Программа для старших дошкольников "Академия творчества"
Пояснительная записка.
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы я выделила следующие
требования к творческим заданиям:
соответствие условий выбранным методам творчества;
возможность разных способов решения;
учет актуального уровня решения;
учет возрастных интересов детей.
Учитывая эти требования, я выстроила систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативного творческого воображения дошкольников в образовательно-воспитательном процессе.
Поставленные задачи я решала через систему тематических интегрированных занятий. Занятия построены таким образом, что происходит частая смена видов деятельности, при этом соблюдается принцип от сложного к более простому в ходе каждого задания, проводятся динамические паузы.
Работа в программе «Академия творчества» предполагает цикл из 4 блоков
(13 занятий), направленных на достижение определенных целей.
Цель программы «Академия творчества» - развитие творческого воображения ребенка, модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций, чувственности, ассоциативного мышления, ориентации в окружающем мире искусства.
В качестве
рекомендаций для родителей по развитию творческого воображения ребенка предлагаю следующие:
рекомендации для родителей по развитию творческой активности детей:
- поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной, не по делу, не вовремя. Инициатива – первый шаг к творчеству. Чтобы ее подавить достаточно одного слова или взгляда, чтобы возродить – годы;
- понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если Вам кажется это увлечение бесполезной прихотью, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги на эту тему, поищите информацию в Интернете и т.д.), только не переусердствуйте. Наигравшись в то, что интересно, ребенок скорее займется необходимым. Только то, что делается с интересом по-настоящему продуктивно;
- настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите быстрых результатов. Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней;
- будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможно только тогда, когда ребенок достаточно уверен в себе;
- оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как нам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества;
- наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, непохожести на других, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность;
- помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, сделать альбом достижений и т.д. Для ребенка важно, что то, что он делает - ценится родителями.
Формы, направления работы:
1. Формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, осязания, вкуса и обоняния) на основе сенсорных этапов;
2. Расширение эмоционального опыта ребенка;
3. Формирование отношения к цвету, движению, линии, форме.
4. Развитие творческой деятельности, художественного воображения, желания творить;
5. Обучение детей непосредственно технике: традиционной и нетрадиционной (в программе это называется репродуктивным блоком).
6. Реализация ребенком своих ощущений, чувств и образов посредством заданий творческого характера.
Содержание работы:
I уровень - психическое здоровье.
а) создание благоприятного психологического климата в изостудии, который определяется организацией продуктивного общения детей с педагогом и друг с другом через игровую сказкотерапию;
б) создание условий для развития индивидуальных особенностей детей – их интересов, способностей, чувств, увлечений (пополнить зоны свободной продуктивной деятельности современными изобразительными средствами)
II уровень – образовательный
1-я ступень- знакомство с реальным миром природы, окружающей средой,
фантастическим миром сказки, развитие навыков в придумывании сказок, историй;
2-я ступень – развитие ассоциативно – образного и абстрактного мышления через интегрированные занятия с применением арт-терапевтических техник, релаксации и др.
3-я ступень – развитие способности улавливать тонкие переходы одного цвета в другой, чувственно воспринимать окружающий мир и явления природы, способствование полноте самовыражения в создаваемых работах в любом материале, развитие коммуникативных и рефлексивных способностей.
Ожидаемый результат:
1) дети создают, преобразовывая в новом качестве объекты, явления, направленные на развитие творческого воображения;
2) имеют опыт изобразительной деятельности в создании новых синтетических композиций, владеют изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива, колорит и др.
3) имеют опыт эмоционально–чувственного восприятия цвета, формы. пространства, движения.
4) дети свободно создают новые образы, требующие отбора материалов, в соответствии с замыслом и выражают свое «Я» с помощью цвета, линии, пластики движения.
5) имеют опыт взаимодействия друг с другом и педагогом (доверительные отношения);
6) способны нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их.
Тематический план программы «Академия творчества»
Разделы Темы занятий Этапы Содержание
I блок: «Осознание своего Я»
1) «Зеркало души»
1-й этап – психологическое вхождение
2-й этап – познавательно – игровой
3-й этап – практический
4-й этап – психологической разгрузки. Пение песенки «Если видишь на картинке» под фонограмму. Рассматривание себя в зеркале, изображая веселое и грустное, сердитое лицо. Рисование своего настроения в цвете. Выбор самого веселого настроения,грустного, злого, доброго….
