Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игра для школьников 7 класса с презентацией на тему: Насекомые

Сценарий урока-игры. Урок-обобщение по теме "Класс Насекомые"
Автор: Карпенко Татьяна Владимировна, учитель биологии, МБОУ СОШ № 59, г.Новосибирска
Цель игры: обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии.
«Удивительные шестиногие планеты»
Проводится как внеклассное мероприятие или как урок-обобщение. Заранее дается задание нарисовать на ватмане формата А2 фон и название отряда. Например: Чешеукрылые, Жуки, Клопы, Стрекозы, Двукрылые, Перепончатокрылые и т.д.

Задание №1. Собери свой отряд насекомых по признакам.
Данный текст разрезаем на полоски, перемешиваем и раздаем детям. Каждый учащийся получает текст, в котором говорится о насекомом. Задание: определить отряд и найти «товарищей по отряду»(дети свободно перемещаются по классу, определяются в группы и встают к столу с соответствующим рисунком). После проверки учителем правильно определенной группы, текст каждого наклеивается на плакат, команда получает баллы.

Отряд насекомых с полным превращением, наиболее характерная особенность представителей которого — наличие густого покрова хитиновых чешуек (уплощённых волосков) на передних и задних крыльях. Для большинства видов характерен специализированный сосущий ротовой аппарат с хоботком. Форма и размах крыльев весьма разнообразны: от 2 мм до 30 см
Развитие с полным превращением: имеются стадии яйца, личинки (называемой гусеницей), куколки и имаго. Личинка червеобразная, с недоразвитыми брюшными ногами, мощными покровами головы, грызущим ротовым аппаратом и парными железами, выделения из которых, при соприкосновении с воздухом, образуют шёлковую нить.
Общеупотребительное русское название представителей данного отряда — «старуха, бабка» и представлениям об этих насекомых, как о душах умерших. И по сей день во многих сёлах и деревнях их называют «бабуля», «бабушка», «бабучка», «бабурка», «бабка».
Слово «моль» по одной версии, является производным от «молоть» (тогда этимологическое значение слова — «дробящее (повреждающее) насекомое»)
Вряд ли найдется на свете человек, который не восхищался бы ими так же, как восхищаются красивыми цветами. Недаром в древнем Риме верили в то, что эти насекомые произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Во всех уголках мира есть любители, коллекционирующие их с не меньшей страстностью, чем другие коллекционеры собирают произведения искусства.
Красота насекомых в их крыльях, в их разнообразных расцветках. В то же время крылья — важнейший систематический признак отряда: они покрыты чешуйками, от структуры и расположения которых зависит причудливость окраски. Чешуйки представляют собой измененные волоски.
Отряд насекомых с полным превращением. Отличительным признаком отряда, является наличие только одной передней пары крыльев. Задняя пара у них преобразована в булавовидные органы равновесия — жужжальца. Встречаются повсеместно, включая Антарктиду.
Многие кровососущие являются переносчиками инфекционных заболеваний (малярия, жёлтая лихорадка и др.). Однако в то же время они имеют большое значение для сельского хозяйства, поскольку являются опылителями различных растений, в том числе культурных.
Для них характерна переднемоторность — они используют для полёта только переднюю пару крыльев. Задняя пара крыльев преобразуется у них в органы равновесия. У некоторых, в основном паразитических форм, крылья могут отсутствовать.
Основными чертами являются сохранение у взрослой стадии лишь первой пары крыльев— органов быстрого и совершенного полета, крылья заднегруди превращены в жужжальца. Они служат балансирующим органом.
Строение ног тесно связано с их образом жизни. Подвижные, быстро бегающие имеют короткие крепкие ноги. Другие же, днем обычно скрывающиеся среди растительности, обладают длинными конечностями, приспособленными для лазания среди сплетения стеблей травы или в листве деревьев и кустарников. Лапки ног заканчиваются коготками, у основания которых прикрепляются 2—3 особые подушечки-присоски. С их помощью эти насекомые могут свободно передвигаться по совершенно гладкой поверхности.
Остроумными опытами доказано, что у этих насекомых подушечки на лапках служат не только для передвижения, но являются дополнительными вкусовыми органами, сигнализирующими о съедобности того субстрата, на который село насекомое.
К отличительным признакам этого отряда можно отнести: из двух пар крыльев задние меньше передних, крылья с редкой сетью жилок, редко без жилок (есть и бескрылые формы), на переднем крае заднего крыла расположен ряд крючковидных зацепок, входящих в соответствующую им складку на заднем крае переднего крыла, грызущие и лижущие или только грызущие ротовые органы и полное превращение.
