Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий классного часа на тему «Людиновское подполье – шаг к Победе»

Сценарий классного часа на тему «Людиновское подполье – шаг к Победе»
Цель: познакомить учащихся с деятельностью молодежной подпольной организации, действовавшей в годы Великой Отечественной войны на территории Калужского края.
Задачи:
- формирование гражданственности и патриотизма, интереса к изучению истории;
- воспитание у детей и учащейся молодежи чувства гордости за свое Отечество и ее героев, активизация к участию в патриотических акциях и мероприятиях;
- приобщать к патриотическим ценностям своего народа;
- воспитывать чувство уважения к героям прошлого и настоящего;
- мотивировать учащихся к сотрудничеству и диалогу о ценности жизни.
Основные понятия: оккупация, комсомолец, подпольщик, партизан, диверсия, полицай.
Оборудование: проектор, презентация, музыкальное сопровождение, раздаточный материал.
Ход урока
(Слайд 1.)
Все, что мы защищали, и вам защищать,
Все, что мы завещали, и вам завещать,
Потому что свобода не знает цены.
Вы о тех, кто погиб забывать не должны.
Расул Гамзатов.

1. Организационный момент. Приветствие учителя.

2. Постановка целей и задач урока.
(Слайд 2.)
9 мая 2020 года наша страна отметит 75 лет со дня великого праздника - дня Победы. Подвиг героев всегда будет жить в сердцах благодарных потомков. Мы помним и чтим фронтовиков, проливавших кровь на полях сражений, работников тыла, трудившихся на производстве, партизан и подпольщиков, добывавших ценные сведения и проводивших диверсии на оккупированной врагом территории. К победе в Великой Отечественной войне нашим народом было сделано тысячи шагов, но важен был каждый из них. И, об одном таком, важном шаге, ковавшем Победу, мы будем говорить сегодня на нашем классном часе, тема которого «Людиновское подполье - шаг к Победе».
Мы с вами познакомимся с деятельностью молодежной подпольной организации, которая в годы Великой Отечественной войны действовала в Калужском крае.
На столах у вас лежит план, работая по которому мы будем узнавать о деятельности «Людиновских орлят».

План (напечатать заранее и разложить на столах учащихся)
1. Понятие подпольная организация и ее цели.
2. Обстоятельства формирования подпольной группы в Людиново. Участники комсомольской подпольной группы.
3. Основные операции подпольщиков.
4. Как и почему была раскрыта деятельность подполья?
5. Как увековечена память героев?
3. Изучение новой темы урока.

Современный город Людиново, Калужской области на первый взгляд ничем не примечателен, таких городов много в России. В годы Великой Отечественной войны город был оккупирован немцами. Первый период оккупации продолжался с 4 октября 1941 года до 9 января 1942 года. Второй период оккупации с 17 января 1942 года по 9 сентября 1943 года. 705 дней и ночей город Людиново находился в фашистской оккупации.

Просмотр фрагмента художественного фильма «72 часа»
Один из первых приказов фашистов предписывал: «За хождение по городу с наступлением темноты – расстрел; за хранение оружия, укрытие партизан, советских военнослужащих и коммунистов – расстрел, за укрытие радиоприемников и охотничьих ружей – расстрел. За выход из города без пропуска – расстрел; за хождение по городу, держа руки в карманах – расстрел» (ГАКО, ф. Р – 3466, оп. 1, д.13, л. 11).

Одновременно с вооруженной партизанской борьбой в городе Людиново действовала подпольная организация. Патриоты, которые там остались, несмотря на террор, не давали спуску врагу. Они саботировали хозяйственно-экономические, политические и военные мероприятия захватчиков.

Подполье приступило к диверсионной и разведывательной деятельности и тесно было связано с партизанскими отрядами, которым передавалась вся информация о численности войск противника, количестве и видах его боевой техники и мест ее расположения. Эти ценные сведения были важны для советской авиации, успешно бомбившей фашистские объекты с техникой, оружием и живой силой противника.

В Людиново, сначала оккупации, действовала комсомольская подпольная группа, подробности деятельности и героической гибели которой стали известны в ходе следствия по делу арестованного в ноябре 1956года в Москве на Павелецком вокзале, военного преступника, бывшего старшего следователя фашистской полиции Дмитрия Иванова, который укрывался от правосудия по поддельному паспорту. Публичный суд над Ивановым состоялся в марте 1957 года в Людинове.

Выступление 1-го учащегося (материал дать заранее):
Изучать деятельность подполья очень трудно. Дело в том, что подпольщики действовали в особых условиях: в населенных пунктах, где свирепствовал кровавый фашистский режим, размещались вражеские гарнизоны. Где действовала разведывательная сеть вражеских карателей, с широким агентурным аппаратом. Всюду были введены комендантский час, сложная и часто меняющаяся система паспортов и пропусков. Систематически проводились массовые облавы и обыски у населения. Все подозрительные лица арестовывались и часто уничтожались.

