Познавательный исследовательский проект "Волшебница вода" для детского сада. Старшая группа
Познавательно-исследовательский проект "Волшебница вода" для детей старшего дошкольного возраста
Тема проекта: «Волшебница вода» Вид проекта: познавательно-исследовательский Срок реализации: две недели Возраст детей: 5-6 лет Пояснительная записка
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно – исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний и навыков, а главным образом как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомление детей с миром окружающих их живой и неживой природы.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Проблема проекта
Отсутствие у детей представлений о состоянии воды, ее свойствах. Актуальность проекта
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, осуществляемые ребенком, выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
В своей практике мы недостаточно используем материалы природного происхождения, что очень интересно детям – это наблюдения, различные исследования, эксперименты с природным материалом в совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной деятельности детей.
Мы мало обращаем внимание детей на то привычное, что нас окружает, чем мы пользуемся ежедневно - это Вода.
Свойства воды в разных состояниях (пар, вода, снег, лед, явления природы, связанные с водой - дождь, туман, роса, град и т. д.) – объекты окружающие детей, но мало ими изученные, представляют большое поле для проведения элементарных опытов, позволяющих расширить и углубить познавательную сферу детей.
Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности принимать решения.
Вызывает стремление к достижению цели, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности. Цель: развитие первоначального интереса дошкольников к воде, как к объекту неживой природы. Задачи:
• Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), состояние воды;
• Развивать любознательность, а также психические процессы – мышление, внимание, память;
• Развивать навыки элементарного экспериментирования;
• Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
• Пополнять запас знаний родителей о значении экспериментирования.
Методы и формы работы:
- консультации для родителей (папка)
- самостоятельная деятельность детей в уголке природы
- оформление картотеки опытов с водой
- продуктивная деятельность
- дидактические игры
- наблюдения на прогулках за живой и неживой природой
- чтение художественной литературы
- беседы
- заучивание загадок, пословиц, поговорок
- проведение экспериментов и исследований с водой. Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта у детей пополнятся знания о воде, ее свойствах, состояниях.
Сформируются начальные умения в опытнической деятельности.
Родители совместно с детьми проводили опыты и эксперименты в домашних условиях. Паутинка проекта
1 этап предварительный
1. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
2. Подбор художественной литературы, энциклопедий.
3. Составление картотек загадок, стихов, поговорок, пословиц
4. Составление картотеки опытов с водой.
5. Подготовка оборудования для опытов с водой.
6. Мониторинг
7. Изготовление дидактических игр
8. Подбор сказок о воде 2 этап основной
3 этап заключительный: ННОД Тема: «Волшебница вода» (конспект см. приложение). Цель ННОД: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостью (водой). Задачи:
• Развивать познавательно - исследовательскую активность в процессе в
экспериментальной деятельности с водой;
• Закрепить знания детей о свойствах воды, состояниях; Очистка воды с помощью фильтра;
• Закреплять технику проведения опытов с водой;
• Развивать любознательность;
• Расширять и активизировать словарь (речная, морская, болотная, океаническая);
• Воспитывать умение слушать друг друга. Вывод. В ходе реализации проекта «Волшебница вода» появились у детей исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы, устанавливают причинно-следственные связи).
Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой.
Усвоены знания о свойствах воды и ее состояниях.
Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Анализируя результаты диагностики на завершенном этапе проекта, выявила, что значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта.
Список литературы
1 Горькова Л.Г.,Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
2 Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»
3 Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2004, № 7 2005.
4 Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода» - М., ООО «Издательство Скрипторий 2003»
5 Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Москва «Просвещение» 2005
Скачать Познавательно-исследовательский проект "Волшебница вода" для детей старшего дошкольного возраста