Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Концерт в школе ко Дню Победы. Сценарий с презентацией

Урок - концерт по литературе, посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне «Поэзия военных лет: «Помянем суровые годы священной строкой фронтовой…»
Тема урока - внеклассного мероприятия «Поэзия военных лет: «Помянем суровые годы священной строкой фронтовой…»
Форма внеклассного мероприятия по литературе: урок-концерт
Цель:
Создавать условия для формирования коммуникативной, ценностно-мировоззренческой, общекультурной литературной, читательской и речевой компетенций учащихся через овладение знаниями о личности и творческой биографии поэта военного времени (Юлии Друниной, Александра Твардовского, Константина Симонова, Михаила Исаковского, Андрея Дементьева, Мусы Джалиля), его нравственных идеалах, что будет способствовать развитию чувства прекрасного, интереса к творчеству писателей, воспитанию высоконравственных качеств личности: чувства патриотизма, активной гражданской позиции; сохранению народной памяти об участниках Великой Отечественной войны, воспитанию внимательного и доброжелательного читателя.
Задачи:
• Раскрыть роль и значение поэзии в годы Великой Отечественной войны;
• Развивать патриотические чувства учащихся: гордость и сопричастность к истории страны, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к Детям Войны, к тем, кто ковал Победу в тылу.
• Познакомить учащихся с фронтовыми поэтами. Пропагандировать военную поэзию, песню.
• Развивать способность к творческому самовыражению учащихся в коллективе.
• Воспитывать духовную сферу школьников, побудить их пересмотреть свои цели и ценности.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, рисунки учащихся ко Дню Победы, плакаты, постановка.
Эпиграф:
…Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Ю. Друнина
Подготовка к уроку (мероприятию): за 2 недели до проведения учащимся предложено выбрать самим и выучить наизусть стихотворения на военную тему. Учитель назначает репетиции, где ведётся работа над выразительностью чтения, а также составляет сценарий с опорой на выбранные произведения.
Сценарий урока-концерта
(Презентация слайд № 1)
Учитель: Здравствуйте ребята, учителя, родители, гости. Мы сегодня собрались с вами, чтобы вспомнить суровые годы священной строкой фронтовой…
(Слайд №2)
Ученик: А эпиграфом нашему мероприятию послужат слова Юлии Друниной: …Был и есть у России Вечной прочности вечный запас.
(Слайд №3)
Учитель: Тихо рождалось в предрассветных сумерках утро 22 июня 1941 года…
(Слайд №4)
Ученик: Обыкновенное летнее утро.
Учитель: Ничто, казалось, не предвещало трагедии. Но не допели свою песню соловьи. Задрожала земля от залпов, шквала металла.
(Слайд №5)
Ученик: Светлое небо стало красным. Началась война.
Участники готовятся к выходу, звучат слова Левитана -видеоролик.
(Слайд №6-1)
(Слайд №6-2)
Учитель:
Война… Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, по наградам наших бабушек и дедушек. Мы знаем, что она еще где-то есть…
(Слайд №7)
Ученик:
22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы… Вся жизнь перевернулась, все поникло, ушло куда-то далеко, в прошлое, перед зловещим словом ВОЙНА.
Учитель: Война, развязанная гитлеровцами против СССР, была войной на истребление целых народов, в первую очередь, славянского, русского населения.
Ученик: «Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе», – говорилось в одном из толкований так называемого генерального плана «Ост».
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение литературы периода Великой Отечественной войны. Особый подъем пережила в годы ВОВ советская поэзия. Именно в стихе выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. В первый же день войны писатели и поэты могучей и многонациональной.
Ученик: И сегодня, накануне великой даты, посвящённой 73-летию великой Победы нашей страны в войне с Фашистской Германией, с гордостью произнесём имена поэтов – фронтовиков, представителей подлинной литературы, литературы подвига, рождённой из пережитого! Посмотрим на те трагичные события их глазами и разделим скорбные чувства потерь и лишений и радость выстраданной победы!
Учитель. 73-летию Великой Победы посвящается наш урок-концерт.
(«Ю. Друнина», слайд №8)
Ученица:
ОТ ИМЕНИ ПАВШИХ
Сегодня на трибуне мы - поэты,
Которые убиты на войне,
Обнявшие со стоном землю где-то
В своей ли, в зарубежной стороне.
Читают нас друзья-однополчане,
Сединами они убелены.
Но перед залом, замершим в молчанье,
Мы - парни, не пришедшие с войны.
Слепят "юпитеры", а нам неловко -
Мы в мокрой глине с головы до ног.
В окопной глине каска и винтовка,
В проклятой глине тощий вещмешок.
Простите, что ворвалось с нами пламя,
Что еле-еле видно нас в дыму,
И не считайте, будто перед нами
Вы вроде виноваты, - ни к чему.
Ах, ратный труд - опасная работа,
Не всех ведет счастливая звезда.
Всегда с войны домой приходит кто-то,
А кто-то не приходит никогда.
Вас только краем опалило пламя,
То пламя, что не пощадило нас.
Но если б поменялись мы местами,
То в этот вечер, в этот самый час,
Бледнея, с горлом, судорогой сжатым,
Губами, что вдруг сделались сухи,
Мы, чудом уцелевшие солдаты,
Читали б ваши юные стихи.
Звучит песня «Вставай страна огромная…- Священная война»
(Слайд №9.)
Учитель. (на фоне музыки)
Поэзия была самым популярным жанром военных лет.
Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.
Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Но остались потрясающие стихи.
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача. Эта песня пробудила дух патриотизма, подняла народ на защиту Родины, призывала каждого к ответственности за судьбу страны.
Писатели чувствовали эту ответственность особенно остро. 940 из них ушли на фронт, 417 не вернулись.
На фронте они были не только военными корреспондентами, но и рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, танкистами, лётчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях.
Поэзия была необходима людям на фронте и в тылу, ведь она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру в победу. Она не боялась правды, даже горькой и жестокой.
(Слайд №10.)
Юлия Друнина
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
И хотя пятилетки бегут
Торопясь,
Все тесней эта связь,
Все прочней эта связь.

Я - связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих -
Из котлов окружений,
Пропастей поражений
И с великих плацдармов
Победных сражений.

Я - связная.
Бреду в партизанском лесу,
От живых
Донесенье погибшим несу:
"Нет, ничто не забыто,
Нет, никто не забыт,
Даже тот,
Кто в безвестной могиле лежит".
(Слайд №11)
Чтец 1:
Юлия Друнина родилась в Москве. Отец работал учителем истории, мать — библиотекарем в школе, куда первоклассницей пришла и Юля. В школе она чувствовала себя очень комфортно, в 11 лет начала писать стихи, пусть неумелые, но зато с чувством.
Все поломала война.
22 июня 1941 года Юля прибежала в военкомат: «Возьмите меня на фронт!» В армию взяли не сразу, но в том же 1941 году.
(Беккер М.)
Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаш,
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.

Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
(Слайд №12)
Чтец 1:
В семнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой в госпитале. Вместе с семьёй была эвакуирована в Заводоуковск, оттуда ушла на фронт. Участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, была санитаркой пехотного полка.
(слайд № 13-3 фото)
Учитель:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
(Слайд №14-2 кадра)
БИНТЫ (Катя К.)
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
(Слайд № 15)
Чтец 1:
После ранения, окончив Школу младших авиаспециалистов, Юля едет на Западный фронт.
На фронте снова была ранена. После выздоровления вернулась в самоходный артполк, получила звание «старшина медслужбы», воевала в Белорусском Полесье, в Прибалтике.
Учитель:
Были слёзы в первую атаку,
После тоже плакать довелось,
А потом я разучилась плакать –
Видно, кончились запасы слёз…
Была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы.
Опыт войны лёг в основу её творчества.
В 1948 г. выходит первая книга стихов «В солдатской шинели»
(Слайд №16)
«В солдатской шинели».
Я принесла домой с фронтов России
Веселое презрение к тряпью -
Как норковую шубку, я носила
Шинельку обгоревшую свою.

Пусть на локтях топорщились заплаты,
Пусть сапоги протерлись - не беда!
Такой нарядной и такой богатой
Я позже не бывала никогда...
(Слайд №17)
Учитель:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
Вкирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! — Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
(Слайды №18-19)
(информация читается на слайдах)
(«Дети и война», (Слайд №20-12 кадров) демонстрация слайдов на фоне слов)
- Воспоминания своих прабабушек читает Зайцев Артём.
Люди трудились на колхозных полях и фермах. Но мирная жизнь была прервана вероломным нападением фашистской Германии. Началась Великая Отечественная война – она нарушила все мирные планы, народ взялся за оружие. Один за другим из каждой семьи уходили мужчины на фронт. Они мужественно сражались за каждую пядь родной земли. В тяжелейших условиях, заменяя своих мужей, отцов и братьев, работали женщины и подростки. Осенью 1941 года начали сбор теплых вещей для Красной Армии.
Из воспоминаний Морозовой Валентины Ивановны и Шпанко Александры Ивановны: «После трудового дня ночами вязали и шили теплые вещи для фронта, в колхозе урожаи были плохие, но даже ту малость, что уродилось отдавали на фронт… Во время войны в нашем селе стоял медсанбат. Начиная (там была хирургия) стоял эвакопункт, в него привозили раненых солдат, если солдат тяжело был ранен, то делали экстренную операцию, а легко раненых отправляли в другие госпитали. Медсанбат был сделан из землянок, здесь же стояли и палатки, кто умирал, хоронили на нашем кладбище, возле Стеллы, каждый день умирало человек по 10, вырывали ямы, их скидывали и так, пачками закапывали… вся земля около Стеллы захоронена солдатами… Здесь же похоронена и медсестра Жук Анна Васильевна, она в медсанбате работала, когда она умерла, в 1942, её хоронили с почётом, мы за её могилкой и сейчас ухаживаем. Нас, молоденьких девчонок 14-15 лет, посылали на лесоповал, где мы пилили деревья, делали подрубки. Один раз, что-то пошло не так, ствол упал на пень и, падая, стал крутиться, мы все работали по парам, сразу сбежались к дереву, тут ствол стал валиться, и мы все разбежались в разные стороны, я бежала, бежала, дерево стало падать на меня. Все как закричали: «Убило, убило», а меня только ветками пришибло… Потом мы неделю сучья жгли и опять на валку деревьев, вот так и жили. К концу войны стало тяжелее жить: есть нечего, топиться зимой нечем… Солдаты на конях лес возили, кто добрый найдётся, скинет бревно, напилим, маленько согреемся, а так ходили собирали, что найдётся, тем и топились. Солдат всегда полна изба была, подкармливали они нас, кто краюшку хлебушка даст, кто ещё что. Май 1945 года наполнил сердца людей всей страны не только радостью Победы, но и печалью утраты погибших. Среди них двоюродный брат и родной старший брат моих прабабушек Анатолий, много солдат не вернулось домой… вот и в Уртуй не пришло 16 мужчин, чьи имена выкованы на памятнике воинам ВОВ, навсегда их имена останутся в памяти людей».
Ученик.
Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала, - запомнил я Родину.
И вижу ее, накануне Победы,
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
(Слайд №21)
Чтец 2:
Константин Симонов родился в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, командир Красной Армии.
Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем в Москве, куда семья переехала в 1931г.
(Слайд №22-2 кадра)
В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт. В журналах были напечатаны его первые стихи.
В годы войны работал военным корреспондентом в газете «Боевое знамя».
(Слайд №23-24)
В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде».
Об эффекте, производимом симоновскими стихотворениями, правдиво говорит писатель Михаил Алексеев: «Мне, политруку миномётной роты, в самые тяжёлые дни Сталинградской битвы не нужно было без конца заклинать своих бойцов: «Ни шагу назад!». Мне достаточно было прочесть стихотворение Симонова «Убей его!» или «Если дорог тебе твой дом…» -послушайте отрывок.
(Слайд №25-показ видеоролика)
В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов: «С тобой и без тебя» и «Война» и др. Именно во время войны было создано такое потрясающее по художественной силе произведение как «Жди меня», посвященное жене – Валентине Серовой.
(Слайд №26)
Константин Симонов
ЖДИ МЕНЯ (Артём З.)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(Слайд №27)
Чтец 2:
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились сборники его очерков «Записки военного корреспондента».
Скончался Константин Михайлович Симонов 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах его был развеян над Буйничским полем под Могилёвом, где в 1941 году ему удалось выйти из окружения.
(Слайд №28)
СЛАВА
За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет
Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.
1942
(«Твардовский». Слайд №29)
Чтец 3:
Александр Твардовский - писатель, поэт, главный редактор журнала «Новый мир».
Родился в Смоленской губернии в семье деревенского кузнеца. В годы войны его родной хутор был сожжен немцами…
(Слайд №30)
В 1939г. призван в ряды Красной Армии. Участвовал в освобождении Западной Белоруссии.
Во время войны с Финляндией был корреспондентом военной газеты.
В 1941—1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия».
С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин».
(Слайд №31)
Но есть у поэта и фронтовая лирика — своеобразный дневник о суровом времени и его героях.
Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу.
(Слайд №32-видеоролик)
Следующие два слайда читает чтец
(Слайды №33-35)
Учитель:
…Это был очередной из многих боев, которые предстоит пройти не только танкисту, но и многим тысячам таких же самоотверженных бойцов, ковавших победу родины. Он потому и «забыл» спросить имя «мальчонки», что не мечтает о собственной славе, честно выполняя долг солдата, думает лишь о защите Родины.
(«Исаковский». Слайд №36)
Михаил Исаковский
ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
… Немало я стран перевидел,
Шагая с винтовкой в руке.
И не было горше печали,
Чем жить от тебя вдалеке.
Немало я дум передумал
С друзьями в далеком краю.
И не было большего долга,
Чем выполнить волю твою.

Пускай утопал я в болотах,
Пускай замерзал я на льду,
Но если ты скажешь мне снова,
Я снова все это пройду.
Желанья свои и надежды
Связал я навеки с тобой -
С твоею суровой и ясной,
С твоею завидной судьбой.

Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать.
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать,
А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона!
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна.
(Слайд №37)
Чтец 4: Ситникова Алина
Михаил Исаковский – автор легендарной «Катюши» - родился в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье.
Местный священник научил его читать и писать. Позже Исаковский проучился 2 года в гимназии. Первое стихотворение — «Просьба солдата» — было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь».
В 1921—1931 работал в смоленских газетах. В 1931 переехал в Москву.
(Слайд №38)
В середине 30-х годов Исаковский становится известным.
(Слайд №39)
Еще в тридцатых годах всюду зазвучали его удивительные песни, в которых так уютно почувствовало себя наше время…
Особенна история создания песни “Катюша” на музыку Матвея Блантера.
Однажды известный поэт Михаил Исаковский сочинил четверостишие:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки.
Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором Матвеем Блантером, которому он и показал этот листок с четверостишием. Композитору так понравились эти строчки, что он потерял покой и стал сочинять мелодию к словам. Но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою. Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни поскорее… Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера песни состоялась в 1938 году. Зрителям настолько понравилась эта песня, что они никак не хотели отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню.
Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши» создали. Такого, конечно же, нигде в мире больше нет, хотя знают и поют песню по всему свету.
А во время войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Её именем “окрестил” народ новое оружие – реактивные гвардейские миномёты, вселявшие ужас во врага.
(Слайд №40)
“Соловьиным чудом России” называют Михаила Исаковского. Он написал немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность он обрёл как поэт-песенник,
(Слушаем песню)
(Слайд №41)
Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Михаилу Исаковскому тяжёлая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель.
(Слайд №42)
В Глотовке, в его деревне, был сожжён врагами отчий дом. Смоленщина оказалась под пятой фашистских оккупантов. Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе Татарской АССР. Его вершина, где уже полная воля дана боли, по своему трагизму, редко досягаемому даже самыми сильными поэтами — это стихотворение «Враги сожгли родную хату».
(Слайд №43)
Написанное вскоре после войны стихотворение подвергалось официальной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости. Песню долго не пропускали на радио.
Лишь в июле 1960 года Марк Бернес нарушил этот негласный запрет, исполнив песню на слова Исаковского.
Многие стихотворения Исаковского положены на музыку. Наиболее известны «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь».
Одно из лучших стихотворений, «В лесу прифронтовом», Исаковский посвятил своей жене Лидии.
В фильме «Кубанские казаки» на музыку И. Дунаевского прозвучали его песни «Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветет калина».
Песни на слова Исаковского появляются в репертуаре хора им. Пятницкого. Самые известные из них: «Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает». Именно эти песни сделали хор знаменитым.
Стихи и песни Исаковского в годы Великой Отечественной войны передавали чувство ненависти людей к врагу, пробуждали отвагу, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились несчастья, общие для всех советских людей.
Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая родина. В Глотовке был сожжен врагами отчий дом.
(Слайд №44)
Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе, где подолгу не работали почта и радио, но ни на минуту не испытывал душевного отрыва от общей судьбы. Тяжело, горько переживал невозможность с оружием в руках сражаться на фронте.