Задняя пара крыльев меньше и при полете имеет подчиненное значение. У живых насекомых обе пары крыльев обычно скрепляются при помощи крючков друг с другом и работают как одна плоскость. Некоторые виды (рабочие особи и некоторые насекомые) не имеют крыльев. Размер варьирует от 0,2 мм до 135 мм, но обычно менее 20 мм.
Экономическое значение этих насекомых велико и разнообразно. Прежде всего, следует сказать об одном из немногих домашних насекомых, издавна дающем человеку мед, воск и пчелиный клей. Но сейчас стало известно, что наибольшую пользу это насекомое приносит, опыляя культурные растения.
Важными опылителями являются и многие дикие пчелы. В последние годы началось одомашнивание еще одних насекомых — шмелей, причем разводятся они именно для того, чтобы с их помощью опылять красный клевер.
Ведущее место в биологическом методе борьбы занимают насекомые этого отряда. Достаточно сказать, что в 80 хорошо изученных случаях, когда ввоз и использование естественных врагов вредных насекомых привели к тому, что опасность массового размножения этих вредителей была ликвидирована полностью.
Это наземные или водные насекомые, тело которых чаще всего умеренно уплощённое. Главный признак этих насекомых — ротовые органы колюще-сосущего типа; хоботок почти во всех случаях прикреплён к передней части головы и треугольный щиток на спине. Промежуточная стадия между яйцом и имаго называется нимфой.
Образ жизни этих насекомых весьма разнообразен, они являются растительноядными (высасывают соки различных частей растения), паразитами млекопитающих и птиц, микофагами (питаются грибами), хищниками (охотятся на мелких беспозвоночных), живут в сетях пауков, а также живут в воде и на её поверхности; некоторые виды встречаются даже в открытом океане. Они ограничены только способностью проникать внутрь древесных тканей и паразитировать внутри живого организма.
Обладают колюще-сосущим хоботком, который отходит от переднего края головы. Крылья сложены на спине плоско, их основание жесткое, вершина перепончатая. В зависимости от образа жизни ноги у них бывают бегательные, ходильные, плавательные, а также копательные и хватательные. Среднегрудь наиболее массивна, образует сверху треугольный щиток.
На заднегруди этих насекомых открываются отверстия пахучих желез. Неповторимый запах их знаком всем. Секрет пахучих желез служит для отпугивания врагов и привлечения особей противоположного пола. У хищных и водных насекомых этого отряда пахучие железы отсутствуют.
Их яйца похожи на бочонок с крышечкой. Превращение неполное, личинки похожи на имаго и с 3-го возраста приобретают зачатки крыльев. В отличие от взрослых, у них нет простых глазков, а отверстия пахучих желез открываются на спинной стороне брюшка тремя непарными отверстиями. Личинки проходят несколько возрастов и развиваются от нескольких недель до двух лет.
Большинство питаются, высасывая соки растений, многие виды сильно вредят. Помимо того, они могут переносить вирусы, вызывающие болезни растений. Многие относятся к хищникам, а некоторые стали паразитами, и связаны с птицами, млекопитающими, летучими мышами.
Насекомые характеризуются стройным, вытянутым, иногда ярко окрашенным или блестящим туловищем, крупной хорошо обособленной от него головой, большую часть поверхности которой составляют огромные глаза.
Большинство насекомых летает днем в самые жаркие часы. Их бывает особенно много по берегам водоемов, но нередко целые стаи их носятся по опушкам леса. На лету они ловят свою добычу — комаров-дергунов, настоящих кровососущих комаров и других мелких насекомых. Если булавкой отогнуть им нижнюю губу и раздвинуть челюсти, видно, какая огромная пасть у этих прожорливых хищников!
Деятельны в теплое время дня, на солнце. Личинки этих насекомых развиваются в воде. Личинки активные хищники, нападающие на мелких водных животных, в основном насекомых. Личинки имеют маску, с помощью которой могут питаться.
Эти насекомые одни из древнейших насекомых нашей планеты: их возраст 330 миллионов лет. Появились они в начале каменноугольного периода, то есть задолго до динозавров. Когда появились они, на Земле не было еще ни летающих ящеров-птеродактилей, ни птиц, ни летучих мышей. Это были единственными летающими хищниками, гигантскими, с размахом крыльев до 70 см.
Многие очень чувствительны к загрязнению воды и могут служить своеобразными индикаторами чистоты водоема. К ним относятся представители, живущие в быстротекучих водах, — красотки, фатима, дедка обыкновенный, булавобрюх кольчатый.
Среди 800000 видов насекомых эти насекомые настоящие мастера полета. В теплые летние дни часами могут парить над прудом, почти не делая движений крыльями. Увидев добычу, безошибочно схватывают ее в молниеносном повороте. Совершая 30 взмахов крыльями в секунду, производят шум, не воспринимаемый ухом человека и используют крылья как солнечные батареи.

