Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

О книге Ани Семак «Карюзлица»

О книге Ани Семак «Карюзлица»
Анна Семак в книге «Карюзлица» попыталась воплотить идею о силе добра, о том, что доброта и любовь могут творить чудеса, изменяя людей в лучшую сторону, о необходимости помогать тем, кто нуждается в помощи, бедным, голодным людям. Автор попыталась создать книгу, которая должна бы пробуждать в детях чувство сострадания, развивала бы эмпатию, потребность быть милосердным к окружающим.
К сожалению, достойный замысел оказался невоплощенным.

Книга требует основательной авторской переработки, так как в каждой части есть множество недостатков.
В системе нравственных ценностей одно из первых мест занимает семья. Ценность семьи является составляющей менталитета русского человека. Сказка «Карюзлица» разрушает представление о семье как несомненной ценности для человека.

Автор рассказывает, как старшие сестры Карюзлицы издевались над ней, давали вместо вафли откусить кусок от желтого пластмассового кубика, ябедничали, ссорились. Карюзлица забиралась под кровать и очень горько плакала. Когда Карюзлица пошла в школу, сестры пачкали ее тетради, мазали зубной пастой очки, и она ничего не видела. Мама и папа не интересовались жизнью Карюзлицы. Дом, семья как источник радости, любви, защиты здесь превращается в источник страданий для ребенка. В конце концов Карюзлица стала злой чумазой старухой.
«Мама и папа Карюзлицы, наконец, освободились и уехали жить в деревню. Непонятно, от чего освободились – находились в местах лишения свободы?

В этой и других частях книги отрицательные эмоции являются господствующими, происходит градация негатива, что недопустимо для детских произведений, так как нарушаются условия для нормального психического развития детей.

Подобная картина нагнетания отрицательных эмоций и негатива через перечисление характерных токсичных деталей в тексте характерна и для других частей, например, части «Пухлица и Грязлица» ( «…да, да, на ту серую крысу, которая бегает по подвалам. Вылизывает грязные консервные банки на мусорных кучах…», «…изо рта выползают тараканы, а из глаз сыплются искры, точно такие, как в Новогодний салют… – разрушение образа: Новогодний салют обычно вызывает положительные эмоции), «Злые родственники» (Она широко распахнула рот и засосала, как пылесос, целых десять штук, прямо в шкурках. Потом быстренько съела все остальное и принялась за ботинки…» т.п., в части «Майя в плену у Пухлицы и Грязлицы»: «Дом Пухлицы и Грязлицы был грязнее самой большой свалки на свете. По полу разбросаны пакеты от чипсов и бумажки от жвачки, пустые банки и бутылки, банановые шкурки и куриные кости. Грязлица поставила на плиту кастрюлю с грязным бельем и налила туда компот... достала сигареты, зажгла сразу три штуки и стала курить… Из кастрюли торчал грязный носок… Майю затошнило. Тогда Пухлица подошла и высыпала пельмени прямо на носки…» т.п.. Используются бранные слова, рисуется отвратительная картинка безнравственного, токсичного поведения сестер Карюзлицы. Можно привести множество подобных примеров из этого текста.

Внушается мысль о неравенстве в семейных отношениях, принижается роль отца, например, в части «Майя и Молли» автор утверждает: «Мама- самый важный человек на земле. Котятки ищут не папу, а маму», намеки, непонятные детям: «…потом рассказывает маме, где они были, что кушали и какие тети с ними сидели…»
В то же время можно обратить внимание и на иронию по отношению к маме: «долго разговаривает по телефону…», «крутится перед зеркалом…».

Подмена ролей в семье: шестилетняя девочка ведет себя как взрослый человек, а мама- как ребенок: мама вечером идет спать, а Майя гуляет с Молли, набирает ванну с пышной пеной. Утром мама спит, а Майя готовит себе яичницу, идет без разрешения во двор.

Ирония плюс двусмысленность например: «Когда приезжают гости, утром мама не идет на работу, потому что ей плохо. А Майя не идет в детский сад. Она заваривает маме чай…»

Есть примеры физического и психического насилия над детьми в семье : «…папа взял ремень…» или Майка заставляют насильно доедать суп, и он горько плачет, папа встретил Майка с ремнем, ребенка поставили в угол на всю ночь… Мама кричит и ругается.

Проявление садизма по отношению к собаке и детям: мама наказала Молли: «Не писать три дня не может ни одна собака…», «Попались, нахалы! …-кричала Грязлица и тащила детей за уши к дому…»
Нарушение правил безопасности: папа добрый, потому что разрешает сидеть Майку на переднем сиденье…, детям можно общаться с незнакомыми людьми, в том числе, с бомжами. Идея пригласить бомжа на Новый год т.п..
Формируется негативное отношение к детскому саду и педагогически правильно организованному распорядку дня ребенка: «Майк ходит в детский сад только, когда захочет, а больше он любит улицу. На воле всегда лучше…»
Безнравственный вывод: «…все девочки вредные и они не умеют играть «в машины». А значит, их можно обижать и дразнить…»

Неправильная в нравственном отношении ориентация детей, например: оправдание обмана: «Обманывать, конечно, нехорошо. Ну, только если один разочек…», накануне Нового года можно сесть под елку и съесть все конфеты из подарка, похоронить кошку на коврике тети Паши, вылить суп за кровать и т.п..

