К 225-летию А.С. Пушкина. Интерактивные задания для уроков литературы
Как известно, по подсчетам исследователей А.С.Пушкин 28 раз проезжал по Московско-Петербургскому почтовому тракту. В 1811, 1826, 1830 и 1836 гг. он останавливался в Твери, в гостинице Гальяни; встречался с тверскими знакомыми и друзьями (поэтами И.Д. Козловским, Ф.Н. Глинкой и др.).
В Твери в 1833 г. проездом останавливались родители А.С. Пушкина.
Здесь проживали многие современники поэта, из так называемого пушкинского окружения: лицейский товарищ, тверской губернатор А.П. Бакунин; писатели И.И. Лажечников, В.А. Соллогуб, А.А. Шишков.
Тверь не раз упоминается в произведениях поэта, таких как, “Путешествие из Москвы в Петербург”, “Путешествие Онегина”, “Из письма к С.А. Соболевскому».
Для урока по литературному краеведению или мероприятий по внеурочной деятельности учитель может использовать интерактивные формы работы, например, предложить учащимся разработать и провести виртуальную экскурсию по Пушкинской Твери, музеям в Бернове и Торжке.
Можно разработать систему заданий:
1.
Приглашаем в гостиницу Гальяни!
Задание: найти материал и составить рассказ о Гальяни и его гостинице (где она находилась, как выглядела в 19 веке, как выглядит это здание сейчас; как называлась во времена Пушкина эта улица и какое название имеет сегодня; найти и прочитать текст стихотворения, в котором Пушкин упоминает гостиницу Гальяни; определить, какие здания в итальянском стиле есть неподалеку от гостиницы и кто является архитектором, рассказать о зданиях, которые проектировал архитектор Н. Львов и которые видел поэт).
2.
Тверские друзья и знакомые Пушкина.
Из Твери Пушкин пишет письма своему другу Сергею Соболевскому. Задание: составить рассказ о Соболевском и его отношениях с А.С. Пушкиным.
Рассказать о тверских поэтах – друзьях Пушкина И.Д. Козловском, Ф.Н. Глинке, о лицейском товарище А.П. Бакунине.
3.
Знаменитые современники Пушкина в Твери.
Задание: составить рассказ о пребывании в Твери И.И. Лажечникова В.А. Соллогуб, А.А. Шишкова. Какие страницы жизни этих писателей и мыслителей связаны с Тверью? Как тверские впечатления нашли отражение в произведениях этих авторов?
4.
Пушкин в Старицком уезде.
Задание: составить рассказ, презентацию о пребывании Пушкина в Бернове, Малинниках, Курово-Покровском, Панафидине, Старице. Подготовить мини-композицию из произведений, написанных поэтом на старицкой земле. Подготовить исследования : «Какие впечатления, полученные на старицкой земле, нашли отражение в произведениях А.С. Пушкина?», «Старицкие барышни, воспетые Пушкиным»
5.
А.С. Пушкин в Торжке и Торжокском уезде.
Задания: подготовить рассказ о друзьях Пушкина Олениных, Полторацких и их усадьбе в Грузинах, об Анне Петровне Керн, ее судьбе, отношениях с Пушкиным, могиле Курн в Прутне. Составить заочную экскурсию в Торжок и Грузины.
6.
Музеи А.С. Пушкина в Тверской области (Берново, Торжок).
Тверичане чтут память о великом поэте. Задание:
Подготовить заочную экскурсию в музеи А.С. Пушкина в Бернове и Торжке. Когда были открыты музеи? Какие экспонаты находятся в них? Какие выставки и конференции проводятся?
7.
Памятники А.С. Пушкину в Твери, Старице.
Задание: рассказать, какие памятники А.С. Пушкину существуют в Твери? Старице? Кто является скульптором? Где расположены эти памятники?
Можно составить презентацию по каждому заданию.
Мероприятие с использованием подобных видов работы будет способствовать повышению интереса к творчеству А.С. Пушкина, читательской активности, развитию патриотических качеств личности учащихся.
Рекомендуем посмотреть:
Валентина Прокофьева о Старицком крае
Родной город в лирике Галины Филипповой
Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился»
Крестьянская семья в творчестве Тряпкина