Интерпретация стихотворения Н.И. Тряпкина «Голубень»
В жизни каждого человека есть такие дни, память о которых согревает душу на протяжении всей его жизни, помогает выстоять в минуту жизненных испытаний, не свернуть с праведного пути.
Есть такие эпизоды и в жизни Н.И. Тряпкина. Они легли в основу многих его стихотворений, в частности, в основу сюжета произведения «Голубень».
В стихотворениях явно можно обнаружить традиции импрессионизма: главным здесь является впечатление от поездки мальчика в «голубеющий город Тверь».
Основным эмоциональным фоном в тексте является радость, которая возрастает в душе лирического героя, причем движение экспрессии происходит соразмерно с изменением пространства: как будто расходится расширяющимися кругами, охватывающими сначала небольшое пространство –«обкошенный лог», «бугорок», а потом разрастается до необъятных просторов Руси, океан ликования разливается до самого горизонта.
Время в произведении – сложная категория. С одной стороны, в стихотворении описывается утро одного летнего дня - утро поездки. С другой стороны, эпитет «златой» соотносит время действия с далеким былинным прошлым Руси. Категория будущего представлена образом судьбы России - «Голубой советской Руси» и предполагаемым счастливым будущим героя – ребенка.
Лирический герой текста представлен в двух ипостасях: это и маленький мальчик, и взрослый автор, вспоминающий о далеком счастливом деньке из своего детства. Для мальчика, возможно, это первая его далекая поездка с отцом, да еще на новой рессорке, поэтому каждая деталь, любая подробность замечена им, вызывает соответствующие эмоции. Необыкновенную радость вызывает не только сам факт поездки, но и то, что едут они на новой рессорке, как «заправские господа» - к радости примешивается чувство гордости. Крестьяне по происхождению, а по нынешнему положению колхозники, отец и сынишка чувствуют себя хозяевами жизни. Об этом говорят дважды повторяющиеся слова «восседаем», «заправские господа»: «Из-под новой коляски нашей // сыпанет водой иногда.// И на ней мы вдвоем с папашей, // Как заправские господа…» Или «Восседаем на той рессорке…»
У мальчика вызывает радость и процесс путешествия, и пейзажи, которые он видит в пути, и ощущение быстрого движения, и то, что отец находится рядом с ним (« Голубым дымком папироски // Так и пышет отцовский рот…»), и новый наряд («Голубой воротник матроски // На плечонках моих поет…»).
Лирический герой – автор – до мельчайших подробностей вспоминает день поездки, не просто передает впечатление от происходящего, выражает состояние счастья ребенка, любовь к отцу («Исполать же тебе, папаша! // Про тебя моя песня врет…»), но и выполняет сверхзадачу, решает философские проблемы.
Автор создает сложный, многослойный образ дороги. Во-первых, это
реальная дорога, по которой мальчик и отец едут в Тверь. В тексте имеются конкретные детали, встречаются топонимы: «За деревней плыла другая, // Под мосточком река Улюсь…» или: «Восседаем на той рессорке, // А вокруг – златой клеверок. // Хорошо бы на том пригорке // Закусить под ракиткой впрок…». Используется лексика со значением «дорога», «движение»: «коляска», «рессорка», «конек рысистый», «узда», «колокольчики», «бубенчики», «катилась», «звенел у коляски ход…».
Используются и звуковые образы, которые создаются благодаря ассонансам и аллитерации: «И бубенчик в скороговорке…» или: «Ах ты, конь мой, конек рысистый, // Колокольчики в серебре…». Мы как будто слышим звон колокольчиков под дугой, стук копыт. Возможно, радостное состояние ездоков выливается в песню: «А нельзя ли тряхнуть уздою, // Чтоб дорога, как песнь, плыла…» или: «Голубой воротник матроски // На плечонках моих поет…». Поет душа лирического героя, наполненная ликованием.
При помощи зрительных, звуковых образов воплощается мотив движения.
Дорога в стихотворении – это и начало пути как самого автора, так и молодой страны. Дважды повторяется строчка: «Это было на самой чистой, // Да на той ли моей заре…», «Голубела дорога наша…». «Чистая заря» из далекого детства, заря судьбы героя, когда ребенок чист душою, безгрешны его помыслы, будущее представляется светлым и радостным, счастливой и праведной видится его будущая взрослая жизнь.
Автор говорит нам и о пути Родины. Это молодая страна («И звенела кругом молодая, // Голубая советская Русь…»). Образ Родины создается при помощи пейзажных зарисовок: «За деревней плыла другая…», «обкошенный лог», «изволок», «лесок», «костерь», «мосточек» и т.д..
Доминантой в стихотворении является лексема со значением «голубой». Самый часто употребляемый эпитет в стихотворении - «голубой» («голубой дымок папироски», «голубой воротник матроски»), повторяется и глагол «голубеть» в разных словоформах: «голубела зорька», «голубел костерь», «голубеющий город Тверь».
Для чего используется лексический повтор?
Несомненно, для создания
пейзажных зарисовок, например, «голубел костерь» - костерь – это травянистое растение, злак с метелками сизовато-зеленоватого или сизовато-фиолетового цвета. Освещаемое ранними лучами солнца поле с этим цветущим растением может казаться голубоватого цвета.
Возможно, насыщенность текста эпитетом «голубой» помогает представить картину раннего ясного летнего утра, когда яркое солнце заливает все вокруг, и просторы представляются в голубоватой дымке. Поэтому и Русь – голубая.
Лексема «голубой» имеет в тексте и
переносное значение. Возможно, голубой цвет – это цвет юности, начала начал, чистоты и света, одухотворенности и возвышенности. Цвет надежды (вспомним романтиков с их символикой). «Молодая советская Русь» - голубая, потому что страна находится в начале славного пути к светлому будущему для всего народа.
Название стихотворения «Голубень» очень емкое, оно соотносится и с тематикой, и с идейной направленностью текста, и с образом России, и с эмоциональным впечатлением, ставшим основной лирического сюжета произведения.
Интересно, что стихотворение с таким же названием есть у С.А. Есенина. Эмоциональный фон есенинского текста прямо противоположен тексту Тряпкина, но
центральным образом и у Есенина, и у Тряпкина является образ Родины – «голубой Руси».
Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа.
Рекомендуем посмотреть:
Литературная викторина с ответами и презентацией, 10 класс
Валентина Прокофьева о Старицком крае
Родной город в лирике Галины Филипповой
Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился»