«Без горького постоянного труда не бывает художника…»
Тема урока: «Проблематика и поэтика повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Цель и задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с новыми произведениями Н.В. Гоголя
2. Продолжить работу по формированию навыков анализа эпического произведения; развивать умение выявлять основные черты поэтики произведений Гоголя.
3. Совершенствовать умение выявлять особенности развития внутреннего и внешнего конфликта в произведении.
Развивающие:
1. Совершенствовать навык связной речи, как устной, так и письменной.
3. Развивать аналитическое мышление, умение сравнивать, обобщать.
4. Развивать творческие способности обучающихся.
5. Продолжить работу по формированию компетенций грамотного читателя.
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственность за свою судьбу, талант или дарование, уважение к труду; продолжить работу по формированию духовно-нравственных ценностей.
2. Укреплять чувство гордости за русскую литературу, русское искусство.
3. Воспитывать эстетические качества, формировать художественный вкус.
Формируемые компетенции:
1. Ценностно-смысловые (формирование мировоззрения, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, патриотизма).
2. Общекультурные (формирование эстетического отношения к миру, искусству, развитие художественного вкуса).
3. Учебно-познавательные (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подтверждать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее).
4. Информационные (формировать устойчивый интерес к чтению, навыки анализа литературного произведения; навыки самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью).
5. Коммуникативные (умение работать в парах, группах).
Оборудование: презентация к уроку, тексты повести Н.В. Гоголя «Портрет», словари литературоведческих терминов, репродукция картины А.А. Иванова «Явление Христа народу»
Форма урока: педмастерская
Технология: проблемно-диалогическая.
1. Индуктор
Цель: эмоционально подготовить к изучению материала, подвести к теме урока. Приветствие, создание эмоционального настроя.
Добрый день, рада приветствовать вас на уроке.
Представьте, что вы нашли клад - огромное количество денег.
Куда бы вы их потратили?
Герой повести Н.В. Гоголя «Портрет» (повесть входит в сборник «Петербургский повести») тоже неожиданно разбогател. Как сложилась его судьба? Нам предстоит выяснить. Итак, сегодня мы познакомимся поближе еще с одной повестью, которая входит в знаменитый сборник. Как бы определили тему урока?
2. Сообщение темы, задач урока.
Запишем рабочее название урока: «Проблематика и поэтика повести Н.В. гоголя «Портрет»
Задачи:
- Выявить основные проблемы повести.
- Определить авторскую позицию в тексте.
- Выявить основные литературные приемы, которые использует автор в произведении.
3. Работа с материалом
Чтение учащимися описания внешности Чарткова: «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…» А в конце: «Больной ничего не понимал и не чувствовал своих терзаний… Труп его был страшен…»
4. Разрыв.
Итак, что же произошло с молодым художником? Почему он превратился в безумца? Нам предстоит выяснить.
5. Построение нового знания.
1. Выявление внешнего конфликта
Может быть, на него повлияли обстоятельства таким образом? Давайте посмотрим, в каких условиях жил герой.
Будем работать по группам.
Преподаватель дает задание группам, руководит работой групп, создает условия для успешного выполнения задания.
Но действие развивается благодаря развитию внутреннего конфликта, конфликта в душе художника.
Что же это за конфликт? Как он развивается?
Снова работаем в группах.
Задание для 1 группы:
1. Прочитать описание внешности Чарткова, выписать детали портрета. Что подчеркивается в портрете?
(Предполагаемые ответы.
Портрет: «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самооотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде». В портрете подчеркивается не только бедность, но и трудолюбие, самоотверженная преданность искусству.)
Задание для 2 группы:
1. Где живет художник? Каковы детали интерьера?
(Предполагаемые ответы:
«взобрался по лестнице, облитой помоями…» «в переднюю, нестерпимо холодную…», нет денег, чтобы купить свечу, хлеб, заплатить за жилье.
Вывод: Действительно, существует внешний конфликт между героем и обстоятельствами. Художник пребывает в состоянии крайней бедности. Это социальный конфликт.
2. Выявление внутреннего конфликта.
Студенты выполняют задание.
Задание для 1 группы:
Был ли талант у Чарткова? Что говорит о нем профессор?
Предполагаемые ответы.