Так было и в Людинове. Город и район находились в прифронтовой полосе, в 18 км от города проходила первая линия вражеской обороны, в 7 км – вторая.

Военным комендантом города был назначен майор А.В. фон Бенкендорф.

В первые дни установления так называемого «нового порядка» была создана городская управа во главе с бургомистром.

Выступление 2-го учащегося:
Не смотря на это, вчерашние школьники начали борьбу с фашизмом. Никто не подписывал приказа о мобилизации юных подпольщиков. Они встали в строй по зову сердца. Встали, как солдаты, присягнув Родине. Их клятвы были написаны на листочках, вырванных из школьных тетрадей.

Чувствуя приближение грозы, юное поколение, воспитанное на высоких идеалах, на фильмах о Чапаеве и рассказах о героях революции, не могли остаться в стороне, когда их Родину захватили враги. Время заставило их переплавить свою удаль, озорство, юношескую чистоту, максимализм, доверчивость, мечтательность, в карающую силу ненависти, высокой ответственности за будущее. Жажда подвига и юношеское бесстрашие поднимали их на борьбу с фашистами.

Еще до оккупации в Людинове по решению райкома партии, были сформированы два партизанских отряда. Одновременно шел подбор и обучение людей для работы в тылу врага. С первых дней войны Василий Иванович Золотухин, один из командиров партизанского отряда, много времени проводил в военкомате, где и обратил внимание на паренька, который рвался на фронт.
(Слайд 4.)
Это был Алексей Шумавцов. После беседы с ним, Золотухин предложил ему возглавить разведывательную подпольную группу для борьбы в тылу врага. Василий Иванович предупредил о риске разведчика в военное время и в прифронтовой полосе.

История хранит множество неразгаданных вопросов. Мы никогда не узнаем, почему ребята, вошедшие в штаб Людиновского подполья, безоговорочно признали Алексея Шумавцова своим руководителем. Ведь в группе он был самым молодым. Ему в 1941 исполнилось 16 лет.

Видимо, ребята оценили его душевные качества и порыв к действию, что признали его старшинство, даже не догадываясь о том, что он остался в городе не случайно, а по приказу разведки, с подлинно боевым заданием.

Выступление 3-го учащегося:
Биография Алексея Семеновича Шумавцова.
Родился Алексей Шумавцов 27 марта 1925 года в деревне Ольшаница,Дятьковского района, современной Брянской области. В семье Семена Федоровича и Ксении Алексеевны он был пятым ребенком. Детство Алеши прошло в семье его родного дяди Терехова Якова Алексеевича, брата его матери. У них с женой не было детей. Всю свою любовь они отдали мальчику, окружив его заботой и вниманием. Учился Алеша в Ивотской школе под фамилией своего дяди.

С детских лет он был лидером. В 7 классе вступил в комсомол и стал заместителем секретаря комсомольской организации. Часто приезжал в Людиново к своим родным, где его знали как Шумавцова. Накануне войны закончил 9 класс и мечтал после школы поступить в летное училище. Но пришла война и перечеркнула все, что было дорого человеку: его чувства, мечты и желания.

С начала фашистской оккупации Алексей работал электриком на Людиновском локомобильном заводе, где осенью 1941 года по собственной инициативе сжёг склад. По данным ряда источников, именно после этого события начинается формирование подпольной комсомольской группы под руководством Шумавцова. К работе в подполье привлекались комсомольцы, с которыми Алексей дружил или учился вместе, жил по соседству.

Выступление 3-го учащегося:
9 января 1942 года город был освобождён, однако уже 17 января1942 года части Красной армии были вынуждены вновь отступить. Фронт надолго стабилизировался в нескольких километрах севернее Людинова.
В этих условиях основной задачей городского подполья становилась разведка. Группа Шумавцова собирала сведения об укреплениях противника в городе и окрестностях, скоплениях вражеских солдат и бронетехники. Эти данные передавались в партизанский отряд и использовались при организации диверсий и бомбардировки позиций немецких войск в районе Людинова советской авиацией. Например, в январе 1942 года Алексей Шумавцов провёл успешную разведку укреплений противника в Людинове. Кроме того, подпольщики вели агитационную деятельность в оккупированном городе, распространяли листовки, советские газеты и организовывали диверсионные акции: взрыв электростанции, пожары на военных и тыловых объектах, минировали дороги.

