Рабочая программа по литературе, 9 класс. Коррекционная школа 7 вида
Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературе для детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида
Класс 9
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» г.о.Саранск Количество часов по программе: 102 часа Пояснительная записка.
Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературе для детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», требованиями федерального стандарта к рабочим программам по учебным предметам, на основании приказа минобрнауки от 31.12.2015 года №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897», положениями Федерально-го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования, обязательного минимума содержания основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной (авторский коллектив: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина), (Москва «Просвещение» 2010г.) на основании приказа Минобрнауки от 31.12.2015г. №1578). Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012-2013г.
Над адаптацией программ работали к. пс. н. Р. Д. Тригер, к. п. н. Н. А. Цыпина, учителя Л. А. Жарич (Н.-Новгород) и И. А. Широкая (С.-Петербург).
Основной целью адаптированной образовательной программы по «Литературе» является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве. Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ. Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:
• развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
• развивать общие интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
• осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
• развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
• осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;
• проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения школьников на основной ступени образования:
• Формирование социально-нравственного поведения обучающихся, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др.), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.
• Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность,произвольность),формированиесамостоятельности,гибкостимышления.
• Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература) в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности.
• Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития обучающихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков).
• Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья обучающихся: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, обеспечение хороших результатов во фронтальной и индивидуальной работе школьников; занятия спортом.
• Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие подростка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.
• Системный разносторонний контроль развития подростка с помощью специалистов (классный руководитель, психолог, социальный педагог). Осуществление постоянной взаимосвязи с родителями ребенка, другими членами его семьи.
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане.
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 9 классе — 102 часа (3 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля. По результатам освоения основной общеобразовательной программы выпускники VII вида, обучающиеся в условиях общеобразовательных классов, проходят государственную (итоговую) аттестацию и получают аттестат об основном общем образовании.
Модель выпускника школы
Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками, умеющий принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации.
Выпусник основной школы-это ученик,
- который успешно освоил образовательную программу основного общего образования;
- который участвует в коллективных творческих делах;
- у которого сформированы психические процессы;
-который осознает характер межличностных отношений в коллективе.
- у которого сформированы основы правосознания;
- который профессионально ориентирован;
- который участвует в самоуправлении образовательным учреждением.
Социально-педагогическое направление осуществляет социальный педагог, владеющий методами социально-педагогического обследования обучающихся и их семей, теоретическими и практическими знаниями по оказанию педагогической помощи школьникам и их семьям в решении вопросов социализации и адаптации. Специфика деятельности социального педагога заключается в том, что он является координатором всех линий взаимодействия специалистов и семьи, направленных на максимально эффективную помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Он отслеживает наличие преемственности между школой и семьей, консультирует родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье; изучает социальные условия развития и воспитания ребенка в семье; взаимодействует с педагогами, специалистами служб социальной защиты, по вопросам оказания социальной помощи обучающимся образовательного учреждения.
Основное содержание курса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребно¬сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак¬тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве¬дения. Значение «Слова...» для русской литературы после¬дующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XYIII века.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Граж¬данский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при слу¬чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им¬ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле¬ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической по¬эзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об¬зор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь¬ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци¬онные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен¬ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри¬тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно¬сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель¬ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти¬ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус¬ской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из русской литературы XIX века.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по¬этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред-сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта¬стической баллады. Нравственный мир героини как средо¬точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представ¬лений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Бесы».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне¬гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав¬ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от-ступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне-гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при¬жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро¬восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред¬ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на¬шего времени» — первый психологический роман в рус¬ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт¬ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз¬ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше¬го времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про¬рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», ...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп¬ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на-чальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи¬ков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер¬шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи¬чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин¬ского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко-мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад¬ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст¬ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь¬ности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической три¬логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф¬ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз¬мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут¬ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело¬века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жан¬ровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра¬зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Из русской литературы XX века.
