Беседа в библиотеке, 4-5 класс. Конспект с презентацией
Беседа для учащихся 4-5 классов. Детское чтение в Древней Руси
Цель: Личностная:
• Познакомить с истоками древнерусской литературы
• Составить картину процесса развития древнерусской литературы для детей.
• Развитие познавательного интереса учащихся к древнерусской литературе.
• Закрепление учебного материала на уроках литературы. Оборудование: Мультимедиа, Презентация. Лекция ведущего:
В 988г. было принято христианство, что послужило к более широкому распространению письменности. Для распространения и развития культуры нужны были грамотные люди. Первым условием было обучение детей грамоте.
Сведения о начале обучения детей в Киеве дошли до нас из «Повести временных лет (1Слайд).
«сь же насъя книжными словесы сердца върныхъ людий, а мы пожинаемъ, ученье приемлюще книжное. Велика бо бывает полза отъ ученья книжного, книгами бо кажеми и учеми есмы пути покаянью, мудрость бо обрътаемъ и въздержанье отъ словесъ книжных; се бо суть ръкы, напаяющие вселенную»
Задание учащимся: прочитать и понять смысл текста (Велика бывает польза от ученья книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это - реки, наполняющие вселенную»)
Ведущий:
Князья и их приближенные по-разному проявляли заботу о распространении грамоты и книгописания. За пристрастие к книгам сын Владимира Ярослав получил второе имя — Мудрый, а князь Галицкий — Ярослав-Осмомысл.
Храм Софии в Киеве заложенный в 1037году являлся символом могущества и силы первого древнерусского государства и был рассчитан на то, чтобы поразить воображение современников, внушить народу веру в незыблемость княжеской власти и религии. Вместе с тем, он - показатель уровня мудрости и мастерства. Слайд
Здесь проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание . Писцы и миниатюристы готовили необходимые книги. Здесь возникла и хранилась первая крупная библиотека на Руси.(слайд)
Слайд Легенда связывает Реймсское Евангелие с личностью Анны Ярославны, ставшей около 1048 года королевой Франции; якобы оно было частью её приданого или личной библиотеки. Считается, что на Евангелии присягали французские короли, начиная с Генриха III, потом некоторые из его приемников, включая Людовика XIV
К книге, чтению, грамоте наши далекие предки относились с особым уважением. Существовал особый культ книги. Книгу бережно хранили, лелеяли, относились к ней как к святыне. Грамотный человек был среди других самым авторитетным, чтимым. Книги передавались как сокровища из поколения в поколение, упоминались в завещаниях, дарились в день совершеннолетия, на свадьбе. Детская книга сравнивалась с материнским молоком, с ключом, открывающим двери в сокровищницы мудрости и богатства, с лестницей, ведущей к вершинам образованности, к почету и славе.
В Киевской, и вообще средневековой Руси, когда книжность была связана в основном с церковью, разделения текстов по возрастным категориям читателей не существовало. Мало того, ребенок «воспринимался либо как уменьшенная копия взрослого, либо как несмышленое чадо». В качестве учебных книг использовались церковные, в первую очередь Псалтирь. Первые дошедшие до нас сведения о детском чтении восходят к концу X — началу XI века. В одном из первых оригинальных произведений русской литературы — «Сказании о Борисе и Глебе» рассказывается о том, с каким интересом читали книги малолетние сыновья князя Владимира Борис и Глеб.
О книгах, чтении, о распространении грамоты немало сведений мы находим в новгородских берестяных грамотах. Самое большое количество берестяных грамот осталось и дошло до нас от мальчика Онфима , которому, по предположению ученых, было не больше пяти лет. По ним можно судить, каким способом детей обучали грамоте, какие книги им давали читать. (слайд)
Почти во всех житийных повестях рассказывается о том, как герои в раннем детстве с увлечением читали книги. Однако специальных книг ни для Бориса и Глеба, ни для Онфима и других детей долгое время не существовало. Дети читали те же книги, что и взрослые. В круг чтения детей стали входить произведения, которые в какой-то мере отвечали их интересам. Такими были Поучения, Жития, летописные сказания и легенды.
