Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Кто живет в реке».
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель, ГБОУ г. Москвы "Школа №285 имени В.А. Молодцова", структурное подразделение №13.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Ознакомление детей с обитателями пресноводных рек.
Задачи:
- Закреплять знания о пресноводных обитателях рек.
- Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегу рек.
- Развивать связную речь и активизировать словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к жизни пресноводных обитателей.
Материал: картинки с изображением реки и подводных обитателей (рыб, лягушки и рака).
Предварительная работа: рассматривание картин на данную тему.
Ход занятия
Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие и окажемся на берегу реки.
- Ребята, а кто может жить в реке и на берегу рек?
- В реке живет очень много рыбы. По берегам рек гнездится много птиц.
- Ребята, а каких водоплавающих птиц вы знаете?
- Послушайте и отгадайте загадку
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
- Правильно, это
утка.
- Послушайте еще одну загадку
Улетели с севера на юг.
И теряли белый, белый пух.
- Правильно, это
лебеди.
- Ребята, а чем эти птицы похожи?
- Правильно, все они водоплавающие, и питаются мелкой речной рыбкой.
- Послушайте еще мои загадки.
Хвостом она виляет,
Зубаста, а не лает.
Кто же это?
- Правильно, это
щука.
Стой, плотва и караси!
И пощады не проси!
Я хозяйка здесь, в пруду.
На охоту я иду.
- Ребята, а кто же еще может жить под водой?
- Правильно,
рыбы.
Рыбка хвостиком виляет,
Грациозно проплывает,
По течению реки,
Не страшны ей рыбаки!
Корм не требует она,
Чудо, как она умна,
Есть у рыбки хитрый план,
Ведь её река — экран!
- Каких вы знаете речных рыб? (ответы детей)
- Послушайте мои загадки:
От зубастой щуки скрылся,
В зарослях он притаился.
Выплыл с тины серебрясь...
Как его зовут?
- Правильно, это
карась.
Он всеядный и большой,
Скрытый желтой чешуёй.
Ил его любимый скарб...
Как зовут все рыбку?
-Правильно,
карп.
Он предок карпа, очень крупный,
Камыш он любит изумрудный.
Очень жирный, как кабан...
Как зовут его?
- Это, ребята,
сазан.
Она похожа на плотву,
В иле копается на дну.
Глаз кровавый, дальнозорка...
Как зовётся?
- Правильно,
красноперка.
Совсем не крупный, но усатый,
Зеленовато-буроватый.
Он в речке мудрый секретарь...
Как все зовут его?
- Это, ребята,
пескарь.
Он, голым плавает в воде,
Живёт в песке, на самом дне.
Из него плохой гребец...
Как все зовут его?
- Это, ребята,
голец.
В омуте речном живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это…
- Правильно, это
сом.
Есть в речке демон из шипов,
С защитой от щучьих клыков.
Он весь в колючках, не тревожь...
Как зовут ту рыбку?
- Правильно,
ерш.
-Послушайте стихотворение про ершей Ю. Могутина
Над речушкою в тиши
Шелестят камыши
А в воде у камышей
Шесть задиристых ершей
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей.
- О чем это стихотворение, ребята?
- А еще в реке обитает рыба, похожая на змею.
- Кто знает, как она называется?
Перепутать вы смогли бы
Со змеёю эту рыбу,
Так похожи друг на друга!
Но в воде всего лишь угорь.
-Да, ребята, это рыба –
угорь.
- А сейчас мы с вами отдохнем немного и поиграем.
Проводится физкультминутка «Мы, как рыбки»
(дети выходят на ковер и изображают плавающих рыбок)
- Ребята, а кто еще помимо рыб живет в речной воде?
- Правильно, это
рак.
-Послушайте стихотворение Марка Львовского про рака
Рак клешнями шевелит,
Он на самом дне сидит,
Ловко пятится назад,
Он добыче очень рад!
- О чем это стихотворение?
- А кто же еще живет в речке?
- Правильно, это
лягушки.
- Послушайте стихотворение Евгения Корюкина про лягушат
У меня на даче
Есть заросший пруд.
Много головастиков
Летом в нем живут.
Как наступит время,
Крошек-лягушат
Выпрыгнет на берег
Боевой отряд.
Их замаскирует
Сочная трава.
Клич раздастся звонкий:
Ква-ква-ква-ква-ква!
- Наше занятие подходит к концу.
-Сейчас я вам прочту небольшое четверостишие. А вы подумайте и скажите мне о чем оно?
Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что посажен на крючок.
- Почему же рыбке страшен червячок?
- Правильно на червячков ловят рыбку из воды.
Давайте с вами подведем итог и ответим на мои вопросы:
- Кто живет в реке?
- Какие названия рыб вы запомнили?
- Вам понравилось наше «путешествие на речку»?
- Занятие окончено. Все молодцы.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Конспект занятия по развитию речи в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тем
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе