Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Составление рассказа на предложенную тему»
Задачи:
Упражнять в составлении рассказа на тему, предложенную воспитателем.
Уточнить значения слов мебель и посуда; развивать умение самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения.
Сравнивать предметы по признакам различия и сходства. Подбирать слова-антонимы, упражнять в составлении сложных слов и в словообразовании. Развивать внимание, память, связную речь.
Создавать и сохранять позитивную обстановку.
Ход занятия.
- Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось,
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
- А откроем мы глазки тогда, когда весеннее солнышко ласково согреет ваши глазки.
- А теперь погладим наши спинки:
- Твоя спинка – это пруд, по ней кораблики плывут.
- Твоя спинка как лужок, а сверху падает снежок.
- Твоя спинка как тетрадь, в тетради можно рисовать.
- Твоя спинка как окно, его помыть пора давно.
- Твоя спинка как дорожка, а по дорожке ходят кошки.
- Сейчас сядет тот, кто скажет наоборот:
-Весна ранняя – весна поздняя
-День веселый – день грустный
- Погода холодная-погода теплая
- Сядет тот, кто придумает сложное слово
-Короткий хвост - короткохвостый
-Острый клюв –остроклювый
-Черное крыло
-Длинные лапы
Сядет тот, кто скажет, какая стая.
- Лебеди, утки, голуби, грачи, соловьи, вороны, гуси (лебединая, утиная, голубиная, воронья…)
Воспитатель: Около нашего детского сада я нашла зайца. (Показывает игрушку.) Он сидел и плакал. У всех зверей есть дом, а у меня дома нет : лиса прячется… в норе, медведь спит… в берлоге, белка живет …, волк сидит в … а у зайцев нет дома. Они прячутся под кустиками. Давайте устроим зайцу хороший, теплый дом. Что мы поставим в комнате?
Дети: Мебель.
Воспитатель: Какую мебель?
Дети отвечают. Воспитатель расставляет у себя на столе мебель.
Какую еще мебель вы знаете?
Дети отвечают.
Какие бывают столы?
Дети: Обеденный, кухонный, письменный, журнальный.
Воспитатель: Для чего нужен обеденный стол? Письменный?
Дети отвечают.
Какие бывают шкафы?
Дети: Платяной, книжный.
Воспитатель: Как назвать одним словом стол, шкаф, кровать – что это?
Дети: Мебель.
Из чего зайка будет есть и пить?
Дети отвечают.
Как все эти предметы можно назвать одним словом?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Какие еще предметы посуды вы знаете?
Дети отвечают.
Для чего нужны чашка и стакан?
Дети отвечают.
Чем различаются чашка и стакан?
Дети: Стакан прозрачный, а чашка нет, стакан выше чашки.
Воспитатель: Сравните теперь стакан и кружку. Чем они отличаются?
Дети: Стакан из стекла, стеклянный, а кружка сделана из металла, металлическая, стакан прозрачный, а кружка нет, кружка выше стакана.
Воспитатель: Что выше – стакан или чашка?
Дети: Стакан выше, а чашка ниже.
Воспитатель: Из чего едят суп?
Дети: Из тарелки.
Воспитатель: Из чего едят второе?
Дети: Тоже из тарелки.
Воспитатель: Как называются тарелки для первого и для второго блюда?
Дети: Тарелки глубокие и мелкие.
Воспитатель: Заяц ждет гостей. Поможем ему накрыть на стол?
Дети отвечают.
Куда заяц положит хлеб? Как называется специальная посуда для хлеба?
Дети: Хлебница.
Воспитатель: Для сахара? Для салата? Для сухарей? Для салфеток? Для конфет?
Дети: Сахарница, салатница, сухарница, салфетница, конфетница.
Воспитатель: Правильно. Гости любят пить чай и кофе. В чем заваривают чай?
Дети отвечают.
В чем варят кофе?
Дети отвечают.
В чем заяц подаст к столу молоко?
Дети: В молочнике.
Воспитатель: Сливки?
Дети: В сливочнике.
Воспитатель спрашивает, кто хочет рассказать, как заяц ждет гостей и накрывает на праздничный стол. Вызывает трех детей, предлагает распределить обязанности: один должен рассказать, как заяц устроил дом и пригласил друзей, второй – как заяц готовился к встрече гостей, третий – закончит рассказ. Дети оценивают рассказы смайликами.
Проводится физкультминутка.
Игра с мячом «Рыба. Птица. Зверь»
Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с мячом. Бросая мяч по очереди детям, воспитатель говорит: «Птица!». Тот, кто получил мяч, должен быстро назвать какую-либо птицу. Таким же образом называют животных и рыб. Необходимое условие: не повторяться.
Игра на рифмовку «Зайка, зайка, где ты был…»
Игра «Найди одинаковые слоги» ( положить в контейнер слова с одинаковыми слогами: машина, малина; чашка, кружка…- интерактивная доска)
Игра «Найди свой домик» (раздать предметные картинки: у кого первый звук в слове мягкий подходят к зеленому кружку, у кого твердый - к синему)
Игра «Найди пару» (Раздать предметные картинки: по сигналу «Найди пару» дети находят картинку, на которой название предмета начинается с того же звука)
Упражнение «Сухой душ»
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Надо душ сухой принять.
Детям предлагается пройти через «сухой душ».
- Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения сохранится в вас надолго.
Оценка занятия: Что вам больше всего понравилось делать? Что было трудно делать?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Конспект занятия по развитию речи в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Кто
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе