Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие познавательных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности в процессе реализации программы Холодовой «Юным умникам и умницам»

Из опыта работы учителя начальных классов. Развитие познавательных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Аннотация. В данной статье рассматривается роль внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в развитии познавательных способностей младших школьников. В частности, наибольшее внимание при этом уделено программе О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам». Автор приводит подробный анализ влияния содержания данной программы на развитии познавательных способностей младших школьников.
Ключевые слова. Способности, познавательные способности, внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление, программа О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам».
Научные исследования последнего времени доказывают, что талант и гениальность являются показателем нормы интеллектуального развития человека в современном мире.
Возможности разума человека безграничны, о чем свидетельствует накопленный в истории опыт всех эпох становления мира. С каждым новым днем в своем развитии человек доказывает могущество своей разумной деятельности. Но первый период своей жизни, будучи ребенком, человек беспомощен и нуждается в активном обучении владения жизненно – необходимыми знаниями, умениями и навыками. Человеческое детство занимает годы, целые десятилетия, с точки зрения готовности к полной самостоятельной жизни и осуществлению полезной общественной деятельности. Будучи социальным существом, человек, с каждой новой ситуацией развития переходит на ступень выше, где происходит формирование всех психических процессов.
В последние годы в области педагогики и психологии стал вопрос о формировании и развитии общих приемов познавательного интереса обучающихся, который становится основополагающим компонентом положительного отношения к учебе и влияет на процесс становления познавательных психических процессов.
В современном мире исследования ученых доказывают безграничность интеллектуальных возможностей талантливых и гениальных людей. Самым значимым этапом в развитии познавательных способностей считается младший школьный возраст. Именно на нем происходит определение курса дальнейшего развития важных психических познавательных процессов.
В период модернизации образования организация учебной деятельности должна выстраиваться в соответствии с ФГОС нового поколения, где одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации» [5], то есть стремление обучающегося к выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том числе, и познавательных способностей.
Актуальность данной темы обусловлена практическими показателями того, что большинство детей приходит в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, отсутствием регулятивных умений [1]. Выявленная проблема нуждается в необходимости использования в учебном процессе специально построенной системы заданий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность зрительного процесса и слухового запоминания. Благоприятное развитие данных процессов обуславливают становление мыслительной деятельности и умение самостоятельно работать.
Анализ психолого-педагогической литературы, современного педагогического опыта (Сиюткиной Н.В., Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова; Арсентьевой М.В. учитель начальных классов МАОУ Уватская средняя общеобразовательная школа; Мардановой Г.С. учитель начальных классов ж.д-ст. Шентала ГБОУ СОШ №1 «ОЦ») и нормативно-правовых документов в сфере образования [5,7] позволило обозначить необходимость и важность исследования данной проблемы.
В ходе ознакомления с требованиями государственного образовательного стандарта, была выделена необходимость выбора и использования в рамках организации внеурочной деятельности такой образовательной программы, где приоритетной является направленность на развитие познавательных способностей с применением воспитательных элементов.
Проблема познавательного интереса исследовалась многими выдающимися педагогами XX века, таких как: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Г.И .Щукина.
Познавательный интерес напрямую зависит от успешности развития познавательных способностей человека. Познание - сложный и многоуровневый процесс. В психологии принято выделять пять основных аспектов, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, внимание, мышление, воображение, восприятие [3].
Познавательные способности в младшем школьном возрасте имеют свои характерные особенности: механическая, наглядно - образная память, конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и наблюдение, непроизвольное внимание с недлительной устойчивостью, воссоздающее и творческое воображение с элементами простого воспроизведения, восприятие непроизвольное ориентированное на выделяющийся образ [4].
Развитие познавательного интереса является важной задачей педагогов начальной школы. Одним из важнейших принципов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей. Эти необходимые составляющие обучения, исходя из главных требований образовательного стандарта, должны использоваться с самого начала обучения не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС, внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Целью внеурочной деятельности начального общего образования является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных, предметных [1].