Поучения являлись одним из самых древних и популярных жанров. Они обычно писались многоопытными людьми на закате жизни, адресовались молодому поколению и служили своеобразным завещанием духовно-нравственного характера. В них автор рассказывал о виденном и слышанном, делился личным опытом. Поучения писали реально существовавшие, жившие люди. Они отличались доступным, живым языком. Самое древнее русское произведение этого жанра, написанное Владимиром Мономахом (слайд3).
Однако поучения не являлись произведением детской литературы. Детям были интересны, доступны и полезны другие произведения этого жанра, которые входили в круг их чтения на протяжении XI — XVII веков.
Жития (слайд) были тесно связаны с народным творчеством. В них использовались приемы и стиль народных сказок, элементы живой речи. Дети находили в них сведения об окружающем мире, знакомились с природой и географией русских княжеств, с некоторыми событиями и значительными фактами из истории, замечательными людьми – Александром Невским, , Андреем Боголюбским. Жития воспитывали в читателях положительные черты характера: скромность, трудолюбие, умение преодолевать препятствия, упорство в достижении цели. Большую роль они играли в воспитании любви к просвещению, преклонения перед книгой.
В круг интересов детей входили исторические легенды о необыкновенных событиях прошлого, которые чаще всего передавались устно из поколения в поколение.
Таким образом, начиная с появления письменности и до первой половины XV века включительно специальных произведений для детей на Руси не существовало. Дети той эпохи читали те же произведения, что и взрослые. Но воспитатели вынуждены были отбирать из имеющихся книг наиболее близкие и доступные. Произведения эти не были детскими, хотя и входили в круг детского чтения. Поэтому эпоху с конца X до первой половины XV века считается предысторией детской литературы
Произведения для детей появились на Руси во второй половине XV века и имели познавательный характер. Первая рукописная книга для детей была создана в 1491г. Дмитрием Герасимовым. Его грамматика написана в форме вопросов и ответов. В заглавии подчеркивается, что эта книга адресуется детям, что ее дают тем, кто уже одолел алфавит, умеет читать, писать и хочет учиться дальше.
До нас дошли самые первые записи русских народных сказок, (Вопрос к учащимся: Какие сказки Д.Герасимова вы знаете»).
С появлением книгопечатания стали издаваться книги и для детей. Хотя все они предназначались для учебных целей, но выходили далеко за рамки учебника, так как нередко служили книгами для чтения. Их называли азбуками или грамматиками, но не букварями, так как этим словом до середины XVII века называли учителя, грамотного, начитанного человека. Первой печатной детской книгой является Азбука, составленная русским первопечатником, москвичом Иваном Федоровым, изданная им во Львове в 1574г.(Слайд)
Примечательно, что структура этой азбуки сохранилась до нашего времени (1часть – алфавит и начальные упражнения для чтения, 2 часть – сведения по грамматике, 3 часть – хрестоматия).
Здесь же была заложена и традиция особых акростихов, где каждая строчка начинается с очередной буквы алфавита. В азбучном акростихе (греч. "край строки"), или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит.
Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся (в ХХвеке такие стихи писали Маршак, Заходер, Сапгир и другие поэты) (предложить уч-ся сравнить акростихи).
В хрестоматийной части азбуки помещалась познавательные тексты для детей. Азбука Федорова - первая печатная книга для детей, которой пользовались не только в славянских странах, но и за рубежом: в Италии, Австрии, Германии, Дании, Англии.
Первым русским поэтом для детей следует считать справщика Московского печатного двора Савватия. В небольшом предисловии к первому разделу «Азбуковного учения» Савватий сравнивает книгу с солнечным светом.
Учащиеся читают текст:
« Како и что учнем писати к твоей младости?
Не так обо бывает лепо учение в старости.
