Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дополнительная образовательная программа "Лидер"

Дополнительная краткосрочная образовательная программа «ЛИДЕР»
(подготовка лидеров ученического (школьного) самоуправления)
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Введение
Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. В данной программе представлен материал для развития лидерских качеств школьников. Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Положительному опыту вхождения юных граждан в современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, формирующая у учащихся активную жизненную позицию, чувство ответственности, коллективизма. Детское общественное объединение предоставляет право выбора сферы действий, среды общения, развивает чувства гражданственности и патриотизма.
1.1. Пояснительная записка.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса лидера общественного объединения, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения высокого качества учебного и воспитательного процессов, внедрение современных технологий воспитания и его приоритетов в образовательный процесс.
Программа «Лидер» - это социально-образовательная развивающая программа для школьников среднего и старшего возраста.
Возрастные особенности данного возраста предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самовыражения личности, самоутверждения в активной социальной роли. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если ребята обладают определенным запасом знаний, умений и навыков; а также, если обеспечено развитие их лидерских качеств. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах. Следствием этого явилась чрезвычайная востребованность подготовки лидеров, ориентированных на деятельность в общественных объединениях.

1.1.1. Направленность программы дополнительного образования
Программа имеет социально - педагогическую направленность.
Данная комплексная программа ориентирует подростков на ценности
профессионализма, творчества, социальной активности. Программа предполагает создание условий для расширения знаний, нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности.
1.1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность.
Актуальность и новизна данной программы.
Данная образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, в частности, творческих, бытовых, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Российскому обществу на современном этапе обществу активный гражданин.
29.10.2015г. президент РФ В.В.Путин подписал указ о создании общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Программа способствует совершенствованию политики в вопросах воспитания школьников, формированию у подростков лидерских качеств, основанных на системе ценностей российского общества и содействует развитию «Российского движения школьников» в образовательных организациях Северского района.
Программа ориентирована на создание в процессе практической деятельности условий для воспитания у школьников чувства гражданского долга, ответственности за свои дела и поступки, для активного усвоения ими социальных ролей и отношений, для инициативы и творчества при выполнении общественно-значимых поручений и конкретных дел. В программе особое значение уделяется формам социализации, самореализации, саморазвития и адаптации личности.
Практическая значимость
Программа «Лидер» комплексная. Основные формы реализации программы - это система, способствующая развитию школьников как разносторонне развитой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни. Ценность и польза программы состоит в том, что воспитанники: станут дружной, сплочённой командой, узнают свои внутренние ресурсы и ресурсы других, смогут в любых ситуациях опираться на эти ресурсы и значительно меньше зависеть от других людей, научаться делать выбор в разных ситуациях и принимать ответственность за него. Смогут намного активнее вовлекать других детей в совместную творческую и другую деятельность. Научаться делиться с другими людьми и чувствовать себя способными оказать помощь и поддержку другим. Данная программа может использоваться в любом образовательном учреждении классными руководителями, педагогами – организаторами в организационный период, при подготовке внеклассных мероприятий или при организации летнего отдыха.
Педагогическая целесообразность.
Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте.
Программа включает в себя, различные формы работы, что способствует активному вовлечению обучающихся в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.
Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции личностных качеств школьников, мешающих достижению жизненного успеха (неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивность, повышенный уровень тревожности) и развитии личностных качеств, способствующих достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка, толерантность).

1.1.3. Отличительные особенности
Правильно организованное воспитание формирует нравственный опыт, который влияет на развитие личности. Поэтому в процессе обучения активно используется социально- педагогический материал, направленный на формирование нравственности и патриотичности воспитанников.
Содержание программы «Лидер» дает возможность развиваться личности ребенка в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.

1.1.4.Адресат программы
Образовательная программа «Лидер» адаптирована и рассчитана на социально- педагогические, методологические, лингвистические аспекты обучения, развития и воспитания детей среднего и старшего школьного возраста. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.
1.1.5.Срок реализации программы: Уровень программы – ознакомительный.
Курс программы составляет — 18 часов. В течении года можно провести 4 курса. Реализация программы осуществляется в каникулярное время (период осенних, зимних, весенних, летних каникул).
1.1.6.Формы обучения
Форма обучения – очная.
1.1.7.Режим занятий.
Занятия проводятся в группе численностью 15-20 человек. Группа является комплексной, состав на период проведения занятий постоянный, а в течении года – переменный. Посещать данное объединение могут учащиеся из разных школ района.
1.1.8.Особенности организации образовательного процесса
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников (деловые и ролевые игры, упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, конкурсы (участие в районных, республиканских и всероссийских), проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и опросы, КТД, беседы).
В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап предполагает введение в программу, подростки развивают навыки общения и знакомства, изучают себя. Ведущий организует работу по изучению детей и коллектива в целом, проводит командообразующие мероприятия. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
Основной этап. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской деятельности, получают необходимые знания по таким понятиям как «лидер», «лидерство» «лидерские качества», «типы лидеров», «конфликт», «имидж лидера», «команда и коллектив», «самопрезентация», расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся активными участниками проводимых мероприятий, они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
Итоговый этап предполагает закрепление изученного материала, развивают умение самостоятельно принимать решение, отстаивать свою жизненную позицию, жить и работать в коллективе, принимать активное участие в КТД. Формируют умение управлять собой, самоанализировать, убеждать и влиять на других людей, самостоятельно принимать решения в становлении коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию.
Методы обучения:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
- эвристический метод («нахожу», «открываю»);
- упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, психоразвивающие и подвижные игры;
- наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, образцовых работ и т.д.);
- игровые методы (ролевые, деловые, интеллектуальные и творческие игры);
- практические методы (задания, упражнения, тренинги и т.д.);
- этюды и импровизации.
Программа строится на основе следующих принципов:
• равенство всех участников;
• добровольное привлечение к процессу деятельности;
• свободный выбор вида деятельности;
• нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
• развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей.