Задание 2. «Знаете ли вы?» (викторина) по 1 баллу за правильный ответ
1. Что такое энтомология? (наука о насекомых)
2. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летающие насекомые? (летающие насекомые)
3. Какой жук носит название того месяца, в котором он появляется? (майский жук)
4. Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих? (жук-олень)
5. Что такое мирмикология? (наука о муравьях)
6. Как можно узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи закрывают все ходы и выходы).
7. К какому отряду относят Платяную моль? (чешуекрылые)
8. В кого превращала князя Гвидона царевна лебедь в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина? (комар, муха, шмель).
9. Один из женихов Дюймовочки, тоже насекомое. (майский жук)
10. Вспомните наиболее популярную книгу о насекомых – она начинается именинами и заканчивается свадьбой. (Муха-Цокотуха)
11. Из какого произведения строчки и о ком идет речь: «Злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты и слоны»? («Тараканище» К.И.Чуковский

Задание 3. «Общая характеристика»
Команда, должна дописать общие признаки Класса Насекомых.
команда ________________________________
1. Насекомые – один из классов в типе ________________________________
2. Насчитывают более 1 млн.видов. Занимают первое место по ___________.
3. Среда обитания – ________________________________.
4. Части тела – ________________________________.
5. Количество ходильных ног- ________________________________.
6. Наличие крыльев – ________________________________
7. Органы зрения – ________________________________.
8. Скелет – ________________________________.
9. Кровеносная система – _________________ сердце_______________, вместо крови ___________________.
10. Дыхательная система – ________________________________
11. Пищеварительная система –________________________________.
12. Выделительная система – ________________________________.
13. Особенности размножения ________________, оплодотворение- __________.
14. Развитие ____________ и ________________________________
15. Роль в природе –________________________________
16. Значение в жизни человека – ________________________________

Задание 4. «Кто есть, кто»
Распределите насекомых по отрядам.
гладыш, кобылка, аполлон, овод, сверчок, плавунец, тутовый шелкопряд, голиаф, слепень, божья коровка, комар, медведка, пчела, наездник, шмель, адмирал, водомерка, вредная черепашка, лимонница, кузнечик, скарабей.
Ответы:
1. Кобылка, сверчок, медведка, кузнечик – прямокрылые.
2. Слепень, овод, комар, кровососка – двукрылые.
3. Плавунец, голиаф, скарабей, божья коровка – жуки (жесткокрылые).
4. Пчела, пилильщик, наездник, шмель – перепончатокрылые.
5. Щитник, водомерка, гладыш, вредная черепашка – клопы (полужесткокрылые).
6. Лимонница, адмирал, аполлон, тутовый шелкопряд – бабочки (чешуекрылые).

Задание 5. «Третий лишний»
Для следующего нашего конкурса вы сначала должны составить название насекомого, затем определить кто из 3 представителей лишний и почему? (мах 2 балла, если составили и определили кто лишний и почему – 2 балла, только составили – 1балл).
1 гр.
1. Печал, вумрайе, апернци. Пчела, муравей – перепончатокрылые, репница-бабочка.
2. Шва, облха, оббакач. Вши, блохи-паразиты, бабочка-не паразит
2 гр.
1. Амкор, олкп, ахму. Комар, клоп – рот.ап. колюще-сосущий, муха – лижущий.
2. оббакач, учкзинке, аарктан. Бабочка, таракан – полное превращение, кузнечик - неполное
3 гр.
1. Лачпе, рошлекпдя, крстеоаз. Пчела, шелкопряд-одомашнены, стрекоза-не одомашнена.
2. Псеельн, дово, рувйема. Слепень, овод – двукрылые, муравей-перепончатокрылые.

Задание № 6. Определи название насекомого по фотографии, к какому отряду он относится?Заполни таблицу.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Таблица

Ответы:
1. клоп ягодный,
2. Капустная белянка,
3. Клоп постельный,
4. Жук-носорог,
5. Стрекоза обыкновенная,
6. Муха навозная,
7. Рыжий муравей,
8. Майский жук,
9. Клоп солдатик,
10. Оса,
11. Бабочка Махаон,
12. Овод,
13. Кузнечик зеленый,
14. Жук бронзовка,
15.Комар обыкновенный
Подведение итогов. Выставление оценок.
Скачать Сценарий урока-игры. Урок-обобщение по теме "Класс Насекомые"

Рекомендуем посмотреть:

Игра по биологии для 6-7 классов "Эти замечательные животные" Внеклассное мероприятие по биологии ко Дню птиц, 5-7 класс Брейн-ринг по биологии для старшеклассников Интеллектуальная игра по биологии, 6-7 класс с презентацией

Похожие статьи:

Игра по ботанике 6 класс с ответами

Игра - соревнование про птиц для школьников, 6-7 класс

Ролевая игра по биологии, 7 класс

Игра «Что? Где? Когда?» по биологии, 9-11 классы

Кроссворды по биологии для 5 класса с ответами и вопросами

Опубликовано: 2191 день назад (6 ноября 2018)
Просмотров: 3319
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!