Яко же и мягкому воску чисто печать воображается,
зело и учение от младых ногтей крепостнее во ум вкореняется….»
(Савватий, из «Наставления ученику», посвященного князю Михаилу Никитичу Одоевскому)
Предложить учащимся прочитать текст и изложить как его понимают
«Сия зримая малая книжица,
По реченному алфавитица,
Напечатана бысть по царскому велению
Вам, младым детем, к научению.
Ты же, благоумное отроча, сему внимай,
От нижния степени на вышнюю восступай
И не леностне и не нерадивее учися,
И дидаскала своего всегда блюдися…»
Одним из первых поэтов для детей был Симеон Полоцкий. Под его руководством воспитывались царевна Софья и будущий царь Петр I. Самыми крупными его созданиями являются поэтические книги «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Книга, по его словам, приносит огромную пользу: развивает ум, расширяет образование. Два стихотворения «Предисловие к юношам, учится хотящим» и «Увещание»(слайд).
В «Предисловии» С.Полоцкий призывает детей постоянно трудиться, ибо тот, кто трудится с юности, будет жить в покое в старости. Грамота, по его словам, великий дар, средоточие мудрости. «Увещание» помещено в конце книги и предназначается не всем, а только ленивым и буйным. Его поэтическое наследие собрано в двух книгах: «Рифмологион, или Стихослов» (1680) – стихотворения на разные случаи жизни царской семьи, часть из них – от имени детей; «Вертоград многоцветный» (1676 – 1680) сведениями о вымышленных и экзотических животных (птица феникс ,крокодил), драгоценных камнях и других редкостях, с пейзажными стихами, стихотворными новеллами. «Одно из стихотворений «Вертограда называется «Жизнь есть книга». В нем поэт перечисляет пять страниц великой книги «приукрашенного мира»:
«Первый же лист есть небо, на нем же светила…», «Второй лист огнь стихийный под небом высоко…», «Третий лист преширокий аер мощно звати, на нем дождь, снег, облаки и птицы читати…», «Четвертый лист – сонм водный в ней ся обратает…», «Последний лист есть земля с древесы, с травами, с крушцы и с животными, яко с писменами…»…Построение «Вертограда многоцветного», пафос стихов сродни современным художественно-познавательным книгам для детей. Поэт убеждает маленького читателя: если он хочет быть образованным и умным, то должен постоянно трудиться, выполнять определенные требования. Все это дает нам право считать Симеона Полоцкого русским детским поэтом XVII века.
В последние два десятилетия XVII века его дело было продолжил Карион Истомин. В 1690-х годах три книги для детей издал: «Лицевой букварь» (1694), «Служба и житие Иоанна воина», «Букварь языка словенска» (1696), а также ему принадлежат несколько рукописных «Домострой» о правилах хорошего поведения, «Книга вразумления стихотворными словесы», написанная для 11-летнего царевича Петра).
(слайд) Предложить учащимся прочитать текст
«Добра учитися кому есть охота,
постигнет того райская доброта.
И в диадемах в благой жизни славни
разсмотрителством аще благонравни.
Домом ли житии – требно домостройство,
всякому знати своих вещей свойство.
Сего бо ради люди разум стяжут,
да лести в мире злобою не свяжут.
Дороги спрашай, обычаям внемли,
ходяй повсюду, всяк никогда дремли»
Вопрос к учащимся:
Подумайте и ответьте: какая основная мысль проходит через все произведения Древней Руси?
Викторина для закрепления материала.
Используемая литература:
• История русской литературы X-XVII веков./Под ред. Д.С. Лихачева.- М.: Просвещение, 1980г.
• Гудзий Н.К. Хрестоматия по древней русской литературе.- М.: Просвещение,1973.
• Древнерусская литература: книга для чтения 5-9 кл. /Сост. Е. Рогачевская.- М.: Школа- ПРЕСС, 1993.
• Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь.-М.: 1996
Презентация на тему: Детское чтение в Древней Руси