Литература для подростков. Егор Данилов «Хорошее дело»
Рассказ талантливого автора Егора Данилова начинается с весьма удачной попытки передать восприятие финала концерта для скрипки с оркестром П.И. Чайковского Ре мажор, сочинение 35.
Мы как будто бы слышим энергию радости, заливающую весь мир. Ликованию музыки вторит природа: «Утреннее солнце проникало в окно, наполняя комнату разудалым праздничным весельем…». Героиня рассказа юная скрипачка Юлька наслаждается гармонией музыки и природы. Неожиданно эту гармонию разрушает окрик мамы. Автору удается передать изменение в настроении, эмоционального полотна рассказа при помощи звукописи (ассонансов и аллитерации).
Мама – преподаватель в музыкальной школе по классу фортепьяно. Казалось бы, она должна быть человеком, который способен тонко понимать прекрасное и создавать вокруг себя атмосферу гармонии и красоты. Но, к сожалению, считаясь хорошим педагогом, имея заслуженные высокие награды, она в совершенстве владеет технической стороной игры на инструменте, но
не понимает совсем элементарных вещей – красоты человеческих взаимоотношений, отношений человека и мира природы, человека и животных.
Ее грубая, громкая речь, полная упреков, разрушает радостное эмоциональное состояние девочки.
Юная скрипачка Юля готовится к участию в престижном конкурсе, от результатов выступления на котором зависит ее будущее. Неожиданно она слышит визг тормозов – под колеса машины попал щенок. Не раздумывая, Юля бежит спасать собаку, ей помогает Петька, мальчишка из обычной семьи. Щенка несут в ветеринарную клинику, там ему делают операцию, после которой необходим уход. Мама не только не способна создать гармоничную атмосферу в семье, у нее отсутствует способность сочувствовать – эмпатия. Мама категорически не разрешает взять щенка даже на время домой. Юля помещает бедолагу в подвал, приносит ему еду, переживает о его судьбе. Мать поступает чудовищно: выбрасывает щенка из подвала во двор на произвол судьбы, на верную гибель. К счастью, собаку находит Петька и берет себе.
В построении системы персонажей автор использует антитезу: добрым, готовым прийти на помощь Юле и Петьке противопоставлен черствый карьерист Антон и мама Юльки. Антон – мальчик из хорошей семьи, по понятиям мамы, он скрипач, но заботится только о своей карьере. Может бестактно негативно оценить игру Юли во время репетиции, отметив только ее ошибки. Странно, что и мама, и Антон – музыканты, казалось бы, они должны бы обладать развитым чувством сопереживания, откликаться на беды и страдания других. Но Антон глух к чужим проблемам, бестактен по отношению к Юле, а мать Юли чудовищно жестока и по отношению и к больному щенку, и к дочери, когда только требует от нее бесконечных репетиций и победы на конкурсе, когда запрещает общаться с ребятами из обычных семей, играть с ними, кичится тем, что ее муж - доктор наук, а сама она - заслуженный преподаватель, с презрением относится к тем, кто ниже ее на социальной лестнице.
Можно говорить о бедности духовного мира, бездуховности этой женщины.
Настоящим интеллигентом оказывается преподаватель Юли Иван Сергеевич, внимательный и тонкий человек, который обещает найти хозяина для щенка.
Рассказ направлен на формирование системы нравственных ценностей у подростков.
Очень доброе, светлое произведение, в котором утверждаются нравственные ценности и осуждается равнодушие, бессердечность, честолюбие, карьеризм.
Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа
Рекомендуем посмотреть:
Валентина Прокофьева о Старицком крае
Родной город в лирике Галины Филипповой
Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился»
Крестьянская семья в творчестве Тряпкина