопрос – (не помнил) чего?, союзное слово-о чем, придаточное изъяснительное).
4. Дуглас приникал к земле так тихо и неподвижно, что взрослые забывали о его присутствии и строили планы на его и свое будущее.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Дуглас, сказуемое-приникал, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее-взрослые, сказуемое-забывали и строили, вопрос – (приникал) в какой степени?, союз-что, придаточное обстоятельственное степени).
5. Перед табачным магазином в тот вечер собрались люди, чтобы жечь дирижабли, топить линкоры, взрывать динамит и отведать своим фарфоровым ртом бактерий, которые в один прекрасный день их прикончат.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – люди, сказуемое-собрались, грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-жечь, топить, взрывать и отведать, вопрос – (собрались) с какой целью?, союз-чтобы, придаточное обстоятельственное цели, грамматическая основа второго придаточного предложения: подлежащее-которые, сказуемое- прикончат, вопрос –(бактерии) какие?, союзное слово-которые, придаточное определительное).

Карточка 3.
1. Смерть – это ее(сестры) высокое детское кресло, когда он стоял рядом спустя четыре недели и вдруг осознал, что она никогда уже не будет в нем сидеть, смеяться и плакать и вызывать в нем ревность своим появлением на свет.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – смерть, сказуемое-кресло, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – он, сказуемое-стоял и осознал, вопрос – (кресло) какое?, союзное слово-когда, придаточное определительное, грамматическая основа второго придаточного предложения: подлежащее-она, сказуемое- не будет сидеть, смеяться и плакать, вопрос –(осознал) что?, союзное слово-что, придаточное изъяснительное).
2. Когда он(дедушка) проснулся в три часа дня, яркий ободряющий солнечный свет лился сквозь окна. (Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – свет, сказуемое-лился, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – он, сказуемое-проснулся, вопрос – (лился) когда?, союзное слово-когда, придаточное обстоятельственное времени).
3. Временами, отчаявшись, Лео Ауфман слонялся по улицам, издерганный, встревоженный, вздрагивающий от далеких раскатов смеха, подслушивал детские шуточки, наблюдал, что вызывало у них улыбку.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Лео Ауфман, сказуемое-слонялся, подслушивал, наблюдал, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – что, сказуемое-вызывало, вопрос – (наблюдал) что?, союзное слово-что, придаточное изъяснительное).

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Урок знаний по русскому языку, 9 класс

Урок игра по русскому языку в 9 классе

Конспект урока русского языка, 5 класс. Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-
Опубликовано: 1341 день назад (18 сентября 2018)
Просмотров: 76181
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Антон # 18 января 2021 в 12:53 0

Спасибо Вам!