Педагогический проект в детском саду в старшей группе на тему: Домашние животные
Педагогический проект в детском саду в старшей группе
Педагогический проект «Домашние животные»
Автор: Лопаткина Олеся Александровна Описание: Предлагаю вашему вниманию педагогический проект "Домашние животные". Данный проект будет полезен воспитателям ДОУ, студентам, учителям начальных классов. Назначение: Для проведения в ДОУ с детьми 5-7 лет. Тип проекта: познавательно - исследовательский. Продолжительность: долгосрочный. Реализация проекта: Сентябрь 2015 – Май 2016г Участники проекта: дети старшей группы МКДОУ «Детский сад №12 «Колокольчик» в количестве 23 человек, педагоги, музыкальный руководитель, родители.
Обоснование необходимости проекта.
Проблема: «У англичан есть такая пословица: «Charity begins at home».
По-русски: «Милосердие начинается дома».
Иногда мы ищем добрых дел на стороне,
проявляем сердечность и участливость к тем, кого видим в первый раз. И это неплохо. Но лакмусовой бумажкой, по которой можно тотчас определить качественность свершаемого добра, служит наше отношение к домашним.
Как трудно, оказывается, постоянно творить добро тем, кто живет с нами бок о бок!»
Проториерей
Артемий Владимиров.
Детский сад является первой ступенью общего образования и обеспечивает социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей.
Каждое из направлений, имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет воспитание качеств милосердия и сострадания ко всему живому (в частности к домашним животным), экологической грамотности детей, трудолюбия, любознательности, желание постоянно что-то открывать новое для себя, исследовать и экспериментировать. А это возможно лишь при условии целенаправленной и систематической работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Самый эффективный способ достижения поставленной цели в дошкольном возрасте – проектная деятельность. Технология проектирования - уникальное средство, позволяющее реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка, в педагогике понимается конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели.
Метод проектов это развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном процессе, анализировать процесс и результат своей деятельности.
При реализации и подготовки проекта надо всегда стремиться к тому, чтобы ребенок получал необходимые для него знания, проблема бралась из реальной жизни, а ее решение должно быть познавательно активным для проявления творчества и мог использовать полученные знания для усвоения новых.
Актуальность: Попробуйте представить нашу жизнь без домашних животных: кошек и собак, свиней и коз, лошадей и коров.
Это невозможно! Мы привыкли к домашним животным. Многие века они живут рядом, кормят и поят нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.
Мы, взрослые, хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих как ухаживать за животными, уважающих труд ветеринаров, волонтеров и простых людей, а также вызвать милосердие к домашним животным. Ведь мы видим, как дети сейчас относятся к животным. Они, как городские жители, в недостаточной степени имеют представление о всех домашних животных, о том, где и как они живут, как за ними ухаживают и т. д. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны, последовательны, состоят в основном из простых предложений и бедны эпитетами. Задания, сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами вызывают у детей серьезные затруднения.
Участие детей в проекте «Домашние животные» позволит максимально обогатить знания и представления детей по этой теме, почувствовать красоту и доброту животных, развить связную речь, творческие способности детей, экспериментально-поисковую деятельность. Цель проекта: Создание системы работы по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через расширения знаний о домашних животных, чувство милосердия и сострадание. Задачи:
1. Расширить знания детей старшего дошкольного возраста о разнообразии домашних животных,( учить выделять и называть характерные признаки), образе жизни, сказках, рассказах, пословицах, поговорках, загадках. Формировать представление о духовно-нравственных ценностях: семья, природа…
2. Провести первичную диагностику воспитанников, выявить уровень усвоения знаний по данной теме.
3. Расширить представление детей о людях разных профессий, связанных с домашними животными.
4. Формировать ответственное и бережное отношение к домашним животным.
5. Развивать познавательные способности и коммуникативные навыки в процессе ознакомления.
6. Развивать творческое мышление, воображение, наблюдательность.
7. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе детей старшего дошкольного возраста.
8. Воспитывать, чувства эмпатии , милосердия и сострадание у детей старшего дошкольного возраста по отношению к домашним животным, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.
9. Активизировать и обогатить словарь детей старшего дошкольного возраста по данной теме.
10. Разработать план взаимодействия с родителями по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
11. .Провести повторную диагностику воспитанников по выявлению уровня усвоения знаний по проекту.
12. Подвести итоги проделанной работы и определение перспективы.
Предполагаемые результаты:
Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Домашние животные», воспитание милосердия и сострадание к домашним животным.
Формирование у дошкольников опыта познания процессов и явлений, происходящих в природе;
Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (познавательного, эстетического, гуманного) и труду людей (уважительного).
Развитие творческих способностей детей средствами разных видов деятельности;
Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом;
Развитие коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми;
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
Доведение до участников проекта важности данной темы, целей, задач и предполагаемых результатов его итогов:
За неделю до начала проекта на собрании было сообщено специалистам и родителям, что у нас в группе начинается проект «Домашние животные», о его целях, задачах, и планируемых результатах. Со стороны взрослых было получено одобрение и готовность к сотрудничеству. Так же была изготовлена стенгазете, оповещающая о начале проекта.
