Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект тематического музыкального занятия в средней группе ДОУ

Конспект тематического музыкального занятияпо развитию творческих способностей дошкольников «Ложки русские, музыкальные»
Автор: Хабибова Н.З, музыкальный руководитель, ГБОУ АО "Школа-интернат №3 для обучающихся с ОВЗ"

На занятии дети знакомятся деревянными расписными ложками. Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ложки – известны во всем мире, они являются символом русского народа! Через это познание у детей формируются основы духовно-нравственной культуры, прививается гордость за свою страну, воспитывается интерес к народным инструментам и фольклору. У детей возникает потребность применять полученные знания о ложках в повседневной жизни – в играх, в самостоятельной деятельности.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности: «Ложки расписные»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия:
Наглядные (Демонстрация иллюстраций, показ расписных деревянных ложек, игра на них)
Словесные (Рассказ об истории появления ложек, как музыкального инструмента, чтение стихов)
Практические (упражнение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки)
3. Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие - дети узнают историю появления расписных ложек у русского народа
Познавательное развитие: ознакомление детей о материале, из которого изготовлены ложки. Показ иллюстраций, рассказ об истории появления ложек, как музыкального инструмента.
Речевое развитие: Расширение активного словаря (дерево, роспись, ярмарка, скоморох стук)
Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх
4. Возрастная группа: Средняя-старшая
5. Цель: Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа в процессе ознакомления с расписными ложками.
6. Задачи:
6.1. Формировать представления детей об истории появления ложек.
6.2. Развивать умение отличать звучание ложек от других инструментов (барабана, маракаса, бубна, менять движения в соответствии с характером музыки, побуждать принимать активное участие в игре.
6.3. Воспитывать интерес к звучанию ложек.
7. Планируемые результаты:
7.1. Сформированы представления об истории возникновения ложек.
7.2. Способен отличать звучание ложек от звучания других ударных инструментов, самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки, принимает активное участие в игре.
7.3. Испытывает потребность в восприятии музыки в исполнении на русских народных инструментах.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности): Иллюстрации (ложки, процесс изготовления, ложки деревянные, бубны, фортепиано, барабаны, маракасы, музыкальный центр, аудиозапись «Как у наших, у ворот» (русская народная мелодия) «Полянка», аудиозапись песни «Ложки расписные»
9. Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты): Просмотр в группе презентации с иллюстрациями знакомых детям русских народных музыкальных инструментов, узнавание ложек в оркестре.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Показ музыкального короба и загадывание загадки про ложки.
Вопрос детям – знают ли они, как появилась ложка, как музыкальный инструмент?
История деревянных ложек насчитывает много веков и даже тысячелетий. Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Для изготовления деревянных ложек применяется древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости. (демонстрация слайдов с изображением темы рассказа педагога)
Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Расписные деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

1.2. Мотивация деятельности детей
Восприятие музыки («Как у наших у ворот» русская народная мелодия) определение авторства музыки (народная или авторская), характера музыки, звучания (на каком инструменте исполняется или в оркестре). 2.5 мин

1.3. Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Музыку исполнял оркестр, а мы тоже можем играть в оркестре! 2,5 мин

II. Основная часть
2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний.
Вспомнить, какие еще народные музыкальные инструменты дети знают.
Загадывание загадок о музыкальных инструментах.
Игра в оркестре детских муз. инструментов., исполнение пьесы «Полянка» р. н. мел. (ложки, бубны, трещотки) 2 мин
2.2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Разучивание песни - пляски «Ложки расписные»
1. Приготовили ладошки, (повороты вправо-влево на весь куплет).
А в ладошках - чудо ложки.
Ручки озорные, Ложки расписные (показывают ложки).
Припев: Тук-тук, перестук,
Покатился звонкий стук!
Тук-тук, перестук.
Покатился звонкий стук! (стучат в ложки)

2. Мы стучать в них не устали,(повороты вправо-влево)
Даже ножки заплясали.
Ножки озорные, Ложки расписные!
Припев тот же: (перетопы)

3. Прыгать мы умеем ловко,(повороты вправо-влево).
Пляшут ложки над головкой.
Ложки расписные, Детки озорные!
Припев тот же: (прыжки на 2-х ногах).

4. Что-то мы плясать устали,
даже ложки замолчали.
Спрячем их за спинку,
Сделаем `пружинку` (прячут ложки).
Припев на слог `Ля` (выполняют `пружинку`)

5. Ложки вверх подняли дружно,
Поклониться всем нам нужно,
Вот как вас мы удивили,
Вот как вас повеселили!
Поклон.

Музыкально-дидактическая игра «На чем играю?» с использованием знакомых инструментов (определение инструментов по звучанию) 3 мин

2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Народная игра «Шатер». Дети под пение песни «Веселые ребята» ходят по кругу, взявшись за руки
Мы весёлые ребята.
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
На 2 часть игры - под веселую музыку «Полянка» берут приготовленные ложки, играют на них и пританцовывают( выполняют танцевальные движения) 3 мин

III. Заключительная часть
3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей
Дети отвечают на вопросы о том, из чего изготавливается ложка, что необходимо, чтобы она была яркой, о значении ложек в жизни русского народа. 1 мин

IV. Дальнейшая разработка темы
4.1. Фольклорный праздник «Ярмарка».
Исполнение оркестровой пьесы «Светит месяц», игра «Веселые ребята»» в детском саду

4.2. Фольклорный праздник «Масленица»
Исполнение песни ««Ложки расписные» в детском саду



Список литературы
1. Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
2. Князева О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – М., 2014.
3. Минина Е.А. Музыкальное развитие детей 3-5 лет в детском саду»: Конспекты занятий, репертуар, критерии оценки результатов. – Ярославль: Академия развития, 2012.
4. Рытов Д. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М., 2015.
5. Рытов Д. На родимой на сторонке. Попул. рус. народ. Песни. – М., 2015.
6. Улашенко Н.Б. Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной групп». - Волгоград: ИТД «Корифей, 2013.
Интернет – ресурсы

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальное занятие в старшей группы «Весенние мелодии и звуки» План-конспект тематического музыкального занятия в средней группе детского сада на тему: Весна Конспект игрового интегрированного музыкальное занятия в детском саду. Подготовительная группа Конспект открытого занятия по вокалу: Методика работы с дошкольниками
Конспект тематического музыкального занятия в детском саду в старшей группе «Магазин игрушек» | Конспект музыкальной образовательной деятельности «Волшебная музыка К. Сен-санса» с презентацией. Старшая группа
Опубликовано: 1880 дней назад (1 октября 2019)
Просмотров: 2632
+1
Голосов: 1
Наиля Закировна Хабибова # 1 октября 2019 в 07:20 +1
Занятие пригодится для ознакомления детей с фольлором.Дети с удовольстием впитывают все знания,которые я даю им на своих занятиях!
Наиля Закировна Хабибова # 6 октября 2019 в 19:56 +1
Конспект тематического музыкального занятия по развитию творческих способностей дошкольников «Ложки русские, музыкальные»
Хабибова Наиля Закировна
Музыкальный руководитель, ГБОУ АО "Школа-интернат №3 для обучающихся с ОВЗ" г.Астрахань
https://ped-kopilka.ru/users/nellya2706
Светлана Викторовна # 6 октября 2019 в 20:44 +1
Здравствуйте
Зачем Вы здесь оставили этот комментарий?
Если это заявка, то она оставлена неверно.
Просим Вам прочитать правила и оставить заявку там, где в них указано.
С уважением, дежурный редактор сайта
Наиля Закировна Хабибова # 6 октября 2019 в 20:55 +1
Хорошо!Спасибо!