Урок обобщения и систематизации знаний. Обучение грамоте, 1 класс
Конспект урока обобщения и систематизации знаний в 1 классе. Обучение грамоте.
Вид работы: конспект урока Тема урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Цель урока:
- повторить учебный материал по пройденным темам:
«Слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действие предметов», «Правописание сочетаний ча-ща , чу-щу, жи-ши», «Мягкий знак», «Разделительный мягкий знак», «Текст-описание», «Правила написания предложения», повторение звуко-буквенного анализа слова» ;
- развивать умение составлять небольшие тексты, анализировать звуковой состав слова , логическое мышление, устную и письменную речь ;
- воспитывать любовь к русскому языку, чувства сострадания к животным, аккуратность, гигиенические нормы при письме. Оборудование: интерактивная доска; игрушки – животных, куклы, домики и т.д.; схемы слов (предмет, признак предмета, действие предмета).
Тема данного урока: «Урок обобщения и систематизации знаний». Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием разнообразных устных и письменных заданий на основе игрового и занимательного материала с использованием ИКТ: игра «Кто? Что?», игра «Гласные, согласные звуки», запись схемы слова с интерактивной доски, карточки с заданиями на интерактивной доске. Использование игрового, занимательного материала облегчает процесс повторения и усвоения учебного материала. На предыдущих уроках учащийся: сформировал навык правописания слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ-ЩУ; закрепил знания о мягком знаке показателе мягкости согласного и разделительном мягком знаке; научился определять орфограмму в слове.
Цель ученика:
• ставить учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
• уметь подбирать вопросы к словам – предмета, словам – действие предметов, словам – признак предмета;
• знать типы текстов: описание, рассуждение, повествование.
• выделять в словах согласные и гласные звуки, твердые согласные звуки, мягкие согласные звуки;
• вспомнить значение мягкого знака как показателя мягкости и разделительного мягкого знака;
• сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях чу—щу с его обозначением на письме;
• формулировать вывод о правописании слов с этими сочетаниями;
• уметь делать звукобуквенный анализ слова;
• уметь составлять схему предложения;
• сопоставлять вывод, сделанный учащимися, с выводом в учебнике;
• использовать правила правописания сочетаний чу—щу в практической деятельности;
• оценивать свою деятельность.
Планируемые результаты по развитию УУД. Личностные УУД
• 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
• 2. Уважение к своему народу, к своей родине.
• 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
• 4. Оценка поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Познавательные УУД
• 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
• 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
• 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их группировать по установленном правилу.
• 4. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
• 6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД
• 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
• 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
• 3.Читать вслух и про себя тексты учебников.
• 4. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Регулятивные УУД
• 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
• 2. Следовать режиму организации учебной.
• 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
• 4. Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
• 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
• 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
• 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Урок построен с использованием:
1.технологии проблемного обучения (проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний).
2. игровой технологии (игра «Кто? Что?», игра «Гласные, согласные звуки»);
3. использование ИКТ (интерактивная доска);
4. учебного диалога (Я считаю, что использование учебного диалога, позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его субъектного опыта. На своих уроках очень часто я использую подводящий к теме диалог, представляющий собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока)).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы и приемы обучения: Методы обучения:
• метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),
• метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (интерактивная доска);
• методы стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха),
• проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решений, мини - исследование),
• социальные (заинтересованность в результатах своей работы);
• методы контроля и самоконтроля. Приемы обучения:
• игра;
• использование наглядного материала;
• дифференцирование
Ход урока.
Деятельность учителя. Деятельность учеников. 1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли у вас на партах приготовлено к уроку? (Тетради, ручки, карандаши, учебники, дневники.) Сегодня у нас непростой урок. У нас урок – обобщения знаний, то есть на уроке мы проверим: « Чему вы научились?» За каждый правильный ответ вы будете получать по одному балу. Бал – это одна фигурка. Я буду раздавать фигурки. В конце урока вы узнаете свой уровень усвоения учебного материала.
Ученики проверяют школьные принадлежности, готовность к уроку.
2. Систематизация и обобщение знаний.
А) Игра «Гласные, согласные звуки».
Каждому ученику учитель раздает карточки с разными буквами (Одна буква – гласная, вторая – согласная).
Учитель просит учеников сначала показать буквы, обозначающие гласный звук, потом буквы, обозначающие звонкие согласные звуки, затем глухие согласные звуки и звуки, обозначающие только мягкий согласный звук и только твердый согласный звук.
За правильные ответы выдается по 1 балу.
Б) Проговаривание скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова.
- Скажите, какие слова можно перепутать в скороговорке?
- Почему их можно перепутать?
За правильный ответ выдается 1 бал.
В) Жужжащее чтение.
Г) Физминутка
Ёжик топал по тропинке, и грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша, тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка!
В огороде чьём-то ловко,
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Е) Игра «Что? Кто?»
Учитель просит каждого ученика выйти к доске, выбрать игрушку и ответить на вопрос: «На какой вопрос отвечает слово, обозначающее этот предмет? Какой этот предмет живой или неживой?»
За правильный ответ выдается 1 бал.
Ж) Исправьте ошибки (слова выведены на интерактивной доске).
Учю, чюлан , чясы , пищя, ножы , шышки. Слова написаны на интерактивной доске. Дети самостоятельно записывают слова в тетрадь. Учащиеся, которые затрудняются в выполнении задания, работают с учителем.
Взаимопроверка проверка. За правильно сделанное задание выдается 1 бал.
З) Какие буквы пропущены? (задание на интерактивной доске)
СЕМ_Я ОКУН_
ДРУЗ_Я ДЕН_
ЛИСТ_Я ОГОН_КИ
П_ЕСА УГОЛ_КИ
- Почему эти слова распределены на 2 столбика? ( Потому что в 1 столбике пропущен разделительный мягкий знак , во втором столбике – мягкий знак – показатель мягкости).