Богатство и разнообразие жанров и направлений рус¬ской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти¬ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фан¬тастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру-женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро¬ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной ли¬тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много¬образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жа¬лею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по¬эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от¬рывок) и другие стихотворения по выбору учи¬теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб¬разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Стихи к Бло¬ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Мне нра¬вится, что вы больны не мной...», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра¬соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о че¬ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет¬ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже¬вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес¬кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов¬ки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отче¬го»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гита¬рой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Раз¬уверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вер¬нусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словес¬ного и музыкального искусства выражающий пережива¬ния, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу¬гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради¬ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо¬жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело¬веком, разумом поэта). Универсально-философский харак¬тер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче¬стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож¬дения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо¬ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя¬той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам¬лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли-тературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про¬свещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти¬востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе¬сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо¬ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая по¬эма.
Содержание тем учебного курса.
№ п/п Наименование разделов
и тем Кол-во часов Контрольные Сочинение Внеклассное чтение
1.
Введение 1
Древнерусская литература 2
2. Литература XVIII века 10 1
3. Русская литература XIX века 54 6
4. Русская литература XX 19
5. Из зарубежной литературы 4
6. Итоговые уроки: 3 2
Резервные уроки 3
Итого: 102
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов Дата проведения
1 1.Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жизни человека. 1
Раздел 1.Литература Древней Руси (2 часа)
1.1 2.«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы 1
1.2 3.Художественное своеобразие «Слова…» 1
Раздел 2.Русская литература ХVIII века (10 часов)
2.1 4.Литература 18 века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве. 1
2.2 5.М.В.Ломоносов – «Петр Великий русской литературы». 1
2.3 6.Ода «На день восшествия..» - типичное произведение в духе классицизма. 1
2.4 7.Новая эра русской поэзии. Г.Р.Державин. 1
2.5 8.Стихотворения Г.Р.Державина. 1
2.6 9.Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме. 1
2.7 10.Главные герои повести, их внутренний мир. 1
2.8 11.Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Стихотворение «Осень» 1
2.9 12.Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву». (В.Ч.) 1
2.10 13.Литература 18 века. Урок контроля 1
Раздел 3.Из русской литературы I половины ХIХ века. (10 часов+ 1час р/р)
3.1 14.«Золотой век русской литературы» 1
3.2 15.Романтизм как литературное направление. 1
3.3 16.Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. 1
3.4 17.В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) 1
3.5 18.Р/р. Обучение анализу лирического стихотворения. 1
А.С.Грибоедов «Горе от ума» (9 часов + 2р/р)
4.1 19.А.С.Грибоедов: личность и судьба 1
4.2 20.Художественное совершенство комедии. Персонажи, исходные мотивы сюжета. 1
4.3 21.«Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт комедии. 1
4.4 22-23.Чацкий в поединке с обществом. 2
4.5 24.Смысл названия комедии. Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. 1
4.6 25-26.«Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова.» 2
4.7 27.И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию. 1
4.8 28-29. Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». 2
А.С.Пушкин (13 часов + 2 р/р)
5.1 30.А.С.Пушкин: жизнь и судьба. 1
5.2 31.Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. 1
5.3 32.Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. 1
5.4 33.Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики А.С.Пушкина. 1
5.5 34.Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина 1
5.6 35 Обучение анализу лирического стихотворения. 1
5.7 36. «И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет» Поэма «Цыганы» 1
5.8 37. «Моцарт и Сальери»: два музыканта – две судьбы. Спор о сущности творчества. 1
5.9 38.«Евгений Онегин». История создания. Полемика вокруг романа. Замысел и композиция. 1
5.10 39.Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне¬гина. 1
5.11 40.«Татьяна, русская душою». Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга. 1
5.12 41.«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин 1
5.13 42.Образ автора в романе. Лирические отступления. 1
5.14 43-44Классное сочинению по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. 2
М.Ю.Лермонтов 14 часов (1ч. р/р)
6.1 45.М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Пушкин и Лермонтов) 1
6.2 46.Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. 1
6.3 47.Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина». 1
6.4 48.«Всякий плакал, кто любил». Тема любви в лирике Лермонтова. 1
6.5 49.«Печально я гляжу на наше поколение». Судьба поколения 30-х годов в лирике Лермонтова. 1
6.7 50.«Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин-«портрет поколения». 1
6.8 51.Повесть «Бэла». Печорин и горцы 1
6.9 52.Печорин и Максим Максимыч.
