Конспект урока ИЗО с презентацией, 4 класс. Богатырь
Разработка урока по изобразительному искусству по теме «Образ богатыря – защитника земли русской в искусстве». 4 класс (УМК Б.М. Неменского)
Автор: учитель МБОУ «Лицей №48» г.Калуги Лещёва Ирина Анатольевна высшая квалификационная категория Цель урока: познакомить учащихся с представлениями русских людей о красоте мужчины: труженике и защитнике земли русской. Задачи урока:
- познакомить учащихся с образом богатыря в живописи;
- развивать образное мышление;
- уметь отличать положительные черты характера, какими наделены образы русских богатырей, а также художественные средства выражения образа художниками;
- воспитывать чувство уважения и гордости к своей истории, чувство патриотизма;
- развивать эстетический вкус у учащихся, интерес к культуре России, ее истории;
- отрабатывать навыки в изображении портрета. Оборудование: на доске изображение старинной крепости Козельска (можно любой старинный русский город) – открыть в конце урока, после выполнения творческого задания учащимися; магниты; видеоролик (прилагается к уроку), показывается в начале урока, как мотивация – в нем подобран видеоряд, раскрывающий тему урока, видео сопровождается старинной русской и славянской музыкой, что тоже настраивает детей на данную тему; презентация «Образ богатыря - защитника земли русской в искусстве»; иллюстрации и рисунки русских богатырей, доспехов (можно разместить на доске или стенде); куклы в костюме древнерусского воина и в костюме крестьянина; альбомы; карандаши и фломастеры (можно восковые мелки) – на данном уроке лучше использовать эти художественные материалы, для удобства выполнения работы учащимися из-за большого объема информационного материала к уроку. Музыкальный ряд: воинская музыка Древней Руси, славянская музыка. Литературный ряд: стихи для детей о богатырях, переработанные фрагменты былин.
Ход урока
1. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в далекое историческое прошлое нашей Родины.
«Ой вы, гой еси, да добры ученики, да гости милые, знатные.
Вы усаживайтесь, да поудобнее, ведь для вас сейчас будет мой показ.
Вы смотрите его, да внимательно – тема в нем наша спрятана.
Гости пусть же дивуются…
И пройдет этот час уроченный всем нам с пользою непременную.
А в назначенный час всех порадуем
Мы рисунками, сотворивши здесь». (учащиеся усаживаются, проводят самооценку готовности к уроку)
2. Мотивация
«Гой еси, о друзья, мои. Предлагаю вам посмотреть видео.
Вы смотрите его, да внимательно, по увиденному, да поведуйте
О чем речь вести будем с вами мы, в этот час наш уроченный».
(учащиеся смотрят видеоролик, по окончании просмотра отвечают на вопрос «О чем этот ролик?» - о земле русской, о защитниках, о богатырях, о подвигах)
3. Постановка учебной задачи
«Ой, вы гой еси, да мои ученики,
Да ответьте мне да на сей вопрос:
«Для чего сейчас, в наше время нам
О былинных богатырях да вести рассказ?» (ответы учащихся: мы не должны забывать нашу историю)
Открытие нового знания (Слайд 4.) Картина В.Васнецова «Баян». (рассказ учителя)
Жили когда-то на Руси Великой песенники-сказители. Они пели-рассказывали былины про героев русских и про жизнь народную. И ходило этих былин по Руси несчетное множество. Самого известного певца земли русской народ помнит и по сей день – имя его Баян. Искусен был сказитель, и струны на его чудотворном инструменте «живые» - сами пели славу русским воинам и правителям.
Работа Васнецова посвящена Баяну. Художник с любовью работал над темой русской истории. На холсте нашему взгляду открывается холм, на котором разместились люди в доспехах после очередного боя. Справа художник расположил самого Баяна, в руках у него гусли. Он повествует слушателям о минувших битвах, о подвигах русских богатырей. Позади холма виден лес, речка, луг. Все это надо отстоять русским богатырям, чтобы будущие поколения могли радоваться жизни. Вероятно, скоро ожидается битва, и Баян вдохновляет защитников на победу. Художник передает сплоченность дружины и рассказчика. За холмом остальные дружинники, они внимательно слушают Баяна. В этом сюжете проскальзывает мысль о том, что искусство одерживает победу над смертью и болью, заполняет разум людей красотой и душевностью.
«Ой, вы гой еси, да мои ученики, познакомились вы да с картиной великою
А пред нею смотрели вы видео.
Так ответьте, о други мои, а каким же сюжетом закончился фильм
А и сильных, могучих богатырях да на славной Руси? (ответы детей – крепость Козельска, уч-ся кратко уже знакомились с историей древнего Козельска на предыдущем уроке «Города земли русской»)
Да о чем мог поведать нам певец Баян о героях козличах?»
(Слайд 5.) Выступление ученика (текст дать подготовить заранее, можно дать в руки гусли – нарисовать):
«А про те года да далекие, ой тревожные
В песне сказывал бы Баян, да узнали б из летописи,
Что стоял на холме город маленький
Опоясал его земляной вал
Да со всех сторон окружил ров большой.
А под городом тем пахали землю пахари,
А в лугах пасли пастухи круторогий скот.
А за городом тянулись леса дремучие.
А за лесом раскинулась степь широкая.
Шло от этой степи много горюшка.
Налетали из них на русские города кочевники
Жгли и грабили города русские,
А людей уводили в полон.
В то тревожное время были в Козельске свои богатыри –защитники.
Слава, слава и в наши дни им, защитникам Родины!»
