Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы учителя музыки. Развитие музыкально-творческих способностей у учащихся

Развитие музыкально – творческих способностей учащихся средствами музыкально – игровой драматизации
Методический материал для использования на уроках музыки для инсценировок песен и для использования в музыкальном театре «Развитие музыкально – творческих способностей учащихся средствами музыкально – игровой драматизации».
На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности.
Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций, уроков-дискуссий) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений.
Уроки музыки в форме диалога, направленные на формирование ценностных ориентаций младших школьников, предоставляют каждому учителю следующие возможности:
- проанализировать и обобщить результаты собственной музыкально-педагогической деятельности;
- наработать самостоятельный поиск решения задачи в общем музыкальном образовании – формирование ценностных ориентаций детей;
- обобщить методы, приемы, средства музыкальной работы с детьми.
Актуальность темы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих требований к современной личности.
Цель – формирование музыкально-творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе средствами музыкально-игровой драматизации.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- обозначить критерии и показатели музыкально-творческих способностей учащихся в музыкально-игровой деятельности;
На основе цели и задач сформулированы объект и предмет работы.
Объектом является процесс формирования музыкально-творческих способностей младших школьников.
Предмет – музыкально-игровая драматизация как средство реализации творческого потенциала учащихся младших классов.
В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой активное использование музыкально-игровой драматизации на уроках музыки и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей.
Накопленный научно-методический и практический опыт, позволяет определить основные направления формирования музыкально-творческих способностей учеников:
1) исследование особенностей подготовительного этапа развития музыкально-творческих способностей с учетом программы начальной школы;
2) разработка методики, позволяющей активизировать интерес детей к занятиям на уроках и во внеурочное время;
3) на основе активной творческой музыкальной деятельности развивать у детей воображение, фантазию, нестандартное мышление, необходимое в будущем человеку любой профессии, способствовать творческому отношению к любому делу.
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся
На сегодняшний день учеными разрабатываются методы решения проблем, связанных с развитием творческих способностей личности. Появляются методические разработки, рекомендации относительно выявления психологических особенностей одаренного ребенка, влияния окружающей среды на развитие его творческих способностей, соотношения творческой активности и здоровья детей, организации обучения по индивидуальным учебным планам и программам.
Успешное решение задач развития творческих способностей младших школьников непосредственно связанно с проблемой усовершенствования подготовки педагогов, их профессионально-педагогического мастерства и творчества. Работа с инициативными детьми требует творчески активного учителя с высокой психологической и педагогической квалификацией, обнаруживая в каждом из них творческую индивидуальность, введения в свою профессиональную деятельность элементы новых технологий и т.п.
Работа учителя в современном обществе должна быть направлена на развитие индивидуальных особенностей личности ученика в процессе общей с ним деятельности, а не просто на передачу определенного комплекса знаний и умений. Вместе с этим, существуют противоречия между требованиями к педагогической работе, которая должна быть личностно-творческой.
Понятие, роль и значение музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Одним из средств формирования музыкально-творческих способностей детей может быть музыкально-игровая драматизация. Она может использоваться при условии достаточно развитого восприятия музыки и наличия в активе школьников как двигательных, так и специальных навыков, таких, как мимика, сценическая игра, характерная интонация, чтобы на этой базе найти свой способ реализации творческого замысла. Драматизация очень близка ребенку, так как основана на действии. Именно в драматизации проявляется с наибольшей ясностью полный круг воображения. Стремление к действию, воплощение реальности, которое заложено в ребенке. Огромна познавательная и нравственная роль «театрального» воспитания Путь освоения развернутых театрально-сценических образов лежит через песню – жанр самый массовый и демократический. Имитация движений, о которых идет речь в текстах песен, помогает детям и их слушателям понять содержание и характер произведений. Пантомимическое отображение музыкально-поэтического текста дает возможность осознать более зримо поэтический текст.
Таким образом, в процессе разучивания музыкального произведения, которое является своеобразным сценарием, основными видами художественной деятельности является пение, музыкально - ритмические движения и тесно связанная с ними. Эти виды деятельности иногда чередуются или объединяются. Изучив основные направления современной общей и музыкальной педагогики, можно предположить, что реализация музыкально-игровой драматизации в процессе формирования у детей творческих способностей потребует применения целого комплекса тех педагогических принципов, которые положены в основу методических рекомендаций педагогов различных школ и направлений. Подводя итоги вышеизложенного теоретического материала, приходим к выводу, что само понятие «музыкально-игровая драматизация» включает в себя ряд компонентов, составляющих его суть.
Это:
- умение вслушиваться в музыкальное произведение;
- приобретение практических навыков музыкального искусства (пения, игровых и танцевальных навыков);
- накопление жизненного и музыкального опыта;
- наличие взаимосвязи слуха и исполнительских навыков;
- формирование музыкального и художественного мышления.
Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации
Творчество рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств личности: умственной активности, смекалки, изобретательности, стремления самостоятельно добывать знания, необходимые для выполнения конкретной работы, самостоятельности в выборе и решении задач, трудолюбия, способности видеть главное, общее в различных и сходных условиях, то есть всего того, что является базой для развития интеллекта.
Методика формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки
Для обучения детей и развития у них навыков музыкально-игровой деятельности была мной разработана система творческих упражнений, основанных на сочетании индивидуальных и групповых форм организации детей в условиях классно-урочной системы обучения, изучения целесообразности применения творческих задач в музыкальном развитии ребенка. Была установлена этапность формирования у учащихся различных способностей в процессе создания музыкально-игрового образа: исполнение роли отдельных характерных персонажей, показ образа в развитии, овладение способом совместных действий и способом сюжетно-композиционного развития.
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся осуществляется при обеспечении систематичности, последовательности, возрастающей сложности обучения. Усложнение в работе проходит по пути нарастания сложности учебно-музыкального материала и требований к качеству реализации творческого замысла.
I степень трудности – детям предлагаются песни и пьесы с яркими локальными образами, вызывающими у учеников желание передать характерные движения отдельных персонажей.
II степень трудности – инсценирование пьесы или песни с ярко выраженной динамикой развития.
III степень трудности – предлагаются пьесы и песни с контрастными образами, побуждающие детей к установлению взаимоотношений между персонажами и сюжетному развитию игры.
Каждая последующая степень трудности заданий включает в себя материал предыдущей с обязательным усложнением творческих задач.