Лирика Исаковского тех грозных лет - настоящая поэтическая летопись войны. Проникновенно поэт рисует суровые будни фронта и тыла, героические дела и чувства воинов и партизан, рабочих и колхозников, раскрывает всенародный характер борьбы с фашизмом.
(Слайды №45)
«РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ»
...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счёта -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают всё ниже,
А громы грохочут всё ближе,
Всё чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начинённых тобой.

За всё ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё...
Учитель:
Песню «Огонёк» на всех фронтах исполняли на разные мотивы. К концу войны остался лишь один мотив неизвестного автора, сохранившийся до сих пор. Когда эту песню исполняют, то объявляют: «Слова Михаила Исаковского, музыка народная».
Родная деревня Исаковского была полностью уничтожена во время войны. Часть денег от полученной в 1943 году Сталинской премии он направил на строительство клуба в родных местах.
Девочки исполняют песню «Огонёк».
(Слайды №46)
Михаил Исаковский прожил 73 года. Последние пять лет из-за тяжёлой болезни он писал совсем немного.
Осенью 1967 года Исаковский написал такие проникновенно чистые и очень печальные строчки, которые посвятил своей жене, верному другу и помощнику, Антонине Ивановне.
(Слайд №47)
Чтение информации на слайдах (Слайд №48-50)
Учитель: Вспоминая суровые военные годы фронтовыми, запечатлённые в стихотворениях, нельзя не преклониться перед человеком, голос которого никогда не забудется и навеки будет связан с войной. Голос, зачитывающий на всю страну сообщения о военной обстановке, об отступлениях и победоносных сражениях. Это был голос страны, истекавшей кровью и жившей под девизом: «ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА! ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»
(Слайд №51)
Ученик: Страна услышала голос Победы, человека и гражданина, частицы великого советского народа-победителя! Ю. Левитан трудом и талантом внёс свою лепту в общее дело спасения человечества от фашизма.
(звучит запись)
(Слайд №52)
Учитель:
27 миллионов погибших… А сколько же это неродившихся детей? А сколько осталось вдов и сирот? Каким счетом измерить человеческое горе?
Ученик:
Война… Сколько горя выпало на долю матерей в годы Великой Отечественной войны, которые так и не дождались с фронта своих сыновей. От Войны до сих пор не заживают раны, они кровоточат. Вот и сейчас мы хотим обратиться к писателю, который до сих пор помнит, как это было…
Андрей Дементьев: «Война дала нам много жизненных уроков»
(Слайд №53)
Чтец 5:
Поэт родился 16 июля 1928 года в Твери на Волге. В 1936 году будущий поэт пошел в школу, так что его «университеты» пришлись на тяжелую военную пору. В классах висели карты с красными и синими флажками, демонстрировавшими продвижение войск на фронтах. Уроки начинались со сводок Совинформбюро. Отца арестовали по печально знаменитой 58-й статье, и Дементьева воспитывала мама. Порой жить было настолько тяжело, что в подростковом возрасте Андрей едва не свел счеты с жизнью.
Ученик: (из воспоминаний автора)
Когда началась война, мне было 13 лет. Я родился 16 июля. Что такое мальчишка в 13 лет? Что он понимает о жизни? Помню, что ведущим чувством был страх. Мой город - Тверь - горел. Вокруг бомбёжки, налёты. Ложишься спать и не знаешь, проснёшься ты утром или нет. Я всё это очень переживал в душе. Отца репрессировали. И он, и дед, сидели в лагерях. Мама разрывалась на работе – пыталась прокормить нас, падала от усталости. Бабушка бесконечно болела. Жизнь, которая была раньше, теперь казалась мне чем-то нереальным. Будто и не было её. Сплошная чёрная дыра. И нет просвета. А я ещё совсем зелёный был. Поэтому решил, что так будет и завтра, и послезавтра. Всегда. И вот решил поставить в своих мучениях точку. Думаю, многие подростки переживают нечто подобное, но, когда за окном взрываются бомбы, горят здания, а дома минусовая температура и нечего есть, это чувство доводит до края.
Я решил застрелиться. Дома были патроны, и я придумал, что если вложу патрон в спирали электроплитки, то он выстрелит. Надел белую рубаху. Написал маме письмо: мол, прости, мама, тебе так будет легче. Дурак, конечно. Но говорю, как было. Записку положил на столе, а сам наклонился грудью к плитке. Ждал выстрела. Что переживал в эти моменты, не помню. Шум в ушах. В глазах темно. И одна мысль: «Сейчас всё закончится!».