Подборка методической, художественной литературы, литературы со стихами, пословицами, поговорками, загадками о домашних животных:
Изучение методической литературы позволило определить тот объем материала, который необходим для изучения детьми данной темы, а так же количество методических пособий и игр для усвоения и закрепления у детей полученных знаний в ходе проекта.
(Например, дидактические игры «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Найди маму», «Чудесный слоник» и др.)
Активное участие в подборке литературы со стихами, загадками, пословицами и поговорками о домашних животных для детей приняли родители, кроме печатных изданий литературы была подобрана и оформлена информация из сети ИНТЕРНЕТ.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды: При подборе игрового материала придерживалась следующих принципов:
• возможность игры как одним ребенком, так и подгруппой;
• доступность игры;
• проблемность игры.
Использовались дидактические игры, пособия и игрушки по познавательному развитию: разнообразные «Лото», «Домино», «Разрезные картинки», «Веселый пластилин» и др.
В ходе проекта были изготовлены дидактические пособия: ««Картотека дидактических игр», «Животные на войне», «Профессии», «Накорми животное» и др., а так же различные дидактические игры «Узнай на ощупь», «Интересная манка», «Кошки-мышки».
Был приобретен набор «Домашние животные», для сюжетно-ролевых игр детей, создан макет «Ферма». Игровой уголок «Пальчиковый театр» с помощью родителей пополнился вязаными атрибутами по теме проекта, «Театр Домисоль» - костюмами для детей на тему «Профессии и домашние животные».
Разработка основных направлений проекта:
1. Дидактические игры, направленные на повышение духовно-нравственной и экологической культуры детей;
- Дидактические игры, включенные в организованную образовательную детскую деятельность, как часть занятия в различных видах деятельности, с целью повышения духовно-нравственного и экологического воспитания и получения знаний.
- Дидактические игры, проводимые в ходе режимных моментов. Цель таких игр формирование уважительного отношения к труду взрослых, формирование милосердия и сострадания к домашним животным.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми, с целью проявления детского творчества, развития связной речи, закрепление пройденного материала.
3. Система мониторинга в данном проекте представлена в виде диагностик. Информация фиксировалась посредством прямого наблюдения за выполнением дидактических заданий в естественной среде, в созданных игровых ситуациях. На основании полученных результатов были сделаны выводы. а так же отслеживалась динамика познавательного развития детей.
4. Сотрудничество с семьей.
Разнообразные формы сотрудничества по информированию, образованию и совместной деятельности детского сада и семьи не только решают задачу повышения педагогической компетенции родителей, но и позволяет обмениваться лучшим опытом общественного и домашнего воспитания.
Наглядные формы работы: папки-передвижки, выставки (продуктивной деятельности), памятки, тематическая мини библиотека – ориентированы на самостоятельное изучение родителями предложенной информации.
Анкетирование, беседы, консультации, опросы - направлены на получение родителями от педагогов важной информации по теме, а также получение педагогами необходимой информации от родителей.
Собрание-встреча, мастер-класс, игровой тренинг – направлены на практическую деятельность родителей, детей, воспитателя.
Формы работы с родителями, отражены в перспективном плане.
Описание проекта.
Мы взрослые знаем, что о домашних животных надо заботиться, их надо любить, что забота о них-это труд . Но откуда мы это знаем? Конечно, мы эти знания получили из детство, из семьи. А если в семье никто подробно не останавливался на этой теме, как быть? Во многих семьях есть дома животные, а как за ними ухаживать, а почему есть бездомные животные, откуда они берутся-это детям никто не объясняет.
Однажды в детский сад подбросили котят. Реакция детей была неоднозначна: кто-то сказал, что с животными так делать нельзя, кто-то засмеялся, кто-то никак не отреагировал на это. Когда, я спросила у детей, почему нельзя бросать домашних животных, мало кто ответил. Тогда я задумалась над проектом, и мы вместе с детьми решили выяснить: как животные оказались на улице? как ухаживать за домашними животными? Легко ли это? Кто такие волонтеры? Кто лечит домашних животных? и мн.др.
Знания детей по данной теме оказались невелики, это подтверждается данным констатирующей диагностики. Было проведено анкетирование родителей на тему «Животные в семье». Анализ результатов показал, что 50% родителей ответили, что их дети проявляют сочувствие и сострадание к домашним животным, 82 % учат бережному отношению, 92%-родителя отметили, что смотрят телепередачи и мультфильмы о домашних животных.. 46% родителей уверены, что дети добровольно принимают участие в уходе за животными, 4%-проигнорировали анкетирование. Из вышеперечисленного сделала вывод, что необходима работа с детьми и родителями, ведь 84% родителей готовы к сотрудничеству детского сада и семьи.
Проектная деятельность – это механизм активного взаимодействия не только с детьми, но и родителями, которые становятся участниками воспитательно-образовательного процесса, поэтому оптимальной формой работы является групповой, познавательно-исследовательский педагогический проект, «Домашние животные», одним из основных принципов которого является принцип возможности освоения ребенком программы проекта на разных этапах его реализации.
Рабочий план реализации проекта.
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.
1. Родители мало времени уделяют детскому творчеству.
2. Отсутствие заинтересованности и формальное отношение со стороны родителей к реализации проекта.
3. Дефицит методической литературы.
4. Недостаточная оснащенность предметно - пространственной среды. Меры по их минимизации:
1. Домашние задания для совместного творчества детей и родителей.
Беседы, консультации.
2. Разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта, показ презентаций.
Индивидуальные беседы с родителями, показ способов рисования.
3. Использование интернет – ресурсов.
4. Привлечение родителей, администрации ДОУ 2. Заключительный этап Анализ результатов проектной деятельности.
В мае была проведена итоговая диагностика детей, результаты которой показали положительную динамику познавательного и духовно-нравственного развития по теме проекта.
Сравнительный анализ показал, что процент детей, которые приобрели знания в ходе проекта по теме «Домашние животные» повысился. Высокий уровень знаний дошкольников вырос на 67% и составил 84%, средний снизился на 62% и составил 12%, ниже среднего уровня нет.
Опрос родителей о пользе проекта для детей выявил, что родители больше стали разговаривать со своими детьми на различные темы, больше времени стали уделять продуктивной деятельности.
В результате проекта дети получили необходимые знания, научились уважать труд людей и милосердно относиться к животным, узнали, как называются врачи, которые лечат животных, так же узнали, что есть такие люди-волонтеры, что такое питомники.
Много теплых слов было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться рассказами и сказками о домашних животных, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение с взрослыми и сверстниками. Так же укрепилась заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Анализ полученных результатов практической работы свидетельствует о том, что систематическое приобщение детей к духовно-нравственным ценностям делает процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста эффективным и целесообразным, что соответствует поставленной цели проекта. ВЫВОДЫ:
Таким образом, проведенная работа по проекту «Домашние животные» позволила прийти к следующим результатам:
Дети стали милосерднее, внимательнее, ответственнее, у них сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Мой проект помог мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.
Реализация деятельности по проекту повлияла на воспитание гуманистически духовно развитой личности ребенка, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к духовно-нравственному самосовершенствованию.
Продукты проектной деятельности:
• Создание нового объекта развивающей среды в группе – «Ферма», «Русская изба»
• Книжка-копилка «Стихи, пословицы, поговорки, загадки о домашних животных»;
• Картотека дидактических и подвижных игр;
• Альбом «Наши домашние животные»;
• Детские проекты: «Мой четвероногий друг», «Осенняя красота»;
• Выставка рисунков «Животные в семье», «Красота божьего мира»;
• Выставка творчества родителей «Куклы для кукольного театра», «Костюмы для театрализации»;
• Выставка мини-музей «Домашние животные»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание гражданина, сострадающего и любящего, не может быть успешно решено без духовно-нравственного воспитания. Приобщение ребенка к духовно-нравственным ценностям, воспитывает уважение к людям разных профессий, любовь ко всему живому, гордость за землю, на которой живешь.
В старшем дошкольном возрасте развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы, во многом зависит последующее развитие ребёнка.
Каждый ребенок, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно быть милосердным, добрым и сострадательным ко всем.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей в перспективе намечаем следующие задачи:
• поиск новых форм, путей и подходов к содержанию и организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей.
• использовать продукты проектной деятельности в перспективном планировании образовательной деятельности с детьми и пополнять их;
• внести коррективы в индивидуальную работу с детьми;
• обогащать развивающую предметно-пространственную среду по данному направлению;
• подобрать эффективные, вызывающие заинтересованность у родителей, формы сотрудничества с семьей по вопросам воспитания и развития детей.
Литература:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
2. Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду» Учитель, 2015
3. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004.
4. Николаева С. Н. «Юный эколог, Мозаика-Синтез, 2004
5. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. – 2000.– № 2.– С. 8-17.
6. Сборник педагогических сказок. Москва 2011г. Благотворительный фонд «Кто, если не я»
7. Академия родителей 2011г. Московский гуманитарный институт,2011.
8. Познавательные сказки Т.А.Шорыгина. Издательство «ТЦ сфера»2014г.
9. Научно-методический журнал «Дошкольная педагогика» Издательский дом «Воспитание дошкольника». Май 2015г.
10. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» Издательский дом «Воспитание дошкольника». 12.2002г.
11. Интернет ресурсы.
Приложение к Педагогическому проекту «Домашние животные»
Добрый вечер, Олеся Александровна! Ознакомилась с педагогическим проектом разработанным и реализованным вами. Все этапы работы над проектом четко, логично и грамотно представлены. Уверена, что многих коллег заинтересует Ваша разработка и способы ее реализации. Желаю всего доброго, дальнейших творческих успехов и позитивного настроя.ГОЛОС!