Долина детства моего… (Образ детства в поэме Н.И. Тряпкина «Гнездо моих отцов»)
Да будет наша Одиссея,
Как наше детство, хороша…
(Н.И. Тряпкин «Гнездо моих отцов»)
Важнейшими темами творчества Н.И. Тряпкина являются темы семьи, малой родины. детства. Эти темы тесно связаны между собой, что вполне естественно и понятно: детские годы поэта прошли в небольшой деревушке Саблино Старицкого уезда Тверской губернии, куда впоследствии приезжал Тряпкин и которая исчезла, как и многие другие селения российской глубинки. Здесь, на старицкой земле, был построен отцовский дом, здесь изо дня в день складывалась летопись семьи Тряпкиных, над здешними полями и лугами звенели голоса саблинских ребятишек, друзей и приятелей Коли… Детская память хранит то, что происходило в далеком прошлом на малой родине поэта, это прошлое дорого автору. Эта тема представлена в поэме «Гнездо моих отцов».
Поэма «Гнездо моих отцов» - это эпическое произведение, не случайно автор называет его Одиссеей, а вступление отсылает нас к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В произведении отражены исторические события, важные для всего народа: возрождение страны Гражданской войны, время новой экономической политики в деревне, создание колхозов и раскулачивание, послевоенное время, шестидесятые годы, когда многие деревни пустели, люди уходили в города. История страны дана через изображение судьбы отдельной семьи.
Поэтому
лейтмотив детства является одним из важнейших в этом произведении.
Лирический герой Тряпкина в представлен в двух ипостасях: это и взрослый человек, сложившийся поэт, проживший трудную жизнь, и ребенок, стоящий у начала долгого жизненного пути: «Иду к мальцу, снимаю шапку: // Ну что ж, обнимемся, герой! // Пока ты сам еще не папка, // Давай посмотрим, кото такой. // Тебе еще не скоро в люди, // А я – твой будущий портрет. // Вот, посмотри, каким ты будешь // Чрез много-много трудных лет. // Ты не узнал меня, мальчишка? // А я в тебе как будто рос. // И вот слагаю эту книжку // Про этот твой в щербинах нос. // Ах, как давно все это было, // Как будто не было того! // Дай подержу тебя, мой милый, // Подснежник детства моего…».
Автор – взрослый относится к герою-ребенку с любовью, нежностью, уважением, сочувствием, так как малышу приходится, несмотря на маленький возраст, переносить невзгоды наравне с родителями (например, в эпизоде первой части поэмы «Гнездо моих отцов» «Домнина изба», где говорится, как пришлось искать спасения семье Тряпкиных холодной осенней ночью возле стога сена в страшный ураган, т.к. ветхая избушка, в которой они жили, разваливалась под напором порывов ветра.
Ребенку не важны ссоры и конфликты взрослых, о которых пишет автор в начале поэмы. Об этих семейных раздорах он, скорее всего, узнал из уст бабушки или мамы, поэтому он и рисует картину спасения семьи во время страшного урагана глазами взрослого, как бы со стороны наблюдая за происходящим. Возможно, историю той страшной ночи поведали ему впоследствии его близкие. Поэтому и являются персонажами этого эпизода, наряду с мамой, отцом, бабушкой, автор-ребенок и автор –взрослый, который и создает свою историю, оценивая ее с высоты прожитых лет. Автору-взрослому горько говорить о жестокой семейной драме раздела имущества, он осуждает деда, других членов семьи, для которых важнее оказалось нажитое: «За чугуны, горшки, ухваты // угрюмо лезла кровь на кровь…». Такова была горькая история семьи, которая является одной из составляющих сюжета повествования и о которой рассказывается во второй- четвертой частях произведения.
Пятая часть начинается с союза «А»: «А мы растем. А мы , как надо,// Играем, ссоримся , дружим…». Противительный союз «а» здесь очень важен.
Автор дает понять читателю, что речь пойдет о чем-то прямо противоположном, о других, не горестных, а радостных и светлых событиях.
Действительно, определяющей тональностью текстов, где автор вспоминает свое детство, является безграничная радость бытия, которую вызывает каждая деталь окружающего мира: «цепочки милых журавлей», шуршание осенней листвы под босыми пятками: «Земля нас щедро наделила – Земля отцов, не чья-нибудь!- // И вздохом трав, // И звездной силой, // И красный бантик даст на грудь…/ А сколько птиц и веток сколько! // И школ, и книжек, и всего! // Давай же пять, Глушухин Колька, // Товарищ детства моего!».
Все эти события имеют авторскую оценку: «И что нам взрослых заводная, междоусобная война! // Мы к ней пока не прикасались, // Мы знаем что-то поважней: // Летят, грустят, перекликаясь. // Цепочки милах журавлей…». Для ребенка-персонажа поэмы «поважней» оказывается сама жизнь во всех ее проявлениях, весь огромный мир. Они чувствуют себя частью этого огромного мира, чувствуют свое родство и с «милыми журавлями», и с осенним листопадом, и с «дымочком гумен»… Ребятишки постоянно заняты важными делами. Интересно, что в эпизодах, в которых рассказывается об играх и забавах детей, автор использует интонации детской речи: «А мы соратники что надо, // И ты нам лучше не мешай! // А как мы скачем на ограду // И залезаем на сарай!...»
Из поэмы мы узнаем о ребячьих забавах, играх. О том, как постигали ребятишки тайны столярного мастерства, как хотелось им трудиться наравне со взрослыми и как, несмотря на возможное наказание, они втайне от взрослых берут в руки рубанок, другие столярные инструменты: «А мы сверлим, стучим, строгаем // И что-то строить замышляем, // А что- и сами не поймем…».
Мир, в котором живут ребята, наполнен чудесами, поэтому печь в доме, на которой долгими зимними вечерами бабушка рассказывала внуку сказки, представляется «чудным градом», где «сказки бабушки сидят… // И даже веник на лопате // Прискачет к нам из-за угла…». Этот эпизод насыщен сказочными образами.
Дети одушевляют природу, обращаются к солнышку (Тряпкин использует традиции фольклора, сказочные образы, примеры малых фольклорных жанров, в частности, закличку: «Ах, следуй. Солнышко, за нами! // Куда? Куда бы ни пришлось… // И в наших снах, // И в наших сказках, // Ты будешь третьим и своим: // Зимой – на льду, // Весной – в подпасках, // Работы хватит всем троим…».
Для героя – ребенка характерна созерцательнось.
Дети живут в гармонии с миром и с собой. Это удивительно цельные натуры. Детство их – начало большого, трудного, славного пути. Для автора детство – это еще и колыбель его творчества, начало начал, ведь его «песня лишь запета…». Поэтому такое качество характера, как созерцательность помогает ребенку наблюдать жизнь во всех ее проявлениях, впитывать все краски, запахи, звуки мира: « И я любил в раздумье кротком // Сидеть, укрывшись в клеверу…».
Он не похож на остальных мальчишек: не лезет в чужие огороды, не разоряет птичьи гнезда, ему неинтересны разговоры о «доходах батьки». Ему важно другое: «Сидел да слушал за сараем, // как в поле дергает дергач…». Не доходы отца, а весь мир, вся земля были ему важны и интересны. Так постепенно накапливались наблюдения и складывался тот творческий потенциал, который впоследствии и определит судьбу поэта.
В эпизодах поэмы, посвященных детству, автор создает при помощи нескольких штрихов образы деревенских ребятишек – друзей маленького Коли. Это и краснобай Глушухин Колька, и безымянные приятели- мальчишки, «шальные озорники». Вместе с главным героем поэмы они что есть силы кричат, зовут журавлей покружиться над ними, босыми пятками «шуршат» по осенней листве, распевают озорные припевки.
Эпизоды о детстве динамичны, насыщены оборотами детской речи, детскими интонациями, пронизаны теплой ностальгией, пафосом сентиментальности и мягким юмором.
Наталья Терехина, Старицкий колледж
Рекомендуем посмотреть:
Валентина Прокофьева о Старицком крае
Родной город в лирике Галины Филипповой
Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился»
Крестьянская семья в творчестве Тряпкина