Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Беседа в библиотеке с презентацией, 5-6 класс. Сказки Пушкина в искусстве русских художников и композиторов

Сказки А.С. Пушкина в искусстве русских художников и композиторов
Беседа для учащихся 5 - 6 классов
Подготовила: заведующая библиотекой Клычева Светлана Владимировна, школа № 582, г. Санкт- Петербург.
Оборудование: мобильный компьютерный класс. Презентация. Слайды для творческой работы.
Лекция ведущего:
При жизни Пушкина не появилось ни одного иллюстрированного издания сказок. Сохранились рисунки поэта – выразительные и острохарактерные персонажи «Сказки о попе…», а также титульный лист и концовка к «Сказке о золотом петушке». (Слайд)
Историю изобразительной пушкинианы обычно начинают с юбилейного (1899 год) трехтомного издания сочинений поэта под редакцией П.П. Кончаловского, который смог привлечь к работе выдающихся художников: В.А. Серова, К.А. Коровина, М.А. Врубеля, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И. Левитана, А.Н. Бенуа, братьев В.М. и А.М. Васнецовых.В России еще не сложилась традиция иллюстрирования книги как целого. Картинки в этом издании существовали как отдельные произведения на темы Пушкина. Многогранность и неоднозначность сказок Пушкина, их фольклорный характер, связь с русской стариной и современным поэту народным бытом, органическое соединение в них фантазии и реальности. Каждый художник находит в этих сказках что-то близкое и созвучное его творческой индивидуальности.
В начале 20 века складывается новая система взглядов на задачи книжного иллюстрирования. Акварели И.Я. Билибина стали вершиной иллюстрирования сказок. Благодаря щедрой выдумке, виртуозному графическому мастерству и яркому декоративному дару художника они получили высокую оценку современников и остаются одними из лучших иллюстраций к пушкинским сказкам. «Билибинский» стиль, который сам художник определил как «облагороженный лубок». В 1907г. Вышла «Сказка о царе Салтане», в которой художник с блеском продемонстрировал свое знание русской старины 17 века и любовь к ней. Один из шедевров – акварель «Во все время разговора он стоял позадь забора…» (Демонстрируется слайд).
Перед вами обложка к “Сказке о царе Салтане”… А.С. Пушкина. 1904г. и обложка к “Сказке о царе Салтане” А.С. Пушкина, 1905г. художник И.Я. Билибин.
Вопрос к учащимся:
- Что вам напоминают эти обложки? (Эскиз к великолепному театральному занавесу, обещающему зрителю тысячи чудес).
- Это действительно так. Художник делает формат горизонтальным, стремится к тому, чтобы книга больше походила на театральный эскиз, афишу. Как Пушкин раздвигает жанровые границы сказки, так Билибин - границы книжного искусства.
-(Показываются слайды ) Акварели “Торговые гости у Салтана”, “Пир”.
Задание учащимся:
-Доказать, что эти иллюстрации театрализованы.
(В акварели, иллюстрирующей прием Салтаном корабельщиков, пространство “сцены” перспективно уходит в глубину, а на переднем плане чинно восседает на троне царь с приближенными. В церемонном поклоне склоняются перед ним гости. Они справа налево, один за другим, так, чтобы не столько царю, сколько нам удобно было их рассматривать, выдвигаются на середину сцены. Парчовые, бархатные их наряды, крупный орнамент драгоценных тканей превращают передний план в какой-то движущийся ковер.
- Билибин ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки. Обладая незаурядным талантом театрального художника, он оформляет оперу Н.А. Римского-Корсакова В музыку Римского-Корсакова вплетено множество самых различных мелодий. Он добивается небывалых по яркости и оригинальности музыкальных эффектов. Музыка оперы очень картинная и наглядная. Недаром современники утверждают, что композиторм пишет “зримую музыку”.
-(Исполняются музыкальные сцены из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”).
Ученики по характеру музыки узнают эпизод сказки (3 музыкальных отрывка)

15 октября 1906 года Н.А. Римский-Корсаков записывает первые такты новой оперы “Золотой петушок”, а в августе 1907 года каждый из них – и художник, и композитор – заканчивают свои шедевры: цикл иллюстраций и оперу на сюжеты последней сказки Пушкина. И художник, и композитор в данном случае обратились к Пушкину вполне самостоятельно.
Чтобы понять акварели художника, нужно хорошо знать самому сказку Пушкина, так мало похожую на предыдущие сказки поэта: в ней много неопределенного, двусмысленного.