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [2].
Успешным показателем осуществления внеурочной деятельности является достижение обучающимися 3х уровней результатов: первичное понимания приобретенных знаний, получение школьником опыта переживания опробованных знаний и умений на практике, получение школьником самостоятельного опыта, применение навыков в открытом социуме.
Успешно организованная внеурочная деятельность позволяет обеспечить уникальное развитие и воспитание каждой личности посредством достижения всех уровней.
Понимание взаимосвязи форм и результатов внеурочной деятельности позволяет обозначить следующий подход к проектированию и осуществлению который включает: разработку образовательных программ, гарантирующих достижение результата определённого уровня, диагностику результата и эффективности выбранных программ, оценивание качества программ внеурочной деятельности на соответствие предполагаемым результатам.
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного сообщества учащихся, интеллектуальных игр по типу «Что? Где? Когда?», библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
В качестве возможности реализации программы, развивающей познавательные способности младших школьников во внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального направления была изучена и проанализирована программа Холодовой Ольги Анатольевны «Юным умникам и умницам» [8].
Курс «РПС» (развитие познавательных способностей) составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Ее реализация осуществляется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. В программу данного курса включена система из 138 интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся с 1-го по 4-й класс с дозировкой 1 занятие в неделю.
На занятиях применяются электронные учебные пособия с использованием современного технического оборудования, в частности интерактивной доски. Безотметочная система обучающихся, исключает неоправданное беспокойство и снижает тревожность. В результате формируется активный познавательный интерес личности. Таким образом, занятия способствуют формированию адекватного самоконтроля и самооценки. Основной целью программы является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В данную программу включены тренировочные упражнения, дидактические и развивающие игры в соответствии возрастным особенностям и учебным программам.
Эффективностью занятий по курсу РПС служат индивидуальные показатели, которые на протяжении года фиксируются учителем в портфолио обучающихся в виде табличных значений. Таким образом можно проследить динамику развития и результативность итогов деятельности обучающихся.
В портфолио ученика включаются также продукты исполнительской деятельности, самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и другие продукты собственного творчества.
Анализ педагогического опыта реализации данной программы позволил обозначить следующие выводы, представленные далее. Систематичное использование во внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления познавательно - развивающих дидактических игр и упражнений, способствуют формированию и развитию познавательной активности и уверенности в собственных силах. На протяжении всего курса у обучающихся происходит становление адекватных форм самосознания и самокон¬троля, пропадает страх совершить ошибку. В результате обучающиеся приобретают необходимые ЗУНы в образовательном процессе, доказывая тем самым успешность влияния программы РПС.
Список литературы
1. Арсентьева М.В. Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. Материалы XXIV международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". – М.: Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований. - 2015 г.
2. Сиюткина Н.В. Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – М.: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук". - 2013 г.
3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / С. В. Мухина. М. : Академия, 2000.- 452 с.
4. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. [Текст] / Р.С. Немов. М.: Просвещение, 2009.-398с.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). М.: Инфра-М, 2016. – 254 с.
6. Фоминых Н. Реализация внеурочной деятельности в начальной школе согласно требованиям ФГОС. Рубрика: школьная жизнь
7. ФГОС НОО. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).- М. – 2011.
8. Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей (РПС) О.А Холодова. - М.: Издательство РОСТ, 2011. – 5 -8 с.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие познавательного интереса у младших школьников Эмоциональная сфера младших школьников Развитие познавательной самостоятельности младших школьников Использование инновационных технологий для развития личности ребёнка

Похожие статьи:

Школьная адаптация первоклассников

Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы

Воспитание ответственности и самостоятельности у младших школьников

Формирование гражданской позиции учащихся младших классов

Опубликовано: 928 дней назад (8 ноября 2019)
Просмотров: 1153
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Елена Александровна Рыхтер # 10 ноября 2019 в 06:55 0
Хочу сказать большое спасибо за материал. Рекомендую всем .Спасибо Вам большое!!!