Слово учителя.
Задание для учащихся: просмотрите видеофрагмент из документального фильма «Людиновские орлята» и ответьте на вопрос: «Кто входил в состав подпольной группы?»
Ответы учащихся записать на доске.
Состав участников группы:
1. Алексей Шумавцов
2. Александр Лясоцкий.( Слайд 5.)
3. Анатолий Апатьев. (Слайд 6.)
4. Антонина Хотеева.( Слайд 7.)
5. Александра Хотеева. (Слайд 8.)
6. Ольга Мартынова. (Слайд 9-10.)
и другие члены организации. (Слайд 11-15.)
Вступая в подпольную организацию молодые люди давали клятву (распечатать и раздать заранее ученикам: мальчику и девочке).
(Слайд 16.) Клятва подпольщиков:
«Орел» (Шумавцов) 2/III-1942 г.:
«Я, Шумавцов Алексей Семенович, 1925 года рождения, беру на себя обязательство работать на пользу социалистической Родины путем собирания данных разведывательного характера, идущих на пользу Красной Армии и Красных партизан. Если я нарушу свое обязательство или выдам тайну, то несу ответственность по законам Советской власти как изменник Родины.»
«Победа» (Хотеева) 3/VII/1942 г.:
«Я, Хотеева Антонина Дмитриевна, 1921 года рождения, член ВЛКСМ с 1937 года, беру на себя обязательство снабжать отряд информационными данными разведывательного характера, способствующими скорейшему разгрому фашизма. Если я откажусь от взятого обязательства, то пусть меня покарает советский закон как изменника Родины.»

Слово учителя.
Героическая борьба людиновских подпольщиков длилась почти десять месяцев, но деятельность подполья была раскрыта фашистами. Непоправимую ошибку совершил сам Алексей Шумавцов. В октябре 1942 года, пытаясь вовлечь в подпольную группу Прохора Соцкого, он поручил ему составить список лиц, активно сотрудничающих с оккупантами, не проявив должной бдительности при приеме нового человека в группу.

Соцкий, пренебрегая конспирацией, обратился за помощью к своему дяде, который работал на заводе начальником ремонтного цеха и был тайным осведомителем немецкой полиции. Дядя выведал у Соцкого все, что тот знал, и доложил информацию военному коменданту города, шефу полиции.
(Слайд 21.)
Бенкендорф отдал приказ старшему следователю полиции Дмитрию Иванову арестовать подпольщиков. Иванов уже был к этому времени награжден немецкими «бронзовой» и «серебряной» медалями «За заслуги для восточных народов» и поездкой в Германию.

По приказу Иванова 31 октября 1942 года был арестован Александр Лясоцкий, затем Мария Лясоцкая, Анатолий Апатьев, сестры Хотеевы – Тоня и Шура. Алексей Шумавцов был арестован на рабочем месте. Зину Хотееву от ареста спас случай: накануне она ушла к партизанам.

Арестованных жестоко пытали. Руководил истязаниями сам Дмитрий Иванов. Юные герои не дрогнули в суровый час, когда озверевшие и обреченные на поражение оккупанты и их палачи подвергли их нечеловеческим пыткам и истязаниям.

Ребята понимали - каждая измена – смерть людей. В этих обстоятельствах, наперекор беде и смерти действовали высшие нравственные нормы.

В камерах было сыро и холодно. По свидетельствам оставшихся в живых, ребята и девушки трогательно заботились друг о друге, ободряли как могли. Ничего не добившись от арестованных, фашисты пошли на хитрость. Они создали карательный отряд в составе 20 человек из полицаев и немецких солдат. Взяли с собой Алексея Шумавцова и Александра Лясоцкого. Провели мальчишек по улицам города, а затем решили прочесать лес, где, по предположению Бенкендорфа должна быть явка партизанских связных. В первый день поиски не дали результатов. На следующий день все повторилось. В партизанском отряде еще не знали об арестах в городе, в назначенный день на установленное место на явку пришли Афанасий Посылкин и Петр Суровцев. Чтобы предупредить партизан, Алексей крикнул: «Каратели! Уходите». Тотчас тяжелый удар прикладом сбил его с ног. Его крик подхватил Саша Лясоцкий. В перестрелке с партизанами был убит один из полицаев. Помочь подпольщикам связные не смогли – слишком неравными были силы.

Взбешенные смертью полицая Сафронова, фашисты зверски расправились с ребятами: били прикладами, затем расстреляли. Потеряв человеческий облик, палачи уже мертвому Алексею Шумавцову отрубили голову.

Людиновские орлята уже погибли, когда прославленная «Молодая гвардия» в Краснодоне еще только начинала свою работу. Так получилось, что людиновские подпольщики долгие годы оставались в тени подростков из Краснодона. Страна узнала о молодежном людиновском подполье в 1957 году из публикаций о суде над предателем Дмитрием Ивановым. Тогда же были выяснены обстоятельства гибели и разгрома людиновского подполья.
(Слайд 19.)
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 октября 1957 года Алексею Семеновичу Шумавцову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Боевое ядро людиновских орлят – Александр Лясоцкий, Анатолий Апатьев, Шура и Антонина Хотеевы посмертно награждены орденом Ленина. Участники подпольной группы отмечены орденами Красного Знамени и Красной Звезды, почти все – посмертно.