2) « Сказочная птица»
1-й этап – психологическое вхождение
2-й этап – познавательный
3-й этап – практический
4-й этап – психологической разгрузки
Рассматривание слайдов о птицах; игра «Я-птица» (бросая мяч друг другу, называем себя – птицу, показываем ее повадки, характер). Рассказывание сказок, где встречаются сказочные птицы: изучаем по картинкам их внешний вид, находим различия между птицей сказочной и обыкновенной; цветовую окраску оперения; гармоничное сочетание цветов.Изготовление эскизов сказочной птицы применяя схему, придумываем и дорисовываем возможные украшения на голове, добиваемся плавности распахнутых крыльев и пышного хвоста. Изготовление работы в цвете. Танец «Озорные птицы» - под музыку произвольные движения
3) «Я - в образе кота»
1-й этап – психологическое вхождение
2-й этап – познавательно – игровой
3-й этап – практический
4-й этап – психологической разгрузки
Пение песни о котах, «Черный кот» под фонограмму, или стихи. Рассматривание иллюстраций с изображением кошек «Кошачий вернисаж»; анализируем внешний вид. Изображение кошек с помощью движений, тела и мимики.
Описание «своего» характера, придумывание кличек.Рисование эскиза кота, применяя схему, практикуемся над приемом «Сухая кисть» затем раскрашиваем эскиз. Танец котов «На крыше» - под музыку дети произвольно пляшут
II блок: «Я и мои чувства»
1) «Мое летнее настроение»
1-й этап – психологическое вхождение
2-й этап – познавательно – игровой
3-й этап – практический
4-й этап – психологической разгрузки Прослушивание песен птиц, звуки дождя, голоса животных
Релаксационное упражнение на ковре «Утро в летнем лесу», знакомство с картинами А. Пластова «Сенокос», В.Поленова «Московский дворик»
Работа детей над рисунком о летних впечатлениях. Обсуждение и анализ рисунков настроение, возникшее во время работы, делимся впечатлениями
2) «Теплое и Холодное царство»
1-й этап – психологическое вхождение
2-й этап – познавательный
3-й этап – практический
4-й этап – психологической разгрузки
Слушание сказки про «Холодное и Теплое царство», про волшебные цвета, живущие в них.
Проведение опыта (трогаем в емкостях холодную и горячую воду, обсуждаем чувства; смотрим на кусок льда и пламя свечи, обсуждаем цвета, соответствующие холодной и теплой гамме).
Смешивание красного и желтого цветов, получение оранжевого ; синего и белого – голубого; рисунок по желанию в теплой или холодной гамме.
Мини – выставка работ; исполнение с шифоновой тканью красного и синего цвета танцев огня и воды
3) «Февральская лазурь»
1-й этап – психологическое вхождение
2-й этап – познавательно – игровой
3-й этап – практический
4-й этап – психологической разгрузки
Под музыку зимы ходим по «Зимнему лесу», слушаем звуки зимы, стихи о зиме
Рассматривание картины Э. Грабаря «Иней», «Февральская лазурь», их цветовую гамму, манеру написания картин, слушаем произведения композиторов
а) Получением пастельных оттенков голубого, розового, бирюзового цветов путем добавления белил.
б) На листах ½ альбомного рисуем дерево и комочки бумаги или поролоновым тампончиком иней, облака, снег.
Создание из всех рисунков коллажа, придумываем ей название.