За правильный ответ выдается 1 бал.
Ж) Составление текста – описания.
- К нам на урок пришла в гости кошка? Помогите мне описать эту замечательную кошку.
- А теперь, ребята, мы составим текст.
- Какие типы текстов мы знаем?
- А вы догадались, какой мы с вами будем составлять тип текста?
- Озаглавьте текст.
- Попробуйте составить текст – описание.
Учитель записывает текст на интерактивной доске.
- Прочитайте, что у нас получилось.
- Сколько в тексте предложений?
- У вас у каждого дома есть кошка . У каждой кошки свой характер, свои привычки, и выглядят они по разному. Какая у вас кошка?
Учитель выбирает одно словосочетание со словом «кошка».
- А что делает кошка?
- Составьте каждый предложение о своей кошке.
Учитель выбирает предложение, например: «Пушистая кошка играет». Предложение учитель записывает на интерактивной доске.
- Сколько слов в предложении?
- Назовите первое слово.
- Что обозначает слово «пушистая»?
- Обозначьте слово «пушистая» в предложении, соответствующей схемой.
- Назовите второе слово в предложении.
- Что обозначает слово «кошка»?
- Обозначьте слово «кошка» в предложении, соответствующей схемой.
- Назовите третье слово в предложении.
- Что обозначает слово « играет»?
- Обозначьте это слово «играет» в предложении, соответствующей схемой.
- Что еще мы не отметили?
Самым активным ученикам выдаются баллы. Физ. минутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише .
Деревцо все выше, выше.
И) Звуко – буквенный анализ слова «кошка».
- Сколько звуков в слове?
- Сколько квадратиков нарисуем ?
- Сколько слогов в слове?
- От чего зависит количество слогов?
- Поставьте ударение?
- Какой звук первый?
- Какой он (охарактеризуйте его)?
Остальные звуки охарактеризуйте самостоятельно. Взаимопроверка.
Самым активным ученикам выдаются баллы.
Ученики должны выбрать нужную букву.
Дети вспоминают звуки, которые бывают только мягкими или твердыми.
Ученики проговаривают скороговорку несколько раз.
Дрова и дворе.
Они почти одинаково произносятся. Слова состоят из одних и тех же звуков. Различаются тем, что звуки «р» и «в» в словах меняются местами. Лексическое значение слова также изменяется.
Каждый ученик читает принесенную им в класс книжку.
Ученики повторяют движения за ведущим (ученик).
Дети выходят к доске показывают предмет и задают к нему вопрос «что?» или «кто?»
Ученики выходят по очереди и исправляют ошибки.
Ученики выходят к интерактивной доске и вставляют пропущенные буквы.
Ученики: «Потому что в 1 столбике пропущен разделительный мягкий знак, а во втором столбике – мягкий знак – показатель мягкости». Дети описывают кошку:
«Кошка красивая, пушистая, ласковая, серая, полосатая и т.д.»
Ученики: «Текст – описание, текст – рассуждение, текст – повествование».
Ученики: «Текст – описание».
«Приятный гость», «Замечательная кошка»
Дети составляют текст, например: « К нам на урок в гости пришла кошка. У неё серые глаза. Лапки белого цвета. Ушки торчком. На спине полоски. На мордочке длинные усы. Кошка весело улыбается.»
Дети читают текст, вслух.
7 предложений
Смешная, большая , Кошка (какая?) красивая, пушистая и т.д
Бегает, играет, прыгает.
Дети вслух произносят составленные предложения.
Схему предложения рисуют учащиеся на интерактивной доске
3 слова
Ученики рисуют схему из 3 слов.
Пушистая.
Слово обозначает признак предмета.
Один учащийся слово отмечает в схеме предложения, соответствующей схемой.
Кошка.
Слово обозначает предмет.
Один учащийся слово отмечает в схеме предложения, соответствующей схемой.
Играет.
Слово обозначает действие предмета
Один учащийся слово отмечает в схеме предложения, соответствующей схемой.
Предложение пишется с большой буквы, слова в предложении связанны по смыслу, в конце предложения ставиться точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Физ. Минутка проводится детьми самостоятельно по выбору.
5 звуков
5 квадратиков
Один ученик выходит, отмечает на схеме слоги.
Ученики: «Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов».
Один ученик у доски отмечает ударение в слове.
Звук «К»
Согласный, парный, глухой, твердый.
Учащиеся работают самостоятельно. Проверяют самостоятельную работу друг у друга.
Полученную схему один ученик рисует на доске. 3. Итог урока.
Ребята, у вас на столе определенное количество фигурок – баллов и сигнальные карточки: красная, синяя, черная. Оцените свою работу на уроке.
- Что на уроке мы успели сделать?
- Вы все, ребята, хорошо сегодня работали! Молодцы!
Дети поднимают карточки, тем самым выставляя себе оценку.
Составили текст - описание, составили схему предложения, схему слова, повторили правила «чу – щу», вспомнили разделительный мягкий знак и обозначение мягкости на письме.
Скачать Урок обобщения и систематизации знаний. 1 класс
Уважаемая Татьяна Савельевна! Урок очень продуктивный, подробный конспект, огромный материал обобщён. Вы прекрасный Учитель! С этого года у меня малышки, понимаю Учителей первоклассников как никто другой)Голос.
Ваша публикация полезна не только учителям начальной школы, но и филологам, тем самым мы понимает, как отрабатываются базовые темы пот русскому языку. Ваш урок был очень насыщенным, интересным и познавательным, надеюсь вашим подопечным некогда было скучать. Удачи!