Но тут вмешалась судьба. Видимо, Бог тогда решил, что я ещё здесь нужен. Бабушка вернулась домой – она уходила куда-то по делам, в то время, когда я планировал самоубийство, и вдруг неожиданно пришла. Забыла что-то. Я услышал стук двери, обернулся и в этот момент раздался выстрел. Не такой, как в кино, а звенящий, упругий. Такой звонкий, как будто воздух разрезали. Пуля метнулась мимо моего лица и пробила стекло форточки. Бабушка ничего не поняла. Так всё было быстро.
Я вдруг отрезвел. И повзрослел за эти секунды. Подумал, что бы случилось с моей мамой, бабушкой, если бы на фоне всего, что происходит вокруг, они бы потеряли меня?! Больше никогда в жизни, как бы трудно не было, я даже не думал о том, чтобы дойти до края.
Это стало большим жизненным уроком.
И только спустя десятки лет после этого случая с попыткой самоубийства, когда ни мама, ни папа уже не могли об этом узнать, я описал это в своих мемуарах.
(Слайд №54)
Пельменёв Руслан:
Из-за того, что отец и дяди находились в лагерях, молодому человеку не удалось поступить в Военно-медицинскую академию и в знаменитый Институт международных отношений, как ему того хотелось. Он оказался на филфаке, но спустя три года перевелся во всемирно известный Литературный институт имени А.М. Горького в Москве. Окончив писательский институт, молодой человек вернулся в Тверь. Он работал в сельскохозяйственном отделе «Калининской правды», затем в областной газете «Смена», а по ночам писал стихи. Однако настоящая поэзия, бурная творческая жизнь была в Москве, и Андрей Дмитриевич рвался туда всей душой. Москва не сломила Дементьева. 1972 году началась совершенно удивительная эпоха. Дементьев становится сначала заместителем главного редактора, а затем и главным редактором легендарного журнала «Юность». Тираж журнала при Дементьеве достигал более 3 миллионов экземпляров. В 90-е годы поэт оказался в Израиле, не раз был уволен с работы: то за публикацию неугодных стихов, то за подготовку острополитической передачи. Все это время выходили книги автора, появлялись песни на его стихи. В 2017 году Андрей Дмитриевич отпраздновал 90-й год рождения, но даже в таком преклонном возрасте поэт не сидит без дела. По-прежнему ведет радиопередачу «Виражи времени», колесит по миру с творческими встречами, каждый год занимает место почетного гостя на праздновании дня рождения «Дома поэзии Андрея Дементьева», который проходит в родном городе. Фестиваль собирает поэтов, писателей и артистов.
(Слайд №55-56)
Ученик: (из воспоминаний)
Когда я читаю современные журналы, особенно когда попадают в руки «оригинальные», такие, которые предлагают «свежий» взгляд на историю, я искренне недоумеваю. Демократия демократией, но есть вещи, которые должны находиться вне подобных обсуждений. К примеру, не так давно я видел в зарубежном журнале публикацию о том, что Соединенные Штаты Америки выиграли Великую Отечественную войну и спасли весь земной шар от нацизма. Я смеялся. Но смех этот горький. На подобных новомодных постулатах воспитываются наши дети. Со своей стороны, я стараюсь везде, где я выступаю, рассказывать о том, как было на самом деле. Особенно такие беседы интересно и важно проводить в молодой аудитории. Сегодня им трудно представить, что переживала страна в те годы. Я же говорю не о датах и цифрах, а о жизни людей. Как выживали мальчишки и девчонки 40-х, что они ели, куда ходили, как работали, какие понятия о дружбе, любви, патриотизме у них были. И современные ребята слушают! Им это интересно. Им просто мало кто о таком рассказывает. А говорить надо. И чем чаще, тем лучше. И нужно приводить достойные примеры.
…Во Франции знакомые показали мне погост воинов французского сопротивления. Я шел мимо могил и видел фамилии: русские, казахские, украинские, белорусские. Наши! Как там оказались наши люди? А они, вырвавшись из плена, пришли на помощь местному населению. Это ли не пример русского духа и нашей роли в той войне?
И ещё я хорошо помню, что уже после Великой Отечественной войны русский писатель Илья Григорьевич Эренбург во время своего выступления в Доме Союзов, оценивая войну, говорил, что человеческая жизнь не может лежать на одних весах со свиной тушёнкой. Нам не вернут наших отцов, дедов, матерей, рано ушедших из-за изнурительной работы. Ничего ценнее этого быть не может.
