Использование произведений устного народного творчества (малых форм фольклора и сказок) в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Устное народное творчество является одним из важнейших средств обучения родному языку.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит, и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменима в коррекционной работе.
Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации. [5]
Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.
Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде. [1]
Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?
Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух слова и фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух.
Устное народное творчество – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, нужно использовать его в полной мере.
В нашем понимании
коррекционно-образовательная среда выступает не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как ее моделирование и конструирование требует от педагога глубоких знаний, высокого профессионализма, творческого поиска, гибкого сочетания традиционных и нетрадиционных технологий, умения работать с детьми, их родителями, людьми, обеспечивающими коррекционный процесс.
Чтобы добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, можно использовать сюжетно-тематическую организацию занятий со сказочной тематикой, поскольку данные занятия более целесообразны для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствуют детским психофизическим данным, а также максимально реализуют потенциальные возможности детей.
Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора.
Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи. [2]
Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. [4]
Интенсивное развитие речи с применением данных методов обеспечивает:
* взаимосвязь изучения родного языка с развитием
коммуникативно-речевых и творческих способностей детей, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
* интенсивное развитие видов речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
* развитие художественно-образного и логического мышления детей, воспитание культуры речевого общения;
* повышение активности детей, их самостоятельности, способствующее умственному и речевому развитию;
* способность осмысленно говорить;
* обогащение речи детей, развивает их внимание и интерес к языковым явлениям;
* расширение и уточнение представлений об окружающем в ходе чтения сказок, слушанья музыки, рассмотрения иллюстраций;
* развитие фонематического слуха;
* развитие общей и мелкой моторики;
* развитие речевого дыхания;
* обеспечение элементарных понятий о звукобуквенном анализе слов;
* обогащение словаря детей, развитие связной речи и грамматического строя речи.
С помощью малых форм фольклора и сказок можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников с ОНР можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.
Литература:
1. Будырина Т. А., Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством. М., 2001. – 400 с.
2. Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 5 – 7 лет. М., 2012. – 166 с.
3. Мазнин И. А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. М., 2009. – 96 с.
4. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.
5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи и творчество дошкольников. М., 2008. – 17
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для воспитателей детского сада. Устное народное творчество в воспитании детей
Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста
Развлечение для детей средней группы детского сада. Литературные посиделки. Сценарий
Болгарский фольклор в детском саду