Формирование творческого потенциала средствами музыкально-игровой драматизации требует решения следующих задач:
-активизация процесса восприятия музыки путем использования проблемного обучения: вводилась серия вопросов, активизирующих слушание музыки, заставляющих сравнивать, сопоставлять, обобщать; специальные задания, способствующие развитию фантазии, творческого воображения, памяти, приобретению слушательского опыта;
активизация сенсорного развития учащихся путем систематического применения музыкально-ритмических игр, способствующих развитию чувства ритма, лада, тембра, восприятию высоты звука и т.д., пониманию логики музыкального развития и формы произведения;
- формирование умения распознавать игровую ситуацию в драматизации инструментального произведения или песни, создавать игровой замысел, план его реализации;
- развитие фантазии и умения комбинировать полученные знания и для реализации творческих замыслов;
- развитие музыкальных и творческих способностей, умений, необходимых в коллективной музыкальной деятельности;
- приобретение учащимися практических навыков передачи особенностей музыкального произведения, его построения и форм в движении, точной согласованности движений и музыки, качества использования движений и их разнообразие;
- создание необходимых педагогических условий для творческой музыкальной деятельности.
Развитие элементов творчества осуществляется во всех видах музыкальной деятельности на уроках музыки, при этом важно использовать движения, сценические игры, пантомиму, элементы танца, короткие беседы, основанные на ассоциативных связях с литературой, театральным искусством, ситуациями повседневной жизни.
В процессе обучения особое внимание детей обращается на то, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь.
При этом учитываются возможности приобретения учениками навыков, в процессе выполнения ряда игр, упражнений, знакомящих с различными музыкальными произведениями. Благодаря этому у учащихся появляется возможность определенного выбора средств реализации творческого замысла. В качестве дидактического материала можно использовать специально подобранные игры и упражнения, например:
- «Поменяйся»
- «Лягушки»
- «Карусель»
- «Приглашение» (А.Е. Луговской)
- «Плетень» (Г. Франио, И. Лифиц)
- «Встречи в лесу» (Г. Франио)
- «Переменный шаг»
- «Шаг с притопом»
- «Хороводный шаг» (разных авторов) и т.д.
Весь этот материал распределяется между уроками музыки и ритмики с учетом специфики каждой дисциплины.
Развитию музыкально-творческих способностей каждого ученика способствует атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между учащимися и учителем музыки и ритмики.
Педагогические приемы многообразны. Например, на занятиях ритмикой одним из основных видов деятельности является импровизированный танец. Рассказ о первых весенних цветах может подтолкнуть учащихся к созданию таких танцев, как:
- «Подснежник»
- «Фиалка»
- «Ландыш».
Чтение стихотворений о животных и птицах служит импульсом к созданию забавных танцев:
- «Кошечка»
- «Медведь»
- «Лисичка
Важно поощрять нестандартные подходы детей к решению конкретных художественных замыслов; для полноценной самореализации учеников разрешается, по необходимости перемещение по классу; дисциплина достигается не традиционными педагогическими мерами, а посредствам положительной мотивации действий каждого учащегося.
Учитель постоянно должен обращать внимание на приобретение учащимися навыков общения друг с другом, учитывать певческую и слуховую нагрузку, применять разнообразные методы и способы активизации трудоспособности учеников, использовать различные варианты структуры уроков и чередования видов музыкальной деятельности.
Методика формирования музыкально-игровых навыков учащихся младших классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности
Особенностью является взаимосвязь уроков музыки и внеклассной художественно - творческой деятельности учащихся в студии « Театр после уроков».
Работа студии тесно связана с уроками музыки. Основной целью является постановка запланированного музыкального спектакля.
Знания, полученные на уроках музыки, непосредственно используются в работе школьного музыкального театра При выборе репертуара учитывается желание детей, степень их подготовленности, наличие необходимых исполнительских навыков. Чередуются групповые, индивидуальные и коллективные выступления. Это могут быть «гастроли» в другие классы. При распределении обязанностей нельзя забывать о «гримерах», «художниках», «бутафорах» и других службах.
В процессе работы с детьми проводятся специально подобранные сценические игры-упражнения. Такие тренировочные игры-упражнения используются для выработки средств и приемов, согласующихся с характером и манерой поведения персонажа, в соответствии с этим ученики определяют силу, высоту и тембр его голоса, находят оптимальный вариант выбора декораций, костюмов и атрибутов.
Например, для формирования выразительности движений детям можно предложить показать с помощью жестов,