Одна из самых народных песен – это «Баллада о матери». Этой песне уже полвека. Но она все ещё популярна. Не так давно её спела молодая талантливая певица Зара.
А начиналось всё так. Я был на курорте, в санатории в Есентуках. 1965 год. Пришёл с процедур в номер. Лег, включил радио и слышу сообщение диктора об удивительном происшествии. Спустя два десятка лет после войны мать, сын которой так и не вернулся с войны, вдруг увидела его на экране кинотеатра. Тогда показывали хроники военного времени. Я был потрясён. Представьте: женщина сидит в полутемном зале, пришла посмотреть документальный фильм. И вдруг видит, знакомое до боли, любимое лицо. Её сын - такой же, каким он уходил на фронт. Хотя прошло 20 лет!
Я сел за стол и написал стихи. Сразу. На одном дыхании: «Постарела мать за тридцать лет, а вестей от сына нет и нет. Но она всё продолжает ждать, потому что верит, потому что мать…». Просто выплеснулось на бумагу.
После выхода песни меня обещали познакомить с моей героиней. И я собирался к ней в гости, но, к сожалению, её уже не стало.
Первым исполнителем «Баллады о матери» был Евгений Мартынов. Он сам принёс мне музыку. Но по началу я даже слушать эту песню не хотел. Потому что был уверен – это стихи. И точка. Но когда Женя запел, я замер. Дослушал до конца и сказал: «Да. Я никогда не увидел бы свои стихи в таком ключе, но твоя музыка трогает до слёз». Я не хотел, чтобы «Балладу о матери» исполняла певица Зара. Она настолько молода, что ничего ещё в жизни не видела. Что она знает о горе? О потерях? О каком опыте можно говорить в 25 лет? Но вдруг она запела и мой внутренний голос умолк. Пела она душой. Пела и плакала. И я прослезился. Теперь мы дружим. Возраст, действительно, не показатель внутреннего содержания человека.
((Слайд №57) видеоролик песни)
Ученик:
Андрей Дементьев – поэт, биография которого полна счастливых и трагичных моментов, взлетов и падений, быть может, потому творчество его проникает в души многочисленных читателей.
Учитель:
Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи.
Тихо, ребята, минутой молчанья
память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали
Сверстники наши почти.
Ученик: Почтим память всех погибших защитников, ушедших от нас ветеранов Великой Отечественной войны Минутой Молчания! Пусть эта память всегда живёт в наших сердцах!
Минута молчания. На экране демонстрируется слайд с изображением вечного огня.
(Слайд №58)
Учитель:
Нам за всеми памятными датами
Видится главнейшая одна
День, когда весною 45-го
На земле закончилась война.
Отдымили старые пожарища,
Мирно распускается сирень,
Но вовек нам не забыть, товарищи,
Майский день – Победный светлый день!
Ученик: Победа! За неё сражались все вместе, все народы России, все страны СНГ, бывшие когда-то единым сильным государством. И победили именно потому, что были заодно. Фронтовая поэзия и проза авторов разных национальностей – тому свидетельство.
Учитель: По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся.
Одним из них был татарский поэт Муса Джалиль.
(Слайд №59)
Ученик: О трагической судьбе М. Джалиля нам расскажет Пельменёв Руслан.
(Слайд №60-3 фото,61-3 фото,62-2 фото)
В первый же день войны Муса Джалиль добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. на Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концлагере вел активную подпольную работу: устраивал побеги военнопленных, настраивал товарищей на борьбу против фашистов, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали поэту руку, отбили почки. Тело исполосовали резиновыми шлангами. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но поэт не сдался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом, - своим творчеством, продолжая тайно писать стихи, которыми поддерживал своих товарищей в трудные минуты плена.
(Слайд №63)
В 1944 г. Муса Джалиль казнен моабитскими палачами. Друзья по застенку сохранили его записные книжки и после войны передали их советским представителям. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
(Слайд №64)
(Слайд №65) –прослушивание записи –
чтение стихотворения «Варварство-видеоролик»
Ученик.
Салют в День Победы 9-го мая —
Волшебная радуга ярких огней!
У мира и счастья — дорога прямая,
Давайте идти будем только по ней!
(Слайд №66)
Звучит марш «Прощание Славянки». .