Говорится о недопустимых в детских книгах понятиях: стала плеваться и курить, пойти купить себе пива, нет денег на молоко и бомжи покупают водку; достаточно большой эпизод о бомжах с подробным описание омерзительных деталей быта («они ищут еду на помойках и спят в картонных коробках…», «затолкала шубу в унитаз…» и т.п., отрицательные персонажи курят, пробует курить даже собака Молли, когда попадает в заколдованный лес. «Лечили дохлую кошку, а потом похоронили ее на коврике тети Паши…»

Несоответствие возрасту детей-героев: Майк любит ходить в рестораны. Майк говорит собаке: « Женщинам нельзя курить. Тебе еще детей рожать» Тетя Сулима с Карюзлицей начали танцевать на столе…» и т.п.. Мама поцеловала спящую Майю, и тогда во сне выглянуло солнышко и Алла Пугачева стала петь добрую песню… – дети не знают, кто такая Алла Пугачева

Алогизмы: «Во дворе никого не было. Только дворник чистил снег…» или: рассказ дворника о злом человеке и доброй девочке- это не рассказ про мамонтов- вывод по рассказу нелогичный.
«Мы должны подружиться с этой бабуськой…. Давай спрячемся, а потом выскочим!»
«Молли бежала и радовалась. Ведь теперь у нее были свои валенки…»
«Бабки дошли до дороги, сели в пустой автобус, а чтобы не платить денег- накрылись простыней. И их никто не заметил…»

В части «В которой Карюзлица плачет» нет логики в объяснении Карюзлици, почему она стала злой. Из объяснения можно сделать вывод о том, что злой она стала, потому что делала добрые дела, помогая сестрам: «Я хотела сделать им что-то приятное, стирала им платья, читала им книжки… И я стала такой же злой и вредной, как они.
Каждую ночь перед сном мама бабы Нюши читала ей длинные добрые книжки…

Фактические ошибки, например: «Их домики грел снег…», «Ему было очень холодно и потому у него выросла звериная шкура…» «Сидела у болота и полоскала белье…» «Молли вышла из-за куста и покраснела от стыда…»
Неточности, например: Горячий снег, пираты- плохие пираты (требует уточнения мечта Майка стать пиратом.)
Вводит детей в заблуждение, неправильно объясняя понятия: «Талант-это когда тебя все хвалят…»
Разрушение образа, например, образа Карюзлицы: «…Карюзлица визжала и подпрыгивала. Как мячик…» или : «Карюзлица сбросила валенки и поскакала босыми ногами прямо по снегу… Она летела, как самолет Майкиного папы и визжала…» Старушка ведет себя как ребенок.
Или: «Майя села на лист кувшинки и заплакала…»

Часто поведение детей не соответствует указанному возрасту.
Неудачные детали: непонятно, на каком самолете летал папа Майка.
Бытовые подробности «колготки и красные трусы мамы». Деталь « красные трусы» используется неоднократно. Красные трусы надевает Карюзлица на голову.
Лексика: сниженная, например: воняло, затошнило, бранные слова «негодяи», «уродцы», «дубина» , «гадкая Карюзлица», «глупая башка», «пусти, псина!», «Майк почесал шапку…», «Туртышки – старые моклышки», «Скоро мама заехала за нашей бабулькой…», «Соврал Майк и снова плюнул…» и т.п.
смешение паронимов («…смешная и добрая. Смешная, потому что смеется»),
Употребление неправильных форм слова: «друг на дружку»,
Плеоназмы: «очень горько плакала», «побежала бегом»
Лишние или неудачные слова: «Вдруг им захотелось стать смелыми и взрослыми и уйти в другой двор…» - слово «вдруг»- неуместно, так как желание стать смелыми вполне логично появляется после рассказа Майи о своей встрече с дворником.
«Вокруг было так страшно и так темно, как в туалете, когда там выключат свет…»
Сложные для чтения слова, например: «Карюзлица», лабрадор, большущий, Президент, портфельчик, пластмассовой, Деревня Свиристелкино
Звукоподражаение: «Мыр! Мыр! Мыр!!!», «Мыр-пыр-фыр!»
Обилие сложных синтаксических конструкций.
Книга требует основательной переработки.

Рекомендуем посмотреть:

Валентина Прокофьева о Старицком крае Родной город в лирике Галины Филипповой Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился» Крестьянская семья в творчестве Тряпкина
О повести Лосевой «Фургон с хлебом» | Новое в научно-познавательной литературе для детей
Опубликовано: 39 дней назад (24 ноября 2024)
Просмотров: 324
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!