Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Анализ стихотворения Кашина «Как нежно, как радостно скрипка звучала»

Интерпретация стихотворения А.А. Кашина «Как нежно, как радостно скрипка звучала»
Стихотворение написано в 2007 году. Посвящения нет, но можно предположить, что произведение навеяно отношениями с Музой писателя, его супругой Верой Леонидовной Кашиной, девичья фамилия которой была Скрипка.

Стихотворение размещено во втором сборнике «Полет совы непредсказуем» и занимает достойное место в разделе любовной лирики Кашина, так как во многих его лирических произведениях о любви лейтмотивом проходят музыкальные образы скрипки, мелодии, используется музыкальная терминология.

Это произведение, очевидно, можно отнести к любовной лирике, темой можно считать историю движения чувства любви от зарождения и развития до его угасания. На это указывает и эпиграф «И солнце всходило, и радуга цвела…» (из песни), отсылающий нас к известной песне А. Зацепина и Л. Дербенева из кинофильма «Земля Санникова». Продолжение строк эпиграфа: «все было, все было, и любовь была…» действительно соотносит стихотворение Кашина с любовной лирикой.

В трех строфах художественного текста сжато романное по объему содержание.

В композиционном отношении можно говорить о том, что это произведение односюжетно, имеет лирический сюжет, пунктирно обозначающий этапы движения чувства.

Автор использует развернутую метафору, сравнивая историю любви с развитием музыкальной темы пьесы в исполнении оркестра. В первой строфе передается состояние лирической героини (здесь она названа скрипачкой) в момент зарождения любви, начала любовной истории. Ощущение счастья, ликования, радости, воодушевления передается на лексическом уровне при помощи эпитетов «нежно», «радостно» («Как нежно, как радостно скрипка звучала…»), и при помощи сравненийскрипачки с вольным ветром, а мелодии ( в метафорическом смысле мелодию мы понимаем как музыку души, песню любви, само чувство любви) – с «ярким взлетом» («Мелодия –// яркого взлета начало…»), с волной возле причала, причем волна тоже яркая, сверкающая на солнце («…плескалась, //как плещется возле причала, //играя на солнце, волна…»). Здесь образы скрипки, ветра, солнца, играющей волны не только передают состояние счастья влюбленной скрипачки, но и являются составляющими того мира, в котором находится героиня – мира, полного гармонии, безмятежности, одухотворения. Образ скрипки имеет особое значение. Скрипка- это музыкальный инструмент, способный передать глубинные движения человеческой души, тончайшие, нежнейшие оттенки чувства. Скрипка ассоциируется с песней о любви.

Микротема «зарождение счастливой любви в мире, полном гармонии» обозначена и на уровне поэтического синтаксиса при помощи инверсий в первой, четвертой, шестой и седьмой строчках, при помощи лексического повтора союза «как» в первой, второй, шестой строках, при помощи смысловой рифмовки «начало» -«причала», «вольна», «волна».

Гармонизация происходит и на фонетическом уровне при помощи ассонансов, которыми пронизана первая строфа, например: «как нЕжно, как рАдостно скрИпка звучАла,// СкрипАчка, как вЕтер, вольнА…» и т.д., при помощи аллитерации и внутренней рифмы, например: «ПЛЕскалась,// как ПЛЕщется возле Причала, иГрая на соЛнце, воЛна…».

Гармонизирует строфу ритмический рисунок – автор использует чередование четырехстопного и трехстопного амфибрахия с усеченной стопой. Рифма женская открытая в четырехстопных строках, а также рифмовка перекрестная, двойная в четвертой и шестой строках придают плавность звучанию. В трехстопных строках рифма открытая мужская.

Во второй строфе обозначен новый этап в развитии лирического сюжета, связанного с историей движения чувства. Этот этап связан с изменением внешних обстоятельств, с изменением мира, в котором уже нет гармонии и безмятежности, нет нежности, ласки, одухотворенности, красоты. Мир наполнен тревогой, жестокостью, суровостью, грубостью. Антитеза «нежно» (в первой строфе) – «грубый» (во второй строфе) подчеркивает, усиливает противопоставление этих миров.

Новый образ мира создается на лексическом уровне при помощи эпитетов «испуганно», «тревожно», «суровый и грубый», образов трубы и контрабаса – мы знаем, что музыкальный инструмент труба использовалась в военном походе, чтобы передавать сигнал тревоги, поэтому труба часто ассоциируется с тревогой, какой-то бедой (это нашло отражение и в разговорной лексике, например, в выражении «дело – труба». Контрабас издает низкий, густой, порой грубый звук, в отличие от высоких, нежных тонов скрипки.

