О прекрасном в человеке и природе Смоленщины по книге Н.А. Мининой и Н.Ю.Минина «Наш сердцу милый уголок»
В книге Н.А. Мининой и Н.Ю. Минина «Наш сердцу милый уголок» авторы постарались представить картину гармоничного мира, где красота среднерусской полосы России сочетается с духовной красотой людей, населяющих Смоленский край.
Одним из приемов создания такого гармоничного мира является
сочетание пейзажной зарисовки и рассказа о герое или предварение пейзажной зарисовкой повествование о человеке. Так первая часть первой главы, имеющая заголовок «Житие преподобномученика Владимира (Волкова)», начинается с небольшого пейзажа. Вначале пейзаж представляет собой обобщенный образ среднерусской природы: «…оградки заброшенных сельских погостов, остатки каменных кладок церквей, случайные яблони среди леса и косогоры, сбегающие к заросшим речушкам…" Затем авторы дают нам конкретный пейзаж: «Мы шли по озаренной мягкими лучами солнца изрядно разбитой тракторами дороге смоленщины…» А после рассказа о мученике Владимире в главе «К утраченным алтарям Вельмежа» создают изумительную картину «земли обетованной»: мы видим «лесные дебри» и «живописные овражки», «пестреющие шляпки «благородных грибов», «живописную полянку с егерской вышкой у северной опушки», «плодоносящую яблоньку, чудом сохранившуюся на радость жаждущим путникам и кабанам, кои охотятся за плодами, упадающими к ним сверху, «аки манна небесная»…
Таким образом, повествование о человеке обрамляется пейзажной рамкой.
Каковы же герои очерков Мининых? Это замечательные выходцы из земли Смоленской, исключительные по силе и высоте духа, благородству, совершившие множество добрых дел, прошедшие нелегкий жизненный путь, нередко принявшие мученическую смерть во имя веры или Отчизны.
Один из героев - преподобномученик Владимир. Повествование о нем имеет заголовок «Житие преподобномученика Владимира (Волкова)». Определение жанра в заголовке – «Житие» - отсылает нас к
византийской и древнерусской литературе, когда данный жанр был очень популярен и актуален. В книге Мининых глава «Житие преподобномученика Владимира (Волкова)» строится по
традиционным канонам житийного жанра. Повествование о Владимире (в миру Георгий) начинается с рассказа о его родителях – как правило, это люди благочестивые: «…родился в семье работящего грамотного крестьянина…», уже в детстве обладал многими добродетелями: «…помогал отцу по хозяйству, посещал приходской храм, постигая науки и мудрость Божию по Священному Писанию…», рано определил свой духовный путь: «…с мечтой посвятить свою жизнь всецело служению Господу». Мы узнаем, как продвигался Владимир по этому пути от монаха пустыни Параклит до чина архимандрита и духовника архиепископа Дмитровского Сергия.
Герои житийной литературы часто принимали муки во имя утверждения православной веры. Жизнь архимандрита Владимира тоже была полна страданиями. В феврале 1938 года его арестовали, поместили в Можайскую тюрьму. Уголовное дело архимандрита было сфабриковано, как и уголовные дела многих невинно арестованных в те страшные годы ежовщины. Владимира обвиняли в контрреволюционной деятельности, к которой он не имел никакого отношения. Известно, что своей вины он не признал и никого не оклеветал, несмотря на жестокие условия тюремного заключения и мучительные допросы. В марте 1938 года бы л расстрелян по приговору суда на печально известном полигоне Бутово. В 1989 году был реабилитирован и причислен к лику святых Новомучеников.
Эта же часть содержит повествование о сомолитвеннице Георгия Волкова (преподобномученика Владимира) преподобномученице Ефросинии Тимофеевой. Она была землячкой Георгия. После пострижения в монахини оказалась в Алексеевском женском монастыре. После закрытия монастыря осталась жить при там же, помогать при храме. В 1930 году была арестована и за неотказ от веры православной была отправлена в ссылку. Погибла в Бумлаге в 1942 году. Могила ее неизвестна.
Упоминают авторы и о отце Владимире Григорьевиче Троицком, который был арестован в 1932 году «…и в 1935 году окончил свой земной путь и страдания в ссылке…».
Повествования об этих сильных духом, крепких верой, мужественных людях завершается пейзажной зарисовкой, передающей красоту окружающего мира («В свете первалившего за полдень неяркого осеннего солнца бегущая через урочище дорога ныряла в неглубокую лощинку, а далее – в милую рощу…») и содержащей философские размышления и бренности жизни и вечности духа: «В тот ясный осенний день в Вельмеже мы словно стояли на пороге Вечности. Да, все пройдет. Все канет в Лету. Но пусть же наша любовь и благодарная духовная память об этих людях и этих святых уголках… пребудут в веках!»
В приведенном выше размышлении авторов говорится о двух составляющих мира Божия: « о людях…» и « о святых уголках…».
Так на протяжении всего повествования происходит гармоничное слияние двух миров – мира природы и духовного мира человека в одно прекрасное целое. Красота природы как будто подчеркивает красоту человеческих поступков и устремлений.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературного краеведения в 8 классе
Валентина Прокофьева о Старицком крае
Родной город в лирике Галины Филипповой
Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился»