Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5-6 лет с ОНР «Помогаем маме».
Конспект будет полезен воспитателям, работающим с детьми с нарушениями речи.
Цель: Формирование у детей представления о притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.
Задачи:
1.Формировать у детей умение образовывать и употреблять во фразах притяжательные прилагательные с суффиксом – ин- с направляющей помощью Воспитательа, согласовывать с существительными в роде и числе с опорой на вопрос (Чей? Чья? Чьи? Чьё?).
2.Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) через установление принадлежности предметов объектам по возрастным признакам, через классификацию предметов по их назначению.
3.Воспитывать аккуратность, отзывчивость, желание помочь людям.
Предварительная работа: беседа о разновидностях и назначении, возрастных отличиях одежды, обуви, головных уборов, рассматривание натуральных объектов и предметных картинок, повторение стихотворения «Игрушки», пальчиковой гимнастики «Семья».
Оборудование:
Демонстрационный материал: мольберт, предметная картина «Семья», картины-шутки «Катя», «Дима», два варианта картин с наложенными изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов (по три на каждой), плоскостной макет шкафа с открывающимися дверками.
Раздаточный материал: на ковре мелкие предметные картинки по теме на липучках.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети стоят вокруг Воспитателя, возле мольберта, на котором висит картина «Семья».
Воспитатель: - Я хочу вас познакомить с одной большой и дружной семьей, в которой есть дети: Катя и Дима. Давайте назовем членов этой семьи.
Дети называют: - Мама, папа, дедушка, бабушка, Катя и Дима.
Воспитатель: - А Катя для мамы и папы кто? - Дочка. А для бабушки с дедушкой? - Внучка.
Дима для мамы и папы кто? - Сын. А для бабушки с дедушкой? - Внук
2. Знакомство с притяжательными прилагательными.
Дети садятся за столы.
Воспитатель выставляет на доску две картинки с наложенными изображениями предметов.
Игровое упражнение «Узнай предмет».
Воспитатель: - Ребята, вот для вас волшебные картинки. Здесь предметы, которые носят члены этой семьи. Попробуйте их узнать. Найдите шляпу мамы. Ника, покажи ее на картинке, обведи указкой (ребенок выходит к доске, обводит предмет) – Правильно, это шляпа мамы. А можно сказать по-другому: «Это мамина шляпа» - Дети, это чья шляпа? Дети отвечают хором: «Это мамина шляпа». - Найдите фартук бабушки. Вова, обведи фартук бабушки указкой (ребенок выходит к доске, обводит изображение) А как можно сказать по-другому? (обращается к детям) Это чей фартук? (Дети отвечают хором) - Да, это бабушкин фартук.
По аналогии: папины ботинки, дедушкины валенки, Катино платье, Димина кепка)
Воспитатель: - Давайте повторим, чьи вещи мы нашли на волшебных картинках. Дети индивидуально отвечают.
Затрудняющимся детям Воспитатель задает опорные вопросы («Чьё это платье?»...)
Воспитатель: - Платье и фартук – это что? Дети: - Это одежда
Ботинки и валенки – это что? - Это обувь
Шляпа и кепка – это что? - Это головные уборы
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть с пальчиками стоя.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья!
3. Употребление притяжательных прилагательных в простой фразе.
Катя и Дима еще маленькие, и ходят в детский сад, но очень хотят стать взрослыми. Поэтому часто наряжаются во взрослые вещи. Воспитатель вносит картинки-шутки. Задает вопросы детям.
- Катя надела чей фартук? … Правильно, бабушкин. Бабушка - хозяйка на кухне. Катя обула чьи туфли? … Да, мамины. Разве девочка может ходить на таких каблуках. Катя надела чье платье? … Конечно, разве девочки носят такие длинные платья. Катя надела чью шляпку?... А как ты догадалась, что это мамина шляпка?
Дети употребляют во фразах готовые притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными. Неправильные индивидуальные ответы исправляются детьми или Воспитателем.
По аналогии работают с картинкой «Дима»
( папины брюки, папина шляпа, дедушкины валенки, дедушкин жилет)
Воспитатель: - Получилось ли у детей с помощью этих вещей стать взрослее? Конечно, нет. Только беспорядок навели! (Воспитатель указывает на ковер с разбросанными картинками)
Давайте отдохнем, а потом поможем детям разложить все эти вещи по местам.
Физкульминутка: Проговаривание стихотворения «Игрушки» с движениями и эмоциями.
В наш детский сад ходит много ребят.
Игрушку из дома нести каждый рад.
Катин зайчишка прыгает так,
Вовин мишутка топает так,
Машина кукла плачет вот так,
Тимина рыбка плавает так.
Танечкин мячик скачет вот так.
Любят игрушки все дети вот так!
4. Включение притяжательных прилагательных в развернутое высказывание по образцу Воспитателя.
Дети садятся на стульчики. Выставляется макет шкафа с тремя отделениями. Открываются дверцы.
Воспитатель: - Дети, что это? ( Это шкаф) А сколько отделений в этом шкафу? Давайте посчитаем (показывает сверху-вниз) – Три.
Головные уборы мы положим на верхнюю полку.
Предметы одежды повесим на вешалки, а обувь мы поставим на нижнюю полку.
Давайте сначала я попробую. Берет картинку с ковра.
Воспитатель: - Это дедушкин свитер. Я повешу его на вешалку, потому что это одежда.
Возьмите каждый по картинке. Угадайте, чья это вещь, а затем найдите ей место в шкафу.
Дети берут с ковра по одной картинке и садятся на стульчики. Подходят по одному к шкафу, прикрепляют свои картинки в нужное место. Строят высказывания по образцу, по наводящим вопросам: «Чью шубу?», « Почему на вешалку?»
Например: «Это мамина шуба. Я повешу мамину шубу на вешалку, потому что это одежда»
По аналогии: Катин берет, мамина шуба, бабушкины тапки, папина шляпа, дедушкины сапоги (солдатские, старые), Димина футболка.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой у нас порядок! Чьи вещи мы разложили в шкафу (хоровые ответы: «мамины», «папины»…) Вещи находятся на своих местах. Как называются предметы, которые лежат на верхней полке. Правильно, головные уборы. А те, которые висят на вешалках? … Правильно, одежда. А на нижней полке стоит что? (обувь).
Теперь в доме чистота и порядок. Но как же нам помочь Кате и Диме. Что им посоветовать? Ведь они так хотят стать взрослыми. Что могут делать в доме дети как взрослые? Чем могут помочь своей семье? Дети предлагают свои варианты дел. - Правильно, надо совершать взрослые поступки, помогать своим родным и тогда они скажут: «Какие вы молодцы, совсем уже взрослые!»
Ребята, мне будет очень интересно узнать, как вы дома помогаете своим родным. Расскажите мне потом?
... Молодцы ребята! Теперь Катя с Димой знают, что нужно сделать, чтобы повзрослеть!
Рекомендуем посмотреть:
Коррекционно-развивающее занятие "Праздник каши" для детей подготовительной группы с ОНР
Конспект занятия в детском саду по окружающему миру в старшей группе с презентацией: Хлеб - наше бог
Опытно-экспериментальная деятельность детей подготовительной группы с ОНР. Конспект
Конспект интегрированного занятия в средней группе. Ознакомление детей с национальными традициями Уд