1.2.Цель и задачи образовательной программы дополнительного образования детей.
Цель: выявление, развитие и поддержка лидерских качеств детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи
Образовательные
способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководить, социальной и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.
Развивающие
способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе.
Воспитательные
создать условия для: нравственного становления обучающихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.

1.3.Содержание программы

Занятие 1. Введение в программу «ЛИДЕР». Знакомство. Мотивация лидерства и типы лидерства: виды, особенности.
Теоретическая часть. Понятие «Лидер». Качества лидера. Знания необходимые лидеру. Кто такой лидер? Введение в программу «ЛИДЕР!»
Практическая часть. Игры на знакомство: «Я рад с вами общаться…», «Снежный ком», «Клубок». Задания на сплочение команды: «Как я себя чувствую», «Геометрические фигуры», «Продолжи фразу», «Карабас». Тест «Капитан – рулевой – пассажир». Рефлексия
Занятие 2. Портрет лидера. Коммуникативные качества лидера. Как я могу вести за собой.
Теоретическая часть. Типы лидерства. Стили руководства. Коммуникативные и организаторские способности лидера. Навыки убеждения, принятие решений. Мотивация командной работы.
Практическая часть. Упражнения: «Здравствуй, лидер!», «Составление портрета лидера»», «Самое… самое…самое…», «Ромашка», «Укрась слово», «Джеффра». Тест «Кто из вас лидер?». Рефлексия .
Занятие 3. Лидер и его команда. Команда. Коллектив.
Теоретическая часть. Понятие «Команда», «Коллектив». Эффективность развития команды. Алгоритм формирования коллектива.
Практическая часть. Упражнения: «Здравствуй, лидер!»,»Приветствие», «Мы похожи?», «Фруктовая корзина», «Времена года», «Шурум-бурум», «Я узнал из энцеклопедии»», «Зоопарк», «Составь предложение», «Таможня», «Для чего нужна указка. Рефлексия.

Занятие 4. «Российское движение школьников»- цель, направления деятельности.
Теоретическая часть. История создания РДШ. Устав РДШ. Эмблема РДШ. Гимн РДШ. Направления деятельности РДШ: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое, информационно-медийное.
Практическая часть. Упражнения: «Здравствуй, лидер!», «Встаньте вместе», «Напиши зверя», «Плетень», «Улови взгляд», «Картина», «Необитаемый остров»; тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях». Рефлексия.
Занятие 5. Основы волонтерства
Теоретическая часть. Понятие волонтерства. Виды волонтерства: экологическое, социальное, культурное, волонтерство Победы, событийное волонтерство.
Практическая часть. Как сплотить отряд и избежать конфликтов. Упражнения: «Здравствуй, лидер!», упражнения – активаторы, «Давай знакомиться», «Мозговой штурм «Выдвижение гипотез»», «Найди пару», «Пойми меня», «Скороговорки», «Актерское чтение». Рефлексия.
Занятие 6. Методика проектирования коллективных дел.
Теоретическая часть. Методические рекомендации по проведении КТД. Алгоритм создания социального проекта. Мотивация лидера. Постановка целей. Содержание и механизм реализации.
Практическая часть. Упражнения: «Здравствуй, лидер!»,«Ходим», «Веселый затейник», «Афиша»; КТД «Наша эмблема». Рефлексия.
Занятие 7. Ключи к успеху. Выбор будущего.
Теоретическая часть. Основные черты лидера. Как выявить свои способности. Законы лидерства.
Практическая часть. Упражнения: «Мы в кругу своих друзей», «Слагаемые успеха», «Аукцион ассоциаций», «Кораблекрушение» и т.п.; деловая игра «Организаторское домино». Рефлексия.
Занятие 8. Итоговое занятие. «Мы – команда!» (анализ работы школы лидерства).
Чемодан лидера. Подведение итогов работы обучающего курса «Лидер»
Теоретическая часть. План развития лидера и его команды. Анкетирование участников курса. Анализ работы.
Практическая часть. Защита проектов «Школа будущего». Мастерская «Свой голос», «Рука дружбы». Игра «Чемодан». Рефлексия .