Как увековечена память о подпольщиках в Людиново?
(Слайды 22-29,35.)

Выступление 4-го учащегося:
В Людинове героям-комсомольцам воздвигнут памятник, в 1970 году открыт областной музей Комсомольской славы имени Героев Людиновского подполья. Однако история их деятельности и трагической гибели еще полностью до конца не раскрыта, восстановление исторической справедливости и изучение этой темы продолжается до сих пор.

Выступление 5-го учащегося:
В 1961 году пионерской дружине школы № 688 г. Москвы было присвоено имя Героя Советского Союза Алексея Шумавцова. С тех памятных дней москвичи поддерживают тесную связь с жителями города и людиновским Музеем комсомольской славы.

В 2015 году о подпольщиках был снят художественный фильм «72 часа», в 2017 году в октябре на экраны страны вышел новый документальный фильм «Людиновские орлята».

Выступление 6-го учащегося:
21 декабря 2021 года в День воинской славы России, в день 80-летия начала контрнаступления Советской армии под Москвой, в городе воинской доблести и трудовой славы Калужской области Людинове открыли памятник «Алексею Шумавцову, Анатолию Апатьеву, Александру Лясоцкому, Антонине и Александре Хотеевым, зверски замученным фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и всем участникам Людиновского подполья, посвящается…».

Выступление 7-го учащегося:
«Непобежденные» – под таким названием вышла в свет книга Владислава Бахревского (издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви), посвященная героям людиновского подполья в годы Великой Отечественной войны.

Слово учителя.
Война – это история тысяч человеческих судеб, и память о ней – это духовный свет, который идет и идет к нам, открывает нынешним мальчишкам и девчонкам прекрасную ценность всего того, что присуще жизни: ценность ломтя хлеба, глотка воды, материнской нежности и доброго слова товарища.

В сложном коде памяти как в генах, передается потомкам боль и решимость, муки и гордость, отвага и благородство огненного поколения.

4. Подведение итогов классного часа.
Предложить детям в память о героях тех военных лет спеть песню «От героев былых времен…»

5. Рефлексия.
Викторина.
1. Назовите годы Великой Отечественной войны. Назовите дату начала войны.
2. Почему война стала называться Великой Отечественной?
3. Почему на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны действовали подпольные организации?
4. Какое значение в годы войны имело партизанское и подпольное движение?
5. Небольшой город, в современной Калужской области, где в годы Великой Отечественной войны, действовала комсомольская подпольная организация.
6. Когда город Людиново был оккупирован немецко-фашистскими войсками?
7. Сколько продолжалась оккупация города?
8. Кто возглавлял Людиновскую комсомольскую подпольную группу?
9. Перечислите других членов группы комсомольцев-подпольщиков.
10. Какую самую крупную диверсионную операцию провели Людиновские подпольщики?
11. Как удалось раскрыть деятельность подполья?
12. Кто из числа подпольщиков был награжден званием героя СССР посмертно?
13. В результате, какого события стало широко известно о Людиновских комсомольцах подпольщиках?
14. Как увековечена память героев в городе Людиново?
15. Почему важно знать о подвиге подпольщиков?

Работа с классом. Назовите те черты характера, которые, по вашему мнению, были присущи комсомольцам-подпольщикам.
(Слайд 30-31.)
Они погибли в двадцать лет,
Навек оставшись молодыми...
Их с нами нет, их рядом нет
Но мы всегда гордимся ими.
Они встречали смерть в штыки,
Упавшие на поле боя,
Застенчивые пареньки
С пушком над верхнею губою.
Пускай их нынче с нами нет...
Но мы всегда гордимся ими...
Они погибли в двадцать лет
Навек оставшись молодыми...
Презентация на тему: Людиновское подполье – шаг к Победе

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-9 классов коррекционных школ VIII вида Сценарий устного журнала для 7-9 классов Сценарий театрализованного представления по теме: Вежливость и доброта Классный час "Тайна имени" для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида

Похожие статьи:

Классный час для учащихся 10-11классов и студентов колледжа. Классный час по теме: «Общение. Правила общения»

Что такое тематический классный час

Основные направления воспитательной работы в школе и колледже

Методическая разработка нравственных классных часов для старшеклассников. Цели и задачи нравственного классного часа

Функции классного часа

Конспект урока ИЗО с презентацией, 4 класс. Богатырь
Опубликовано: 18 дней назад (3 мая 2022)
Просмотров: 101
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!