Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Материалы для анализа стихотворения Есенина «Голубень»

Материалы для анализа стихотворения С.А. Есенина «Голубень»
Стихотворение Есенина «Голубень» было написано в 1917 году. Оно состоит из пяти частей и напоминает собой цикл поэтических миниатюр, объединенных общей темой, сюжетом, героем, настроением.

Основным мотивом произведения является мотив пути. Очевидно, что автор имеет в виду и конкретную дорогу, по которой едет всадник, и жизненный путь персонажа. Образ дороги, движения создается при помощи зрительных образов: «Бредет мой конь…», «ловит край махающей одежды // Его чуть мокрая буланая губа…», при помощи аллитерации: «ОТчеТлив СТуК ПодКованных КоПыТ…» Мы как будто слышим стук копыт по мостовой.

Для создания пейзажных зарисовок Есенин использует излюбленные приемы олицетворения: «Трава поблекшая в расстеленные полы // Сбирает медь с обветренных ракит…», «И вечер, свесившись на речкою, полощет // Водою белой пальцы синих ног…» или «И пляшет сумрак в галочьей тревоге, // Согнув луну в пастушеский рожок…», прием сравнения ( редкая форма – выраженное существительным в творительном падеже) : «С пустых лощин ползет дугою тощей // Сырой туман, курчаво свившись в мох…», «Сыпучей ржавчиной краснеют по дороге // Холмы плешивые и слегшийся песок…».

Пейзажные зарисовки выполняют сложную функцию: они не только изображают то, что видит герой, проезжая по дороге, но и создают обобщенный образ Руси. В этом стихотворении, как и во многих других произведениях Есенина, Русь является одним из персонажей: «И дремлет Русь в тоске своей веселой, // Вцепивши руки в желтый крутосклон…». Эти строки можно считать интертекстом первого стихотворения цикла «На поле Куликовом» А. Блока: «Над скудной глиной желтого обрыва // В степи грустят стога…. Наш путь – степной, наш путь в тоске безбрежной, // В твоей тоске, О Русь!»/

Похожи поэтические детали в текстах: У Блока – «желтый обрыв», у Есенина – «желтый крутосклон», У Блока эмоциональную доминанту определяют слова со значением «грусть», «печаль»: эпитет «скудной», лексический повтор глагола «грустят», существительные «тоска», «мгла» в сочетании с эпитетами «ночной», «зарубежной».

У Есенина это лексика с аналогичным контекстным значением: «прозрачный холод», «трава поблекшая», «обветренные ракиты», «пустые лощины», «осенний холод», «холмы плешивые», «укроп вялый», «мелкий дождь», «мутное стекло».

Этой же цели служит разговорная лексика, снижающая отдельные образы текста: «Вечер полощет…пальцы синих ног», «…свежая солома // // Примята ляжками вдовеющей любви…», «… краской тараканьей // Обведена божница по углу…»

Сниженные образы способствуют передаче подавленного состояния лирического героя, заблудившегося на своем духовном пути: «В дорогу дальнюю не к битве, не к покою, // Влекут меня незримые следы…». О том, что герой потерял какие-то важные для него ориентиры, возможно, цель и смысл жизни, говорят и лексический повтор глагола «бредет» («Бредет мой конь…»), и употребление глагола «дремлет» в сочетании с оксюмороном: («И дремлет Русь в тоске своей веселой …»), и сочетание высокого и низкого ( «божница обведена краской тараканьей»), и замена высокого чувства любви низменной страстью случайной встречи.
Даже название стихотворения «Голубень» определяется в толковых словарях как пример разговорно – сниженной лексики.

Подавленное состояние усиливает ощущение тревоги, которое передается при помощи словосочетаний «галочья тревога», фразеологизма «согнув луну в пастушеский рожок…». Известный фразеологизм «согнуть в бараний рог» означает принуждать, подавлять, полностью подчинять своей воле, т.е. осуществлять насильственные действия в отношении кого-либо.

Две последние строфы текста получают едва заметные намеки на возможность изменения, обновления и жизни, и настроения лирического героя, выраженные в словах «Иные в сердце радости и боли…», «Новый говор», возникают образы, передающие радость: «Качают лужи солнца рядный лик…» Эти ощущения едва заметны, доминирующим все-таки является сомнение, но уже есть и робкая надежа на обретение высокого смысла: «Водою зыбкой стынет синь во взорах…». Синь во взорах - это луч надежды, вечное стремление к обретению духовности - это нравственный стержень, который заставляет героя двигаться на пути обретения смысла жизни.
Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа

Рекомендуем посмотреть:

Валентина Прокофьева о Старицком крае Родной город в лирике Галины Филипповой Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился» Крестьянская семья в творчестве Тряпкина
Методические материалы к изучению стихотворений Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и Есенина «Серебристая дорога» | Интерпретация стихотворения Тряпкина «Голубень»
Опубликовано: 313 дня назад (28 декабря 2023)
Просмотров: 429
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!