1.3.3.Ожидаемый результат
После занятий по данной программе у учащихся формируются
Знания:
- методики работы над коллективно-творческим делом
- содержание понятия «конфликт» и пути разрешения;
- основы этики и делового общения;
- основные этапы создания проекта;
- основные качества лидера.
Умения:
- владеть навыками публичного выступления;
- работать в команде;
- руководить процессом работы над проектом.
Навыки:
- использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и реальной жизни: участие в общественных организациях, оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ;
- развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия;
- разрешать конфликты мирным путем, идти на компромисс.

2.1.Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Для успешного проведения курса требуется:
• Канцтовары
• Столы, стулья

2.2. Оценочные материалы
В качестве оценочных материалов используется перечень необходимых теоретических знаний и практических умений, предусмотрены содержанием программы.
Перечень диагностических методик для оценки эффективности реализации программы:
• Творческие работы;
• анкетирование;
• тестирование.

2.3.Методическое обеспечение программы
Обучение по программе «Школа лидеров» осуществляется по принципу теория – практика, то есть все теоретические знания участники программы закрепляют на практике.
На занятиях широко применяются наглядные пособия, они способствуют более прочному усвоению материала. В качестве средств обучения используется как традиционные – таблицы, схемы, репродукции картин, фотографии, плакаты так и нетрадиционные – аудиовизуальные и технические (интерактивная доска, интернет и т.д.).
Используется следующая структура занятий:
• Разминка (упражнения для настроя)
• Завязка (проблемная ситуация)
• Основная часть (изучение теоретического материала)
• Актуализация (практические навыки)
• Подведение итогов. Рефлексия .
Дифференциация и индивидуализация обучения основаны на предоставлении личности вариантов деятельности, в которых формируются различные умения и навыки самосовершенствования; на определении эффективных индивидуальных стилей и методов учебной деятельности, соответствующих структуре личности каждого ученика (застенчивый работает больше в группе, рассеянный - в режиме четкого алгоритма действий). Что это дает?
Целеполагание служит основой самостоятельности, дает ощущение свободы.
Планирование и организация воспитывают инициативу, творчество, волевые качества, организованность, целеустремленность.
Реализация - трудолюбие, обязательность, исполнительность, дисциплинированность, коллективизм, мастерство, профессионализм.
Анализ результатов вырабатывает критическую оценку, отношение к миру и к себе, воспитывает глубинные нравственные качества - совесть, честь, долг, ответственность.
Практика - тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.
Для эффективности обучения составляются памятки для работы с материалом , рекомендательные списки литературы.

2.4. Список литературы
2.4.1. Список литературы для педагога
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- Питер, 2008.-272с.
2. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы.- ВАКО, 2008.-224с.
3. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. Педагогическое общество России, 2005.-224с.
4.Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио. Автор состовитель Н.В.Кашлева – Волгоград, Учитель, 2009г.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллектива к взаимодействию. Ворониж, ЧП Лакоценин С.С.-2006.
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. – Москва- Ростов-н/Д: «Учитель», 2000.-192 с.
7. Куприянов Б.В., Рожков М.И. Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: -М.: Владос. 2001.- 216с.
8. Лепнева .А., Тимошенко Е.А. Классный коллектив технология формирования. Методическое пособие. М.: ООО «ЦГЛ». 2005 – 128 с.
9. Северина О.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе. – Волгоград: Панорома, 2007г.
10. Соловьев А.Ю., Шихарев С.С. «Патриотическое воспитание:занятие, традиционные и творческие дела», Волгоград: Учитель, 2007 – 2001 с.
12. Шапцева Н.Н. «Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации». Волгоград: Учитель, 2009.- 184 с.
13. Сборник практических материалов по организации отрядной работы в ДОЛ. Кипарис – 11. Учебно-метадическое пособие под общей редакцией Хуснутдиновой И.Н. – М. Педагогическое сообщество России, 2005.
14. Электронные носители:
• «Я люблю тебя Россия». Сценарии и методические материалы.
• «Верность памяти». Сценарии и методические материалы.
• Педагогическая программа детского оздоровительного отдыха. Методические материалы.
• «звездный подросток». Методические материалы и организации отдыха детей и подростков в летнем оздоровительном лагере.
• «Вечер знакомств». Сценарии и методические материалы.
• «Пока горит свеча». Сценарии и методические материалы.
• «Стартинейджер». Сценарии и методические материалы.

2.4.1.Литература, рекомендуемая подросткам:
1. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007.-150с.
2. Афанасьев С. Сто отрядных дел. - К., 2000.-123с.
3. Горохова Е.В. Хочу быть лидером.- М., 2000.-200с.
4. Григоренко Ю.Н. Коллективно - творческие дела. - М., 1999.
5. Жуков И.Н. Игра и детское движение. - М., 1992.-256с.

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая общеразвивающая программа ДОД "Юный эколог" Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием Программа в дополнительном образовании детей: Чудеса из ткани Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Игра по станциям на выявление лидера
Опубликовано: 1738 дней назад (17 июля 2019)
Просмотров: 4757
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!