(Художник талантлив. Гоголь пишет: «…он мог позабыть все, взявшись за кисть, и не отрывался от нее не иначе, как от прекрасного прерванного сна… Вкус его развивался заметно…». Профессор говорил ему: «…Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь… Берегись, тебя уже начинает свет тянуть…»)
Задание для 2 группы:
Прочитать внутренний монолог Чарткова. Что говорит автор о колебаниях, размышлениях художника? Каков же внутренний конфликт?
Предполагаемые ответы.
(Неожиданно разбогатев, Чартков начинает колебаться в выборе жизненного пути.
«Теперь я обеспечен по крайней мере на три года, могу запереться в комнате, работать… И если поработаю три года для себя, не на продажу,… я могу быть славным художником…». «…но изнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче…» «Да, терпи, терпи… Зачем я мучаюсь. Как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог… быть таким, как они, с деньгами…». Чартков оказался перед выбором, по какому пути идти:
Путь труда, лишений Путь наслаждений
Власть золота
Задание для 3 группы
Чартков - модный художник.
1. Как он проводит время?
2. Что говорит о труде?
3. Как работает?
(Предполагаемые ответы).
«Стал ездить на обеды,… щегольски одеваться, и утверждать гласно, что художник должен принадлежать обществу…» Стал тратить огромные деньги на роскошную обстановку, костюмы, развлечения…
О труде он говорил: «Нет, я не понимаю… напряженья других сидеть и корпеть за трудом. Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник…. Вот у меня, … этот портрет я написал в два дня,… это в час с небольшим…». Большую часть работы за него стали делать ученики.
Задание для 4 группы
1. Что стало с его талантом?
2. Как изменился Чартков, что стало для него главным наслаждением и почему?
(Предполагаемые ответы.)
«Слава не может дать наслаждения тому, кто украл ее, а не заслужил…» «Золото сделалось его страстью, идеалом, … целью…». Когда увидел картину своего товарища, который 3 года работал над полотном, терпел лишения, но совершенствовал талант, мастерство, понял, что свой талант потерял безвозвратно. «С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие свои годы…» Чартков обезумел, превратился в злодея-демона. «Им овладела ужасная зависть до бешенства…». Начал скупать лучшие картины и уничтожать их. Сходит с ума и умирает в страшных муках.)
Задание для 5 группы.
Прочитайте начало повести, найдите описание бездарных картин, над которыми смеялся художник в лавке. Как вы думаете, что стало с «модными портретами» Чарткова со временем?
(Предполагаемые ответы.)
В начале повести Чартков, сам не подозревая об этом, встречается со своими возможными будущими работами, такими же бездарными. Это не произведения искусства, их ждет забвение.)
5. Афиширование Преодоление разрыва.
Организует выступление представителей групп. Включает обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.
Итак, мы узнали о судьбе художника. Для чего в реалистической истории автор использует прием гротеска? Какова роль фантастики в повести? Как детали усиливают мотив дьявольщины? Чартков мог бы найти свиток с золотом на дороге, под лестницей, где угодно.
Каковы же основные проблемы повести?
Каков идейный замысел?
(Предполагаемые ответы.)
Фантастический портрет старика не случаен. Старик похож на демона, который искушал Чарткова властью золота. Власть денег- это власть дьявола. Золото, если становится самоцелью, разрушает талант, душу, искусство. Все богатства, накопленные Чартковым, были потрачены на то, чтобы уничтожить произведения искусства, шедевры. Мотив дьявольщины усиливается благодаря деталям: фамилия «Чартков» созвучна «черт», используется лексика «сам черт не брат».
Основная проблема повести: каков правильный путь художника, талантливого человека?
Идея повести заключается в утверждении мысли о том, что каждый человек несет ответственность за талант, данный Богом, что талант развивается в труде, что работа над собой, совершенствование и должно быть высокой целью художника.
Как говорил И.С. Тургенев: «Без горького постоянного труда не бывает художника».
6. Творческое задание.
Преподаватель предлагает задание написать высказывание, составить опорную схему по теме урока.
7. Рефлексия.
Рекомендуем посмотреть:
Литературная викторина с ответами и презентацией, 10 класс
Проблема фольклоризма в рассказе Шишкова "Алые сугробы"
Урок литературы в 10 классе «Поэзия середины ХIХ века». Конспект с презентацией
Контрольно - измерительные материалы по литературе для студентов колледжа с ответами