«Ой, вы гой еси, да мои ученики
Да ответьте мне, чтобы помнить героев тех лет, да не забывать их нам,
Что могли бы мы сделать в столь добрый час,
Чтоб гостей наших сегодня порадовать?» (ответы детей – нарисовать богатыря, защитника Козельска)
(Слайд 6-11.) Краткая история древнего Козельска (см. текст на слайдах) (эти слайды можно заменить историей другого города, поэтому текст вставлен только в презентации)
(Слайд 12-13.) Диорама и ее фрагмент созданы в наше время художниками - Ращектаевым Никифором Андреевичем, Дмитриевым Борисом Васильевичем и Балашовым Владимиром Васильевичем.
Здесь художники показали момент, когда козличи вышли за пределы крепости, тут на них и напали враги, завязался неравный бой. После того, когда все воины были перебиты, врагу удалось найти слабое место в стене, пробить ее, ворваться в город и уничтожить всех жителей.
(Слайд 14-15.) Текст прочитать (см. презентацию).
(Слайд 16-17.) Ныне в современном Козельске есть парк «Три богатыря», где центральная скульптурная композиция посвящена защитникам земли русской знаменитым богатырям. Это говорит нам о том, что мы потомки помним подвиги тех лет, увековечиваем их не только в памятниках, но и в местах отдыха людей.
«Ой, вы гой еси, да мои ученики
О козличах и их подвиге вам поведали
И картины, и истории летописей.
А теперь обращу ваши взоры к картинам художников
Воспевающих в них богатырей русских.
Вы смотрите и слушайте да внимательно,
Чтоб запомнить как они выглядят,
Чтоб умеючи рисовать их»,
(Слайд 18.) Картина В. Васнецова «Богатыри» созданию которой художник посвятил около 30 лет жизни и творчества. (рассказ учителя)
В чистом поле, на границе земли русской, богатыри пристально следят – не притаился ли где враг, не обижают ли где слабого. В центре полотна – Илья Муромец – могучий, сильный, он осматривает свои родные просторы, готовый дать отпор врагу. Он силен настолько, что даже не ощущает тяжести сорокапудовой палицы, висящей у него на поднесенной ко лбу руке. (нажать на слайд, чтобы выплыло лицо Ильи). Недюжинная сила удивительно сочетается в нем с широтой души и добротой открытого людям сердца.
По правую руку от Ильи изображен образованный и мужественный Добрыня Никитич. Он всегда готов защитить родной край, его меч уже наполовину вынут из ножен.
Самый младший – Алеша Попович – храбрый и ловкий юноша, может побороть врага хитростью, ловкостью.
Каждый из богатырей готовы в любой момент отразить нападение врага. Шлемы на их головах подобны куполам православных храмов и выступают символом правого дела, благословляя их на подвиги. Кони под стать всадникам, мощные и сильные, горделивые, готовые ринуться в бой, они дополняют величие богатырей. Приближается буря: облака, колышущаяся трава, развевающиеся гривы коней не сулят ничего доброго. Но защитники здесь и они готовы встретиться с врагом, отстоять свою Родину!
(Слайд 19-20.) К данной теме обращались художники часто, об этом свидетельствуют многие картины разных художников.
(Слайд 21.)
Поросло быльем, ушло все в прошлое
И в легендах смелый Богатырь,
Нам оставил силушку не сношенной,
Да на поле брани монастырь.
5. Первичное закрепление знаний. (Слайд 22.) Куклы в костюмах.
«Ой, вы гой еси, да мои ученики
Вот с картинами мы познакомились.
Так скажите-ка мне, обратили ли вы внимание
Да то, как выглядели воины
Богатыри наши русские?» (ответы детей – воин от простого человека отличался одеждой и доспехами: шлем, кольчуга, плащ, сапоги, щит, меч, копье, лук и стрелы, топорик, палица)
(Слайд 23-26.) Рассмотрите вооружение воинов.
«Ой, вы гой еси, да мои ученики,
Какой вывод можно сделать да из сказанного и увиденного?» (ответ детей – что владеть такими доспехами могли сильные, выносливые люди, которых на Руси называли богатырями)
6. Физкультминутка
«Ой, вы гой еси, да мои ученики, пока мы с вами
Путешествовали, да во прошлое
Подустали все, утомилися.
Предлагаю вам поразмяться чуть:
Дружно все тихонько встали,
Как Илья посмотрим вдаль.
Потянулись –раз, два, три,
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо и еще через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправо –
Получилося на славу!»
7. Творческая работа учащихся: задание «Нарисовать богатыря».
Ну а теперь вернемся в наше время и нарисуем богатырей – защитников Козельска. А в конце работы выстроим их вдоль старинной крепости (по окончании работы рисунки разместить на магнитах на доску вокруг крепости).
(Слайды 27-36.) Этапы рисования богатыря. Лист расположить вертикально, богатыря мы нарисуем в полный рост. Наметить пропорции фигуры: руки до середины бедра, локти до талии, плечи широкие, шея мощная, ноги крепкие. Рисуя голову учесть, что у богатыря могли быть усы и борода. Работая над изображением оружия надо помнить, что все сразу рисовать не нужно – богатырь вряд ли мог одновременно держать в руках меч, копье, щит, лук, стрелы, палицу.
Творческого вам успеха!
8. Рефлексия
- достигли ли мы с вами поставленных задач на уроке?
- что нового сегодня вы узнали?
- с какими трудностями столкнулись?
- какую оценку своей деятельности вы поставите?
Выставление оценок и уборка рабочего места.
Спасибо всем за урок! Хорошего всем дня!
Список литературы:
Рябов С. Тесмин С. Цветков В. Оборона Козельска 1238г. (историческая справка) Козельск, 2007.
Презентация на тему: Образ богатыря – защитника земли русской в изобразительном искусстве