4) «Капризы погоды»
1-й этап – психологическое вхождение
2-й этап – познавательно – игровой
3-й этап – практический
4-й этап – психологической разгрузки
Рассматривание картины художников И. Левитана «Золотая осень» и «Октябрь». Игра « Путешествие в картину»: представляем себя в месте, нарисованном на картине: рассказываем о том, где находимся, что видим вокруг себя, чувствуем, что с нами происходит, наши ощущения. Рассматриваем композицию картин, перспективу. Рисование эскиза карандашом с построением линейной перспективы и композицией. Затем рисунки раскрашивают акварелью. Презентация своих работ родителям с рассказом о путешествии в картинку
III блок: «Я и другие»
1) «Натюрморт»
1-й этап – психологическое вхождение
2-й этап – познавательно – игровой
3-й этап – практический
4-й этап – психологической разгрузки
Поем песенку «Если видишь на картине …натюрморт под фонограмму. Просмотр слайдов с изображением
натюрмортов, обращаем внимание на расположение предметов; игра «Оживший натюрморт»; озвучивание предметов
Составление из отдельных предметов на магнитной доске натюрморта, затем изображение его на бумаге в цвете
Показ своей работы друг другу, делимся впечатлениями
2) «Путешествие на морское дно»
1-й этап – психологическое вхождение
2-й этап – познавательно – игровой
3-й этап – практический
4-й этап – психологической разгрузки
Просмотр слайдов, показывающих подводный мир под соответствующую музыку.Просмотр разнообразных иллюстраций с
изображением обитателей моря; игра на закрепление цветовых оттенков «Сложи море»; игра «Засели море» - на магнитной доске выбрать и прикрепить морских обитателей». Показ схемы изображения рыб, сделать рисунок карандашом, затем в цвете. Показ рыбок, плавающих в море под музыку.
3) «Осенние листья»
1-й этап – психологическое вхождение
2-й этап – познавательно – игровой
3-й этап – практический
4-й этап – психологической разгрузки
Экскурсия в осенний лес, слушание голосов леса. Игра с шифоновой тканью желтого и оранжевого цвета; «Танец листиков» - листья говорят, поют, издают любые звуки. Рассматривание гербариев листьев, к какому дереву они относятся, их форму, цветовую гамму. Дети рисуют листья различной формы, применяя схему; смешивание красок и получение новых оттенков. Придумывание истории о листьях, делимся впечатлениями
IV блок: «Я + Мы»
1) «Мои летние впечатления»
1-й этап – психологическое вхождение
2-й этап – познавательно – игровой
3-й этап – практический
4-й этап – психологической разгрузки
Дети рассказывают истории о летних приключениях, описывают цветовую окраску, запахи, вкусы, запоминавшиеся ощущения и звуки. Просмотр слайд – фильма «Путешествие по горам, по морям, по лесам, по небу» в картинках художников; закрепление разновидностей пейзажа (горный, морской, комический, лесной..); изучение поэтапного построения пейзажа. Дети рисуют свои впечатления любыми изобразительными средствами и приемами по желанию
Релаксация «Пчелы на лугу»; устройство мини - выставки. «Мое летнее настроение»
2) «Чудо – цветок»
1-й этап – психологическое вхождение
2-й этап – познавательно – игровой
3-й этап – практический
4-й этап – психологической разгрузки
Релаксация под музыку о цветах. «Мы на цветочной поляне". Просмотр чудо – цветов в изображениях народных промыслов – Гжель, Жостово, Городец, Хохлома; их отличительные особенности, цветовая гамма. Игра «Необыкновенные цветы» из элементов цветов. Дети собирают свой городецкий, гжельский, жостовский, хохломской народный промысел. Дети выбирают понравившийся народный промысел и расписывают изделие - бумажную тарелку
Продажа изделий друг - другу на мини-ярмарке - общение, диалог
3) « Хоровод бабочек» (коллективная работа)
(лист ватмана, заколерованный голубым или зеленым цветов; белые крылья
разной формы на каждого ребенка)
1-й этап – психологическое вхождение
2-й этап – познавательно –практический
3-й этап – психологической разгрузки
Медитация – предложить превратиться в бабочек, взять из общей кучи крыльев одну понравившуюся
Рассматривание различных бабочек, их окраски; дети выбирают напарника с таким – же крылом, садятся за один стол, продумывают общую композицию и выполняют работу различными изобразительными средствами; нужно напомнить детям о симметрии при раскраске крыльев. «Бабочки водят хоровод» - прикрепляем крылья на бумажную полянку, маркером пририсовываем голову, туловище. Танец «Веселых бабочек»
Рекомендуем посмотреть:
Программа по логопедической ритмике для детей старшей группы с ОНР
Планирование образовательной деятельности в средней группе ДОУ по образовательной области «Художеств
Консультация для родителей в детском саду. Воспитание творчеством
Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Из опыта работы воспитателя детского сада
Похожие статьи:
Дополнительная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса по обучению детей плаванию (по программе «Детство»)
Программа сенсорно-моторного развития детей ясельного возраста