Автор использует и глаголы, причастие со значением «разрушения», «насилия», например: «Ворвавшийся ветер, // суровый и грубый, // задул // ожиданьем горящие губы,// прервал восхитительный вальс…».
Дисгармония передается на уровне поэтического синтаксиса при помощи инверсий в первой, второй , шестой строфах.

Ассонансы «О», «У», например, «ПотОм загУдЕли испУганно трУбы,// ТревОгой дохнУл контрабАс, // ВорвАвшийся вЕтер,// сУрОвый и грУбый, // задУл…гУбы…», аллитератция «ТР», «Г» создают звуковые образы тревоги, завывания ветра, гудка уходящего поезда, грохота падающих или разбивающихся предметов и т.п. – образов, связанных с темой разрушения, насилия.

Меняется ритмический рисунок. Усеченные стопы в третьей, четвертой и пятой строках придают усиленную динамику повествованию, передают волнение, смятение лирической героини.

Лирическая героиня, испытывающая в первой строфе ликование, счастье, безмятежную радость любви, во второй строфе находится в состоянии горя, разочарования. Этой цели служат метафоры: «…задул // ожиданьем горящие губы, // прервал восхитительный вальс…». Задуть можно огонь, костер, свечу... Автор сравнивает сердце женщины, полыхающее огнем любви, со свечей, которую задул «грубый ветер». Лейтмотивом проходит и тема утраты - «восхитительный вальс» уже невозможно танцевать, так как в вальсе принимают участие два партнера.

Третья строфа – это открытая концовка в развитии сюжета. Речь не идет об окончательной потере чувства, его гибели. Состояние ЛГ, скрипачки, как пишет автор, характеризуется на лексическом уровне глаголом «запутались», эмоциональным эпитетом «измученной», метафорой «И холод ползет…».

Мы понимаем, что история любовных отношений была полна драматизма, что героиня устала от разного рода препятствий, возникающих на пути ее чувства, но любовь не угасла совсем: вновь возвращается образ скрипки, который связан с темой любви, любовной песни, в глазах скрипачки «застыла улыбка», а смычек полет еще не завершил. Употребление глагола в несовершенном виде «завершает» говорит о том, что возможно возрождение прежнего чувства, прежних отношений. С этой целью используется и такой прием поэтического синтаксиса, как многоточие, который указывает и на незавершенность поэтической мысли, и на паузу раздумья, и на нахлынувшие воспоминания, на остроту переживаний, которые не могут облечься в слова.

Ощущение открытой концовки достигается и за счет изменения ритма: вместо четырехстопного и трехстопного амфибрахия в шестой и седьмой строках первой и второй строфы в третьей используются усеченные двустопные строки: «И память не держит // мелодии зыбкой… / И холод ползет…».

Стихотворение можно трактовать по-разному. Возможно, это попытка передать особенности восприятия лирическим героем музыкального произведения, состоящего из трех частей: экспозиции, разработки и репризы. В первой строфе образная структура передает ассоциации, вызванные экспозиционной частью оркестрового произведения, во второй части происходит развитие музыкальной темы, содержится кульминационный элемент, третью часть можно назвать репризой с измененной, вариативной темой.

Если мы рассматриваем стихотворение как произведение об ассоциативном восприятии музыки, тогда ЛГ является автор, который передает особенности восприятия им определенной музыкальной пьесы. Если рассматриваем текст ка пример любовной лирики, тогда ЛГ является женщина, скрипачка, как называет ее автор, испытывающая драму сложных любовных переживаний.

Произведение написано в рамках реализма с элементами неосимволизма, так как в системе поэтического стиля Кашина уже сложились некоторые образы-символы, связанные с темой любви (образы музыки, определенных музыкальных инструментов, образы волны, ветра). Кроме того, можно говорить и об элементах интертекста – при чтении возникают ассоциации с некоторыми стихами А.А. Блока, который тоже активно использовал музыкальные образы- символы, например: «И сейчас же в ответ что-то грянули струны, // Исступленно запели смычки…» (стихотворение А. Блока «В ресторане»).

Кроме того, обозначен конфликт ЛГ, находящейся в состоянии счастья и гармонии, с «суровыми» и «грудными » условиями действительности, в которой человек может быть лишен счастья, что тоже может быть характерно для неосимволизма.

Жанр произведения – лирическое стихотворение.

Рекомендуем посмотреть:

Валентина Прокофьева о Старицком крае Родной город в лирике Галины Филипповой Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился» Крестьянская семья в творчестве Тряпкина
Подлинная история Анны Карениной. Тайны романа | О красоте Божьего мира
Опубликовано: 401 день назад (18 октября 2023)
Просмотров: 311
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!