Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок окружающего мира, 4 класс. Жизнь луга

Конспект урока окружающего мира на тему " Жизнь луга" 4 класс
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 4
УМК: “Школа России”, А.А. Плешаков. Окружающий мир 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч..- М.: Просвещение, 2012;
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2016;
Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс ( к УМК А.А. Плешакова).- М.:ВАКО, 2012.
Тема урока: Жизнь луга
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока:
Образовательная: Формировать представление обучающихся о луге, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с влиянием человека на луг.
Развивающая: Развивать познавательную активность у детей, коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе.
 Метапредметные результаты:
Предметных:
- Определять взаимосвязи живых организмов в природном сообществе – «луг».
Познавательных:
- Организация побуждающего диалога с целью подведения учащихся к самостоятельному выделению и формулировке познавательных задач;
- Организация работы по обобщению информации;
- Формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме;
- Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Регулятивных:
- Обучение учащихся выделению и осознанию того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- Обучение учащихся планировать и контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;
Коммуникативных:
- Создание условий для общения в процессе учебного занятия через работу в группах, фронтальную работу;
Личностных:
- Создание условий для проявления познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам;
- Формирование ценностных ориентиров в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- Создание условий для принятия ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения.
Ожидаемые результаты: Ученик знает растения и животных луга, знает связь между растительным и животным миром луга, усвоил значение лугов для человека, понимает важность экологических проблем, связанных с данным сообществом, сформулировал правила поведения на лугу.
Характеристика деятельности учащихся:
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;
— работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
— запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Методы обучения:
Технологии, применяемые на уроке: ИКТ, здоровьесберегающая.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация, аудиозапись, карточки, кроссворд, тексты, конверты с заданием, листы для самооценки, учебник, атлас «От земли до неба».
Ход урока
I. Орг. момент. Психологический настрой. (1мин)
Прозвенел звонок весёлый,
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

II. Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы. (5 мин)
Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы, задевает щёки, касается губ. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Продолжаем путешествие в мир природы, ведь природа самое удивительное из того, что нас окружает. А вдалеке вы видите лес.
- На столах у вас лежат листочки с заданиями. На работу у вас 2 минуты. Приступаем. (дети выполняют задание)

Игра «Крестики-нолики»
- Если утверждение, верно ставим «+», если нет «-».
Проверяют друг у друга, работая в парах (обмениваются карточками). Оценивают. Крестики должны получиться по диагонали.
1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.
2. На дереве обитают кроты и землеройки
3. Бурый медведь – хищник
4. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
5. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
6. Опавшие листья и другие части растений образуют на поверхности лесную подстилку.
7. Средний ярус – это мхи и лишайники.
8. Дятел является наземным животным.
9. Живые организмы леса составляют природное сообщество.
Проверка. Крестики на одной линии по диагонали.
+ - -
- + -
- - +
- Оцените себя и запишите в таблице самооценки количество баллов (Самооценивание и заполнение таблицы).

III. Постановка темы, целей и задач урока (3 мин)
- Нашу зелёную планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существует крепкая дружба. Сегодня на уроке окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зелёных жителей планеты. Возьмите карточки с кроссвордом на столах и впишите ответы и мы узнаем куда отправимся сегодня (работа в парах).
Кроссворд:
1. Назовите самую богатую и разнообразную природную зону России (Лес).
2. Вертикальная структура леса, или расположение растений (Ярус).
3. Наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой (Экология).
Назовите ключевое слово, которое у вас получилось? (ЛУГ).
Оцените себя.

Послушайте стихотворение И. Сурикова.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов,
На нём разбросаны букеты.

- Назовите тему нашего урока. (Жизнь луга).
- Какие задачи поставим перед собой?
1) Что такое луг?
2) Растения луга.
3) Животные луга.
4) Луг и человек.

IV. Формирование новых знаний. ( 12 мин)
- Ребята, а что такое луг в вашем представлении? (Ответы детей)
Прочитайте текст №1 который лежит у вас на столах.
1. Широкой полосой вдоль рек и озёр тянутся луга. Их можно встретить как на равнине, так и в горах, везде, где на длительное время скапливается вода. На лугах растут сочные влаголюбивые травянистые растения. Весной луга покрываются зелёным ковром, летом этот ковёр раскрашивается яркими цветами. Но на лугах только на возвышенностях можно увидеть редкие деревья. Все растения луга делятся на те, которые любят свет, и те, которые любят тень. Поэтому на лугах, так же как и в лесах есть свои ярусы.
2. Много растений на лугу. Среди них — ценные кормовые травы, например тимофеевка луговая, ежа сборная. Их отлично поедают животные. Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.
На лугах растут и ядовитые растения, например лютик едкий, чемерица и другие. По топким берегам рек и канав растёт одно из самых ядовитых растений — вех ядовитый. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает смерть.
3. Богат животный мир луга. Животные приспособились к жизни в травяном покрове. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчёлы и шмели. Внизу, на земле, бесчисленное множество жуков, муравьев.
Насекомые луга являются пищей для птиц, которые здесь находят не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить быстро бегущую птицу — коростеля, луговую курочку — перепела. Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землёй, питаясь корнями растений и личинками насекомых.
4. В середине лета начинается страдная пора — сенокос. Там, где могут пройти машины, стрекочут сенокосилки, сваливая грядами скошенную траву. На увлажнённых местах, заросших кустарниками, косят траву вручную, стальными косами. Высушенное сено собирают в стога или увозят к скотным дворам. Сено нужно для подкормки домашних животных в зимнее время.
Луга издавна человек использует для заготовки кормов скоту, поэтому постоянно заботится о них: очищает от мелких кустарников, засевает ценными кормовыми травами, удобряет луговые почвы.
- Чем отличается луг от леса? (Растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли достаточно ровная).
Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
- Как вы думаете, где располагаются луга? (на равнинах и в горах)
Обычно луга располагаются по берегам рек и озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут - вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё. В природе встречается еще один тип лугов – в горах. Это альпийские луга, но расположены они не в низинах, а высоко по склонам гор. Причина здесь в том, что в горах климат с высотой становится холоднее, и леса на склонах с высотой становятся реже, ниже. Их сменяют кустарники, а еще выше так холодно зимой, что не выдерживают и они – их сменяют луга. Травы на горных лугах за короткое лето успевают вырасти, отцвести и дать семена.
- Можно ли проследить ярусность среди растений луга? (да)
- Почему одни растения выше, а другие – ниже?
Вывод: луговые травы растут ярусами - этажами; выше всех светолюбивые, ниже - теневыносливые.
- Какие растения растут на лугах? Прочитайте текст №2.
С некоторыми растениями я вам предлагаю познакомиться подробнее. У каждой группы на столах есть задания. Вам нужно отгадать загадку и подобрать описание этого растения.
Отгадайте загадку:
Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё ж на звёздочку похож. (Василёк)

(Рассказ ученика)
Василёк луговой — многолетнее травянистое растение, высотой обычно около метра. Листья — удлинённые, седоватые от опушения. Цветёт в течение всего лета украшая луга и поляны яркими розовыми, голубыми и синими пятнами. Отдельные цветущие растения могут встретиться даже осенью, после листопада. Васильки — хорошие медоносы. Используется в народной медицине.
Загадка:
Эй, звоночек синий цвет!
С языком, а звону нет! (Колокольчик)

(Рассказ ученика)
Колокольчик растение светолюбивое, холодостойкое и влаголюбивое. В пышном разнотравье лугов голубыми, синими, лазоревыми огоньками вспыхивают издали заметные цветки колокольчиков. У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид - форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубенчиками. Особенность у них такая – солнечная погода: цветы полностью раскрыты, начался дождь – они плотно закрылись. В природе встречается более ста пятидесяти видов колокольчиков.
Загадка:
Белая корзина золотое донце. (Ромашка)

(Рассказ ученика)
Растение, которое мы называем ромашкой или поповником, оказывается не ромашка, а нивяник обыкновенный, он внесён в Красную книгу, а у ромашки совсем другие листья. Это многолетнее растение высотой до 80 см. Зацветает в конце мая — начале июня и цветёт 40-45 дней. Ромашка предпочитает хорошо освещённые места. Запаха у цветков растения нет. Это чисто декоративное растение!
- Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень.

Рассказ учителя:
Это мятлик, ежа сборная, тимофеевка. Они являются ценными кормовыми растениями. Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинных корневищ и растут в виде рыхлого куста.
Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.
Красный клевер живет два года, и если за эти два года у него ни разу не созреют семена, то на лугу этого растения можно больше и не встретить.
А вот белый клевер — растение многолетнее. Из года в год будет он расти на одном и том же месте, даже если у него не созреют семена. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху. Придите к вечеру на луг, где растет клевер, и увидите, что листочки клевера приподнялись кверху и сложились. Так листья клевера спасаются от ночного холода.
Мышиный горошек — это растение, очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев у мышиного горошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него. Так и растет- ведь стебелек у мышиного горошка совсем слабенький, вот и приходится ему опираться на “соседей”. В цветах много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с большим уважением к мышиному горошку. К тому же растение это очень хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей.

V. Физминутка.
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Растилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
- Отдохнули, нужно продолжать нашу работы, вы можете много интересного узнать, если будете внимательны.

VI. Продолжение работы.
- С растениями луга мы познакомились. Пришло время познакомиться с обитателями луга. Прочитайте текст №3
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков...).
- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность...).
- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений...).
- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие...).
- Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается...).
На лугу обитают разнообразные живые существа. Они связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Поэтому луг можно назвать природным сообществом.
Прочитайте текст №4.
- как человек использует луга?
А сейчас поработаем в парах. Экологическая игра “Найди ошибку в рассказе”.
(Учащиеся получают листочки с текстами по 1 на парту)
- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом.
Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие?
Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.
Оцените свою работу в группах.

VII. Закрепление.
Разгадай филворд «Растения и животные луга».
Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и под углом, но не пересекаться.
С К А Л К О Д У В А Н Ч
Т У К Я О Б А Б О Ч К И
Р З Ш Г Л П Ч Е Л А А К
Е Н А У О Г У С Е Н И Ж
К Е М Ш К М У Х А А Ц А
О Ч О К О К О Н О Р О В
З И Р А Л Ь Ч И К Ж У К
А К П О Д О Р О Ж Н И К
- оцените свою работу.

VIII. Рефлексия.
- посмотрите на наш план. На все ли вопросы ответили?
- что для вас было легко на уроке? А сложно было?
- в таблицах самооценки подведите итог. После урока сдайте листочки.

IX. Домашнее задание.
На выбор:
1) Найти информацию о животных и растениях луга, занесённых в Красную книгу Удмуртии.
2) При помощи условных знаков составить памятку «Как вести себя на лугу» и оформить ее на листе.
Скачать Конспект урока окружающего мира на тему " Жизнь луга" 4 класс

Рекомендуем посмотреть:

Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края

Похожие статьи:

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Опубликовано: 1717 дней назад (11 августа 2019)
Просмотров: 3101
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Марина Викторовна Шагалова # 11 августа 2019 в 23:17 0
Добрый вечер! Мне очень хочется узнать ваше мнение о моей работе!
Татьяна Георгиевна Бибеева # 11 августа 2019 в 23:36 0
Марина Викторовна, с интересом порзнакомилась с разработкой урока по окружающему миру. Конспект составлен в соответствии с ФГОС, достаточно детально и грамотно. Голосую за профессионализм. С уважением, Татьяна.
Марина Викторовна Шагалова # 11 августа 2019 в 23:41 0
Спасибо, очень приятно