- как плечи «говорят»: «Я горжусь»;
- как спина «говорит»: «Я очень старый»;
- как ребенок говорит: «Я люблю это варенье».
Для развития навыков имитационных движений, эмоциональной передачи характеров можно применить игры-загадки.
Например, показать:
1) зверушек, заблудившихся в лесу;
2) испуг, возникший в результате появления бежавшей на встречу большой собаки;
3) удовольствие, полученное от купания в реке в жаркую погоду.
Помимо передачи различных эмоциональных состояний дети могут подобрать необходимые атрибуты для более яркого воплощения образа, описать обстановку, в которой происходит действие.
В заключении разминки детям предлагается продемонстрировать свое актерское мастерство. Ребята должны с помощью определенных движений, жестов и мимиксочинить сказку-пантомиму, прослушав в аудиозаписи сказку «Волк и Семеро козлят» (муз. А. Ермолов) Обе формы обучения (урочная и внеурочная) направлены на один объект – личность учащегося. В урочной работе реализовался творческий потенциал учебного материала, активизируя его воспитательную функцию. Во внеурочной работе деятельности детей проходит в «Музыкальном Театре ».
Совместно с учащимися «Детской школы искусств» поставлены мюзиклы «Лесная сказка» , «Волк и семеро козлят», «Щелкунчик».
ИТОГОМ работы детей стали выступления на конкурсах разного уровня – районных, межмуниципальных, краевых. Юные артисты стали лауреатами и дипломантами этих конкурсов.
Заключение.
Предпосылками развития музыкально-творческих способностей является формирование активной позиции ученика, которая с приобретением ими опыта проявляется в самостоятельности решений и действий. Эта интеграция (активность и деятельность) требует конструктивного подхода и содействия в развитии творчества, что является условием успешного формирования творческого потенциала личности.
Творческий потенциал – это сложная, многоплановая структура со своей системой взаимосвязанных и взаимообусловленных способностей, проявляющихся в целеустремленной и планомерной деятельности, направленной на создание новых духовных и материальных ценностей, характеризующихся особым волевым устремлением, инициативным сознательным поиском, сосредоточением мыслительных, физических, эмоциональных усилий на объекте творчества.
В решении проблемы эстетического становления личности вопрос формирования творческой активности занимает особое место, являясь целью всей системы эстетического воспитания: формирования способностей воспроизводить, оценивать и создавать эстетические ценности.
Процесс формирования творческих способностей личности происходит под воздействием условий, создаваемых обществом для реализации творческого потенциала личности, а также рационального и эффективного использования этих условий самой личностью.
Главные развивающие факторы лежат в подготовительной работе, как раз в этом и состоит педагогическая функция музыкально-драматических средств на уроках музыки. В наше время театрализованные формы используются при изучении русской литературы, иностранного языка, все популярнее становится фольклорный и дидактический театр.
На мой взгляд, оптимальным вариантом методики может быть следующий: урок музыки + внеурочная работа.
Целесообразно включать в практику преподавания музыки элементы театрализованной игры (драматизации) и ритмики – активных формирующих приемов совместной творческой деятельности.
Список использованной литературы
1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя. – К.: Освіта, 1991.
2. Ананьев Б.Г. Вопросы дидактики и психологии начального обучения. Материалы научного совещания. [Под ред. проф. Б.Г. Ананьева и А.А. Люблинской.] Л., 1959.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.
4. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка. – 1984. Вып.3.
5. Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. М., "Мысль", 1974.
6. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1973.
8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
9. Баренбойм Л. За полвека: Очерки, статьи, материалы. – Л.: Сов. композитор, 1989.
10. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы/(В.С. Библер, Р.Р. Кондратов, И.Е. Берлянд и др.). – Кемерово, 1993.
11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. /Под ред. М. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. /Рос. акад. образования, Психологич. ин-т Междунар. Ассоц. "Развивающее обучение". – М.: ОПЦ ИНТОР, 1996.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретич.

Рекомендуем посмотреть:

Праздник «День Независимости». Сценарий Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон» Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность" Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки

Похожие статьи:

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Конспект урока музыки в 3 классе

Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Рекомендации по работе с микрофоном для учащихся начальных классов
Опубликовано: 2039 дней назад (25 сентября 2018)
Просмотров: 2935
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!