Демонстрация слайдов «Салют».
(Звучит песня: «День Победы»)
(Слайд №67)
По окончании на сцену выходит учитель, читает стихотворение неизвестного автора «Память…». Последнюю строку этого стихотворения хором произносят все участники, одновременно выходя в центр класса.
Учитель:
Память моя хранит
Память отца и деда,
Память соседа,
С которым я никогда не встречался,
Память старухи в черном платке,
Память ходиков в комнате этой старухи,
Остановленных ровно 73 года назад.
Вижу с начала и до конца,
Памятью деда и отца,
Вижу подробно и без прикрас
Памятью пальцев, памятью глаз,
Памятью взорванного небосвода
Эти четыре года.
Памятью неродивших,
Памятью нерожденных,
Памятью недоживших,
Но непобежденных!
Ученик:
Вот уже 73 года, как закончилась война. Но за эти годы не было еще ни одного дня, чтобы где-нибудь не стреляли. Сегодня, сейчас, в эту минуту, где-то на нашей планете от бомб и пуль, от голода и холода погибают люди, корчатся раненые, плачет ребенок, проклинает кого-то мать.
Учитель:
Вот почему сегодня мы вновь и вновь вспоминаем про это. Вот почему бередим незаживающие раны. Вот почему мы вновь и вновь вспоминаем тот памятный весенний день Победы!
Ученик:
Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Учитель:
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!
Учитель:
Песня "О той весне" написана в самом начале 21 века - автор стихов и музыки - Елена Плотникова. Эта песня - словно взгляд из настоящего глазами современных детей - на героическое прошлое их прадедов, их нелёгкий путь к Победе в Великой Отечественной войне. Дети знают о той войне из фильмов, книг, из рассказов родственников. Почти у каждого в семье есть кто-то, кто не вернулся с войны. Много и тех, кто пришел в родной дом с Победой. Дед и прадед автора песни Елены Ильиничны воевали, дед Николай Николаевич Плотников дошел до Берлина, прадед Фёдор Павлович Пугачев, ушедший на вону 23 июня 41-го, погиб в 1942 году.
Ученик:
В песне - надежда и вера в свою страну, благодарность за Великий подвиг солдат и офицеров. Первое исполнение песни принадлежит московскому вокальному коллективу "Мульти Кейс", руководит которым Елена Ильинична Плотникова (композитор, педагог Высшей категории, Лауреат музыкальных конкурсов, автор поэтических сборников) С 2009 года песня звучит на многих концертах и конкурсах по всей стране и за рубежом, выходят записи на аудиодисках. 9 мая 2015 года во Владикавказе состоялся Юбилейный Парад Победы, на котором прозвучала песня «О той весне» в исполнении Муниципального хора мальчиков. Песня также сопровождала шествие Бессмертного полка и прозвучала очень мощно и пронзительно от имени Правнуков Великой Победы. К Юбилею Победы в мае 2015 года на Пятом Российском Федеральном телеканале снят клип на песню "О той весне" режиссера Бориса Деденёва с участием взрослых и юных артистов, получивший множество отзывов от людей разных возрастов и профессий.
(звучит песня «Весна идёт» - ролик)
(Слайд №68)
Учитель:
- Уважаемые преподаватели, если кто-то желает внести свою лепту в урок и прочесть для ребят любимое своё стихотворение на военную тему, мы с удовольствием Вас послушаем.
(Слайд №69)
(прослушивание стихотворений)
- Какое впечатление осталось у вас, ребята, от урока?
- Почему нужно помнить уроки войны?
Творческое задание. На дом, к следующему уроку, я вас попрошу выполнить творческое задание на выбор: или написать эссе на тему “Война, жесточе нету слова…”, либо подготовить проект «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой…» или презентацию «По дорогам Войны до заветной Весны…».
(Слайд №70)
Презентация на тему: Поэзия военных лет: «Помянем суровые годы священной строкой фронтовой…»

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие, 3-6 классы. Письма в Великой Отечественной войне Проект ко Дню Победы - 9 мая в школе, 5 класс Проект на День Победы для 5 класса Беседа о Великой Отечественной войне для учащихся 5 класса

Похожие статьи:

Классный час в 5 классе на тему: День Победы 9 мая

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы в школе | Конспект интегрированного урока по развития речи и ИЗО, 5 класс
Опубликовано: 1106 дней назад (15 мая 2019)
Просмотров: 1022
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!