Методические материалы к изучению стихотворений «Выхожу один я на дорогу» М.Ю. Лермонтова и «Серебристая дорога» С. Есенина
М.Ю. Лермонтов и С.А. Есенин – совершенно разные поэты, принадлежащие далеким друг от друга эпохам, разным художественным направлениям в искусстве. Лермонтов – романтик в большей степени, Есенин – имажинист. Но при обращении к некоторым их текстам находишь много общего. Наверное, можно говорить о
наследовании поэтом двадцатого века С.А. Есениным традиций М.Ю. Лермонтова. Интересно сравнить, например, стихотворения «Выхожу один я на дорогу» М.Ю. Лермонтова и «Серебристая дорога» С. Есенина .
Стихотворение С.А. Есенина, без всякого сомнения, можно отнести к философской лирике. Оно близко по тематике стихотворению М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», т.к. основу его составляют размышления о жизненном пути лирического героя.
У Лермонтова слова «дорога», «путь» употребляются в тексте как в прямом, так и в переносном смысле. Лирический герой выходит «один … на дорогу», «Сквозь туман кремнистый путь блестит». Несомненно, автор не только создает образ ночной дороги в горах, но и размышляет о своем жизненном пути, наполненном трудностями, испытаниями, поэтому путь – «кремнистый».
Героями лермонтовского стихотворения являются человек, Земля, Космос. Человек находится внутри Мироздания. Каков же это Космический, Вселенский мир?
Читая первую строфу и две строки второй строфы, мы убеждаемся, что во Вселенском мире царит гармония: «Спит земля в сиянье голубом…», «Пустыня» (т.е. земля) внемлет Богу…), «Звезда с звездою говорит…). Между Богом, Вселенной, Землей нет конфликтов, напротив, действующие лица находятся в состоянии согласия, взаимопонимания.
Если мы мысленно проведем линии взаимоотношений между героями (вертикальную: Бог – Земля и горизонтальную: Звезда с Звездою), то получим крест. Это не случайно. Крест у христиан – это один из главнейших символов веры, Божественной благодати, часто олицетворяющих Христа – Спасителя человечества. У православных Бог есть любовь.
Лирический герой чувствует себя частью этого прекрасного мира, частью Вселенной, живущей по законам Божиим, т.е. по законам любви.
Он живет в гармонии с Космосом и потому он находится в состоянии умиротворения.
Состояние героя передается на лексическом уровне при помощи слов «торжественно и чудно», на уровне поэтического синтаксиса при помощи коротких простых предложений прямой и инверсионной конструкции, на фонетическом уровне при помощи ассонансов, гармонизирующих строку.
Две последние строчки второй строфы являются антитезой первой части текста. Антитеза заявлена союзом «что же», контекстуальными антонимами («торжественно», «чудно» - «больно», «трудно»), отрицательными конструкциями с частицами «не» - «Не жду», «Не жаль», риторическими вопросами.
Гармонии Вселенной противопоставлена дисгармония человеческого общества и, возможно, дисгармония в душе лирического героя, размышляющего о своем земном пути. Автор одинок среди людей. Состояние абсолютного одиночества усиливается благодаря использованию слов «пустыня», «один». Внешний конфликт одинокого путника и общества и внутренний конфликт героя автор разрешает при помощи приема сна, характерного для романтиков: « Я б желал навеки так заснуть, // Чтоб в груди дремали жизни силы, // Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…»
Путь спасения от дисгармонии - в уходе от действительности, обращение к миру природы: «Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, // Про любовь мне сладкий голос пел, // Надо мной чтоб, вечно зеленея, // Темный дуб склонялся и шумел…»
Концовка стихотворения возвращает нас к первой строфе. Дуб является символом вечной жизни природы. Таким образом, вновь утверждается мысль о гармоничности внешнего космического мира, о том, что человек является частью этого мира, частью природы, и о том, что стремление к духовности, высокому пониманию смысла жизни оправдывает существование человека на земле.
Основной темой стихотворения С.А. Есенина тоже являются размышления о судьбе лирического героя: « Серебристая дорога, // Ты ведешь меня куда?»
В этом тексте два действующих лица: лирический герой и некие высшие силы, на которые указывают образы чисточетверговой свечки (неологизм Есенина, вызывающий ассоциации с Чистым Четвергом – праздником духовного преображения, очищения), зари, являющейся символом начала пути, ветки вербы - знака Вербного Воскресения – когда празднуется день Входа Господня в Иерусалим , который считается символом будущего воцарения Бога, Врат Господних (мы понимаем, что речь идет о Царствии Божием, которое является воплощением веры, чистоты, смирения, любви, одухотворения).
Лирический герой размышляет о будущем («Грусть ты или радость теплишь? // Иль к безумью правишь бег?...»).
Но главная его тревога, главная молитва – о праведности «серебристой дороги», того пути, по которому он идет. С молитвой обращается персонаж к звезде, которая в данном контексте является символом Господа: «Помоги мне сердцем вешним // Долюбить твой жесткий снег…». Мы понимаем, что речь идет о крепости духовных сил героя, о наполненности души любовью к земному миру с его жестокостью и несправедливостью, о способности любить этот грешный мир, принимать его таким, каков он есть, самому меняться к лучшему.
Доминантой текста является выражение мечты о том, чтобы путь земной, «серебристый» привел к «вратам господним».
Если в стихотворении Лермонтова важнейшими стали мотивы взаимоотношений человека и мира Вселенной, человека и общества, сознательного одиночества, то для персонажа есенинского текста основной проблемой является возможность самосовершенствования, очищения души, необходимость праведности мыслей и поступков, из которых и складывается жизненный путь, «дорога серебристая».
Интересно, что стихотворение написано в 1918 году, т.е. в период активной борьбы за установление нового миропорядка, активного атеизма. Возможно, Есенин, впитавший в себя с молоком матери основы крестьянского патриархального сознания и не согласный с определенными эпизодами современной ему жизни, пытался сохранить целостность личности, обращаясь к Богу.
Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа.
Рекомендуем посмотреть:
Валентина Прокофьева о Старицком крае
Родной город в лирике Галины Филипповой
Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился»
Крестьянская семья в творчестве Тряпкина