6.10 53.Повесть «Тамань». Основной конфликт. Обучение анализу эпизода. 1
6.11 54.Печорин и «водяное общество». Нравственные проблемы романа. 1
6.12 55.«Зачем я жил? Для какой цели родился?» Повесть «Фаталист». 1
6.13 56.Подготовка к домашнему сочинению по роману «Герой нашего времени» . 1
6.14 57.Итоговый урок по творчеству М.Ю.Лермонтова. 1
Н.В.Гоголь (8часов +2 р/р)
7.1 58.Н.В.Гоголь: страницы жизни. 1
7.2 59.«Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. 1
7.4 60.Типы помещиков в поэме. Деталь как средство создания образов. 1
7.5 61.«Неотразимо страшные идеалы огрубения». Обучение анализу эпизода. 1
7.6 62.«Неотразимо страшные идеалы огрубения». 1
7.7 63.«Город никак не уступал другим губернским городам. 1
7.8 64.«Кто же он? Стало быть подлец?» Образ Чичикова в поэме. 1
7.9 65.«Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме. 1
7.10 66-67.Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». 2
Русская литература второй половины ХIХ века
8.1 68.А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». 1
8.2 69.Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи».
8.3 70.Л.Н.Толстой «Юность»
8.4 71.А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника». 1
8.5 72. Беседа о стихах Н.А.Некрасова,Ф.И. Тютчева, А.А.Фета. 1
Раздел 4. Из русской литературы 20 века (17+1 р/р +1 вн/чт)
9.1 73.Человек и история. Богатство и разнообразии жанров и направлений русской литературы 20 в.. 1
9.2 74.И.А.Бунин «Тёмные аллеи»
9.3 75.М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Сатира в повести. Система образов.
9.4 76.Художественные особенности повести. Смысл названия. Сатира в повести.
9.5 77.М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Гуманизм шолоховской прозы. «Судьба человека». Образ главного героя.
9.6 78.Особенности сюжета и композиции.
Проблема нравственного выбора. Роль пейзажа.
9.7 79.А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа. Картины послевоенной деревни. 1
9.8 80.Образ праведницы в рассказе. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. 1
Раздел 5. Из русской поэзии 20 века.
10.1 81.Русская поэзия Серебряного века. Обзор. 1
10.2 82.А.А.Блок. «Трагический тенор эпохи». 1
10.3 83.С.А.Есенин – певец России. Тема Родины и тема любви в лирике Есенина. 1
10.4 84.В.В.Маяковский. «Он умел только любить и писать стихи» 1
10.5 85.М.И.Цветаева. Стихи о родине, о поэзии, о любви, о жизни и смерти. 1
10.6 86.Н.А.Заболоцкий. «Смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты – человек!» 1
10.7 87.А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. 1
10.8 88.Б.Л.Пастернак. «И вся земля была его наследьем» 1
10.9 89.А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. Стихи о войне. 1
10.10 90.Анализ любимого стихотворения поэта 20 века. 1
10.11 91.Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 – 20 веков. 1
Раздел 6. Из зарубежной литературы ( 6ч. )
11.1 92.Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…» 1
11.2 93.Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).
Множественность смыслов и её философский характер. 1
11.3 94-95.У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм, общечеловеческое значение героев. Трагизм любви.Гамлет как вечный образ мировой литературы.) 2
11.4 96-97.И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.Фауст как вечный образ мировой литературы). 2
11.5 98-99. Итоговая аттестация. Контрольная работа за курс основной школы. Выявление уровня литературного развития учащихся. 2
11.6 100. Итоговый урок. Задание для летнего чтения. 1
11.7 101-102. Резервный урок. 1
Приложение 1
Требования к оцениванию
1. Учитывать психологические особенности ребенка: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя идр.
2. Объективность оценки, оценивается результат деятельности ученика. 3. Сформированность у учащихся самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению.
3. Формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.
4. Формирование качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению - умения и желания осуществлять самоконтроль.
5. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Отметка «5» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
• не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменныхработ.9
Отметка «4» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания всего изученного программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
• допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований;
• умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
• допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале;
• не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
• допускает несколько грубых ошибок, большое число негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, значительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «1» ставится в случае, если обучающийся показывает полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Скачать Адаптированна рабочая программа по литературе