Конспект музыкальной образовательной деятельности «Волшебная музыка К. Сен-санса» с презентацией. Старшая группа
Музыкальная образовательная деятельность для детей старшей группы «Волшебная музыка К. Сен-санса»
Музыкальная образовательная деятельность для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий Автор: Хабибова Наиля Закировна, музыкальный руководитель, ГБОУ АО "Школа-интернат №3 для обучающихся с ОВЗ" г.Астрахань Цели и задачи:
• приобщение детей к музыке К. Сен-Санса
• формировать музыкальный вкус детей, обогащать музыкальные впечатления, развивать интерес к классической музыки учить различать изобразительность музыки
• развивать творческую активность, закреплять навыки создания выразительных образов с помощью движений, жестов, мимики
• учить детей высказываться об эмоционально – образном содержании музыкального произведения, расширять словарный запас
• воспитывать стремление высказывать свои суждения, обогащать эмоциональный словарь
• развивать умение делиться впечатлениями со сверстниками и взрослыми
• развивать умение взаимодействовать друг с другом. Материал и оборудование:
• слайд-проект "Карнавал животных"
• Игра «Волшебный платок» Предварительная работа:
• разучивание валеологической песни-распевки "Доброе утро" О. Арсеневской
• разучивание самомассажа "Кенгуру"
• дыхательное упражнение "Лев" (по М. Лазареву)
Ход мероприятия
Дети входят в зал под спокойную музыку. Муз. рук. Здравствуйте ребята! У вас сегодня хорошее настроение? (Ответы детей.) Давайте улыбнёмся друг другу и поделимся частичкой своего тепла, своим хорошим настроением друг с другом и с гостями.
Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелаем доброго утра!
«Доброе утро» Муз. рук. (Звонок по телефону)
- Да, да, конечно, обязательно поможем.
Ребята, мне сейчас звонил директор необычного парка в котором живут много разных животных, а как называется этот парк? Зоосад,т.е сад, где живут животные, птицы и рыбы. Чтобы показать людям и сохранить многих зверей, птиц, рыб из разных уголков планеты, строят зоосады. В зоопарке учёные наблюдают за животными.
Так вот работники этого парка решили устроить своим животным праздник, и не просто праздник, а настоящий карнавал. Они даже знают, что один композитор написал специальную музыку, называется она «Карнавал животных», но работники парка никогда её не слышали и не знают какая музыка подходит к каждому из животных.
Чтобы помочь работникам и животным нам надо отправиться в чудо парк?
Поможем работникам зоопарка? (ответы) А чтобы нам легче было идти, давайте в дорогу возьмём с собой песенку.
Песня «В зоопарке»
Презентация на тему: Волшебная музыка К. Сен-санса. Часть 1
Муз. рук. - Вот мы и на месте. Как я вам говорила, музыка для карнавала животных уже написана, она так и называется «Карнавал животных», а написал её известный французский композитора Шарль Камиль Сен-Санс. (Слайд1)
Давайте вспомним, что же за праздник карнавал. Карнавал-это такой праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали.
Карнавал, на который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный. Это значит, что всех его персонажей, мы не только увидим, но и услышим, потому что расскажет нам музыка, которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс.
Но прежде чем мы отправимся на карнавал нам надо превратиться в разных зверей, чтобы нас ни кто не узнал.
Лепим, лепим ушки- (щиплют пальцами мочки ушей)
Слышим хорошо!
Нарисуем глазки- (мягко поглаживают брови, закрытые глаза)
Видим далеко!
Носик мы погладим (большими пальцами гладят крылья носа)
Усики расправим («рисуют» пальцами усы)
Теперь мы не ребята, (кружатся)
А веселые зверята.
Давайте посмотрим какие звери пришли на наш карнавал?
Любой праздник обычно открывают самые знатные гости.
Ребята, кого называют царем зверей? (Ответ.) Правильно, льва. Почему, как вы думаете? (Ответ.) Да, он величественный, грозный и прекрасный.
Поэтому композитор подарил ему “Королевский марш”. Он так и называется “Королевский марш льва”. Давайте послушаем как льва рисует музыка.
Слушают отрывок, ПАУЗА определяем характер пьесы
Поступь льва важная, неторопливая. Хотя это и марш, но в нем чувствуется мягкая и упругая кошачья походка. Иногда маршевая музыка прерывается чем? ? (грозным рычанием).
Ребята, но наш карнавал пришёл не один лев, а три, и только один соответствует характеру музыки. Какой?... Первый лев! Какой он?.....
Второй лев!????????
Давайте посмотрим на третьего льва!
Слушают произведение до конца!
Хотя это и марш, но в нем чувствуется мягкая и упругая кошачья походка. Иногда маршевая музыка прерывается грозным рычанием. Давайте посмотрим какой он лев. Он величествен, грозен и прекрасен.
Музыка отчетливая, торжественная. Чувствуется царственная, горделивая поступь.
Но иногда слышатся резкие звуки. Как вы думаете, что изображает музыка? Дети. Это лев рычит.
Предлагаю посмотреть на льва в природе! Слушают!
Дыхательное упражнение "Лев" (по М. Лазареву)
(Дети раздвигают пальцы ("когти", напрягают все мышцы и изображают рычание льва, готового к нападению). Муз. рук. Не мяукать, не мычать. Дети. Р-р! Муз. рук. Львам положено рычать. Дети. Р-р! Муз. рук. Раз рычу. Дети. Р-р! Муз. рук. Два рычу. Дети. Р-р! Муз. рук. Всех зверей перерычу! Дети. Р-р-р-р! Муз. рук. Да, царь зверей приветствует всех грозным рычанием и продолжает важно вышагивать, красуясь и нагоняя страх на всех собравшихся.
А давайте превратимся в этого прекрасного важного королевского льва!
Вы будете важно и величественно двигаться под музыку марша, но когда услышите, звуки рычания, то будете рычать.
Повторное слушание с выполнением задания. (занимают свои места)
На карнавале принято веселиться и шутить, переодеваться и перевоплощаться (как мы с вами).
Вслед за львом появляются другие гости. Угадайте кто?
Белеют бивни, словно снег,
Животного сильнее нет
Огромный, серый, с добрым нравом
Идет по джунглям величаво,
И длинным носом, как рукой
Поднять он может нас с тобой.
Он весит, очень много тонн.
Друзья, конечно, это (слон)
А следующий персонаж решил нарядиться балериной. Кто же это?
Слон, точнее, слониха, решила стать балериной и, надев легкую юбочку, тяжеловесно закружилась в вальсе. Тему вальса исполняет самый большой струнный инструмент- контрабас. В результате получается не танец, а пародия на него. Слушание «Слон»
Пальчиковая игра «Обед у слона»
Раз слоненку на обед (руки в замке, качают в такт)
Принесли покушать
Торт большой (перечисляют, загибая пальцы)
Пирог, рулет, сто сосисок
Сто котлет,
Яблок сумку
Ящик слив
Две морковки
И подлив.
А попить-ведро компота!
Только есть опять охота! (гладят живот)
Слон со своей слонихой решили стать артистами и тяжеловесно закружились в вальсе. Давайте вспомним, что такое вальс? (Ответы детей)
Вальс - это танец, который танцуют парами, кружась.
Эту музыку вы слушали с улыбкой – представили как тяжелый, неповоротливый слон со своей слонихой танцуют вальс.
Его низкий и густой звук с юмором изображает легкий и изящный вальс. Кто хочет показать, как танцует слон? (импровизация по желанию)
А теперь послушайте загадку
Живет в Австралии, не тужит,
И хвостик ей опорой служит.
На животе, в кармане
Носит деток мама. Кто это? (Кенгуру).
Кенгуру очень осторожно скачет, с остановками, прыжками, поэтому музыка звучит быстро, но осторожно. Ребята, как вы думаете, почему кенгуру скачет осторожно? (ответы детей) Потому, что в кармане у нее маленький детеныш (слайд кенгуру с кенгуренком)
Кенгуру очень заботливые мамы, как и ваши любимые, дорогие мамочки,
Давайте послушаем музыкальный портрет кенгуру.
Пьеса «Кенгуру» (короткая беседа о характере пьесы)
Чистоговорка с массажем биологически активных точек «Кенгуру»
Ру-ру-ру! (Массаж точки на груди)
Рано-рано поутру-
Ру-ру-ру (массаж точек над бровями)
Прискакал к нам кенгуру
Ра-ра-ра (массаж точек вокруг крыльев носа)
Закричал: «Вставать пора»
Ра-ра-ра (щиплют щечки)
Начинается игра!
Ри-ри-ри
Будем прыгать! 1-2-3 (прыгают)
Ры-ры-ры
Нет счастливей детворы хлопки в ладоши!
Дети прыгают, изображая животное под музыку «Кенгуру»
(по окончанию музыки занимают свои места)
Презентация на тему: Волшебная музыка К. Сен-санса. Часть 2
Кто-то, кто-кто вновь спешит к нам на карнавал?
Познакомимся с следующим гостем нашего необычного карнавала.
Горделивый, белокрылый
Он белее белых лилий
Скользит бесшумно над водой
Шея выгнута дугой
Им любуются всегда
Все на берегу пруда. (Лебедь)
Какие лебеди птицы? (Грациозные, лебедь – это символ изящества и красоты, изящное телосложение, величественность).
Певучая мелодия изображает плавное движение лебедя по поверхности воды.
Слушают пьесу «Лебедь»
Какая у лебедя шея?
Как он вытягивает шею?
Как шипит лебедь?
Как машет крыльями?
Закрепление знаний о характере музыки «Лебедь»
И последний гость нашего сегодняшнего карнавала.
На окошке - пруд.
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.
Послушайте какие «булькающие» звуки? Что это? (аквариум)
На карнавале рыбок много, плавать все они хотят
Наши глазки отдыхают и за рыбками следят
Сейчас наш музыкальный зал превратится в аквариум.
Пьеса «Аквариум»
Ребята, пока животные собирались на карнавал, они очень сильно проголодались, давайте их накормим.
- накормили первого льва и он сыто зарычал….
- накормили лебедей и они зашипели как гуси….
- а когда кормили рыбок, они широко рты открывали…
Вот мы и побывали с вами на карнавале животных, а давайте ещё раз вспомним, что же такое карнавал, и какие животные приходили.
Ребята, карнавал – это праздник и не просто праздник, а волшебный и сказочный, давайте подарим себе, гостям, всем нам немного сказки. (волшебная музыка)
(слышится рычание пантеры)звучит музыка, вбегает Багира! Багира: Я грациозна в движеньях своих,
От острого взгляда не скрыться,
И чёрная ночь, безмолвная тишь,
Со мною лишь может сравниться! Вы меня узнали?
Мур-р,МУР-р,МУР-р-р Хоть из Африки здесь я,
но вы теперь - мои друзья
Поздравляю всех вас я: с Карнавалом, вас друзья!
Я смеюсь и хохочу, с вами поиграть хочу.
У меня в Африке живут и кенгуру, и жирафы, и много, много разных зверюшек! Знаете их? (дети называют зверей «Карнавала»)
А играть вы все готовы, сейчас А сейчас мы поиграем в игру "Превращения". Под музыку мы будем превращаться в животных. Будьте внимательны.! Вот мой волшебный платок?
Платок поднимается, игра начинается!
Презентация на тему: Волшебная музыка К. Сен-санса. Часть 3
Игра «Волшебный платок» Багира: вот вам мой подарок (отдает конверт) а я отправляюсь я домой, прощайте, друзья!(уходит)
Наше путешествие на карнавал подходит к концу. Давайте ещё раз вспомним:
- Что такое карнавал? (Карнавал-это такой праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали.)
- Как фамилия композитора, который написал музыку «карнавал животных»
- Какие животные приходили сегодня на карнавал?
А что же за конверт подарила нам пантера Багира
Черно-белые фотографии животных!!
- Давайте послушаем музыку и определим, какому животному она предназначается (игра с карточками)
Что же надо сделать. Чтобы все они стали красивыми и нарядными, как на карнавале! (ответы детей)
Раздаю карточки, дети идут в группу разкрашивать картинки с изображениями животных, музыку о которых они услышали на занятии!
Здравствуйте, Наиля Закировна! Благодарю за приглашение на чудесную разработку по "Карнавалу животных" Сен Санса. Для детей с ОВЗ - это настоящий подарок, как для умственного, так и для физического развития. Конспект продуман по структуре, разнообразен и интересен. Мой голос №2
Добрый день!Очень понравился конспект вашего занятия.В ходе образовательной деятельности использованы разнообразные методы и приёмы, создающие положительный эмоциональный фон процесса обучения и лёгкого усвоения материала.Спасибо.