Литература об СВО. Смышляев «Капитан Ленин»

Литература об СВО. Александр Смышляев «Капитан Ленин»
В основе сюжета рассказа небольшой эпизод: командир подразделения получил ранение и тяжелую контузию, но все-таки смог преодолеть боль и слабость и выйти к бойцам своего отряда, разыскивающих его.
Казалось бы, обычная для событий СВО история. Но автор использует этот материал, чтобы рассказать о необыкновенной внутренней силе персонажа, его воле к жизни, стойкости и, конечно, о силе любви, побеждающей смерть.

Автор использует прием внутреннего монолога, который вводится в текст в различных вариациях, что помогает достоверно передать состояние человека, который периодически теряет сознание от контузии или ранения.

К жизни его возвращает любовь родных. Капитан слышит голос своего пятнадцатилетнего сына: «Холодная вода коснулась лица, попала в рот. Отплёвываясь, я задёргал руками, силясь приподнять плечи и голову. И тут же резануло болью в спине, и яркая вспышка света ослепила глаза. А в ней – лицо сына Витьки, склонённое надо мной.
- Папа, дай, я тебе помогу приподнять голову.
- Помоги, сынок, - прохрипел я, не узнавая собственного голоса. – Что со мной? Где мы с тобой, на рыбалке?
И тут же всё погасло, и лицо сына исчезло, растворилось в чёрной темноте…»

Во втором вариативном повторе эпизода ему чудится голос отца: «Но почему рядом отец? Он предостерегающе смотрит на меня, затем подносит к губам палец:
- Тихо, сын, затаись. Ни звука! Враг рядом ходит.
И тут же исчез. Я затих. Послышались голоса, говорили на смеси русского и украинского. Ничего не понять. И опять навалились глухота и чернота…»

Вариантные эпизоды начинаются с фразы: «Час прошёл, день, или вечность?..» Герой постепенно приходит в себя, сознание возвращается к нему, он пытается двигаться, но из-за резкой боли вновь теряет сознание.

Напряженность действия достигается за счет использования коротких неполных предложений: «Где рация? На мне должна быть рация. Вот она, на груди! Но мокрая. Неужели намокла? Не надо включать, может сгореть…»

Внутренний монолог героя содержит восклицательные побудительные предложения- команды самому себе: «Встать, капитан Ленин! Встать через не могу!..».

Вновь теряя сознание, он обращается за помощью к сыну : «Сынок, Витя, дай мне руку. Мне надо идти. Ты уже большой, сильный, тебе пятнадцать лет, ты выведешь меня к нашим…» В полусознательном состоянии ему чудится голос Вити: ««Хорошо, папа, помогу. Вставай!» «Не могу, сын, ноги плохо держат». «Тогда ползи. Ползи, не надо лежать!»

Удивительна сила любви родных людей, которая даже на расстоянии способна вернуть человека к жизни. В каждом вариативном эпизоде слышится голос сына или отца героя.

При помощи повтора таких вариативных эпизодов автор показывает и всю тяжесть состояния капитана, и его стойкость, целеустремленность, непоколебимость в стремлении выбраться к своим, его железную волю, а также чудодейственную силу любви.
Терехина Н.В., преподаватель колледжа

Рекомендуем посмотреть:

Образ родного дома в лирике Тряпкина Подлинная история Анны Карениной. Тайны романа Жанровое своеобразие цикла стихотворений Тряпкина «Журавлиная цепочка лет» Православные мотивы в рассказе Буйды «Казанский вокзал»
Литература для подростков. Егор Данилов «Хорошее дело» | О книге Анны Долгаревой «Я здесь не женщина, я фотоаппарат. Фронтовые дневники»
Опубликовано: 35 дней назад (24 февраля 2025)
Просмотров: 132
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!