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,-
начинается сказка, и далее до последней строчки мы так толком и не поймем - вымысел ли всё это, сказка или быль?
- (Показываются иллюстрации Билибина “Звездочет перед Дадоном”, “Пробуждение Дадона”, “Дадоново войско”, “Царь Дадон перед Шамаханской царицей”, “Дадон убивает звездочета”.)
Вопрос к учащимся:
- Что общего в характере петушка, Звездочета, Шамаханской царицы?
(Они бесхарактерны, в образах нет красок: петушок смахивает на механическую птицу, речь Звездочета – техническая инструкция, а Шамаханскую царицу Римский-Корсаков назвал “загадкой без разгадки”).
Вопрос к учащимся:
- А как показаны подданные царя: воины, народ, приближенные?
( Они обезличены, ясно только одно: никакой искренней любви к царю никто из них не испытывает и соучаствовать в его делах не стремится).
Вопрос к учащимся:
- Доказать, что подход к героям сказки у Билибина пушкинский?
(Большинство персонажей обезличены. Глядя на выходящую из шатра царицу, мы узнаем о ней больше, чем от самого Пушкина. Сыновья Дадона убиты, царь в ужасе, появляется царица, а рать у Билибина, как и Пушкина, никак не реагирует, стоит стеной).
Вопрос к учащимся:
- Но кто же все-таки описан наиболее ярко,?
(Как и у Пушкина, у Билибина совершенно живой человек – царь Дадон. Особенно ярко охарактеризован он в акварели “Дадон перед Шамаханской царицей”. Фигура нарисована со спины, но художник сумел передать и потрясшее его горе, и удивление царицей, и даже восхищение, которое вот-вот его охватит. Этот человек руководствуется только секундными прихотями. Он мгновенно забывает смерть сыновей, нарушает собственное обещание и , наконец, убивает Звездочета. “Моему ндраву не препятствуй” - вот его кредо).
- Римский-Корсаков пришел к мысли о создании оперы на сюжет “Сказки о золотом петушке” на несколько месяцев позднее. И художник, и композитор свой сарказм, сатиру направляют на российскую монархию. “Дадона, надеюсь, осрамить окончательно”,- заявлял Римский-Корсаков. Не удалось композитору увидеть постановку своей последней оперы при жизни. Только после его смерти, 24 сентября 1909 года, в частном театре Зимина состоялась премьера “крамольной оперы” в оформлении Билибина.

- (Слайды о художниках Палеха)
К сюжетам сказок Пушкина постоянно обращаются художники Палеха - прославленного старинного центра иконописания и лаковой миниатюры. Фантастически красивая живопись палешан украшает шкатулки, баульчики, пластины, броши, пудреницы и другие изделия, изготовленные из папье-маше. Она предстает перед нами драгоценным сплавом сверкающих ярких красок и таинственного черного фона, оживленного вспышками золотого ажурного орнамента.
Выдающимся явлением в книжном творчестве художников Палеха стали выпущенные в едином оформлении пять сказок Пушкина. Это издание было осуществлено в 1937 году. Сказки иллюстрировали крупнейшие художники Палеха.
-Показ слайдов
Несколько вариантов перовых, карандашных и акварельных рисунков к сказкам Пушкина исполнил Б.А. Дехтерев. Превосходное знание историко- бытовых реалий, стройность и строгость изобразительного языка – сильные стороны художника. Сугубо реалистическая направленность художника, его стремление выявить реально- бытовую основу сказок, показать крестьянский уклад, создать типические образы – все это удасно воплотилось в иллюстрациях к «Сказке о рыбаке и рыбке»и к «Сказке о попе и работнике его Балде».
Показ слайдов
В.А. Милашевский проиллюстрировал сказки в 1970г. «Сказку о попе и работнике его Балде». Художник переносит нас в пушкинское время и развертывает его на фоне архитектурных пейзажей небольшого провинциального городка. Тихие улочки с деревянными тротуарами, базарная площадь, заполненная разнохарактерной толпой, ампирные дома, затейливые церквушки – все это воспринимается как страницы ожившей истории
- (Демонстрируются книги с иллюстрациями М.В. Конашевича).
Театральная зрелищность пушкинских сказок в билибинских иллюстрациях увлекла известного мастера книжной графики В.М. Конашевича. «Сказка о рыбаке и рыбке» 1922г. На страницах книги художник разворачивает своеобразное представление, выраженное средствами книжной графики.
Демонстрируются книжки с иллюстрациями М.С. Майофиса.
Во второй половине 20 века театральная тенденция в оформлении пушкинских сказок ярко выразились у художника М.С. Майофиса. «Сказка о золотом петушке» воспринимается как театральное представление по мотивам сказки. Художник не скрывает эту театральность: уже на первом развороте статисты раздвигают занавес, который вновь возникает в самом конце книги

Список используемой литературы:
1. Грушников О. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина/О литературе для детей. Вып. 32.Л.:»Дет. Лит.», 1989. – с.139- 151.
2. Антонова А.В. «Традиции и новаторство сказок А.С. Пушкина»
Презентация на тему: Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для школьников 5-6 класса «Природа - удивительная художница» Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин Библиотечный урок для учащихся 5-6 класса на тему: «Деревья – живые памятники природы» Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии
Беседа в библиотеке, 4-5 класс. Конспект с презентацией
Опубликовано: 1053 дня назад (6 марта 2019)
Просмотров: 945
+3
Голосов: 3
Софья Владимировна Юхнина # 16 марта 2019 в 15:03 0
Светлана Владимировна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на беседу по сказкам А.С. Пушкина в искусстве русских художников и композиторов.
Грамотно! Познавательно! Информационо!
Прослеживается интеграция. Публикация обогащена презентацией, это большой плюс.
Мой голос +3, УСПЕХОВ ВАМ!!!