О повести Н.В. Лосевой «Фургон с хлебом»
Все дальше от нас уходит героическое время Великой Отечественной войны. Все меньше остается очевидцев и участников тех страшных событий. Дети и внуки фронтовиков слышали рассказы отцов и матерей о борьбе за свободу Родины на фронте и в тылу, видели их слезы, переживали вместе с ними и горе потерь, и радость Победы. Нынешние молодое поколение воспринимает войну как что-то очень далекое, полуреальное и потому не вызывающее таких сильных эмоций.
Рассказ Н. Лосевой «Фургон хлеба» приближает время войны, помогает глубже понять всю высоту подвига советского народа, разгромившего фашистов, почувствовать всю глубину переживаний дедов и отцов.
Как это достигается автором?
Наталия Лосева использует прием фантастики- перемещение во времени.
В произведении два временных плана- настоящее для героев (вторая половина 20 века) и прошедшее (1942 год ), причем персонажи являются действующими лицами в каждом временном отрезке.
Главными героями являются Пашка и Колька. Это обычные ребята. Пашка – «правильный мальчик», послушный, добросовестный ученик: «Пашка первым делом высунул курносый нос, который отметил щемящее обновление в воздухе. Затем вышел и он сам – невысокий худенький, с бледным прозрачным лицом, с большими внимательными глазами, опушёнными длинными девчачьими ресницами, и синью капилляров под ними – ученик 5 «Б» класса…»
Колька – полная противоположность Пашке: «… Колька, как и отец, казался контуженным: ходил постоянно в расстегнутом пальто, без шапки, ругался со старухами и даже мог в гневе рассыпать мусорное ведро. Его так и звали — «Колька контуженный». Вот и сейчас, когда все ходят в шапках, в застегнутом на все пуговицы пальто, он – без головного убора, а полы развиваются, как флаги на ветру... ершистые русые волосы торчали у Кольки во все стороны. Рыжие конопушки – признак детскости – никак не сочетались с его волевыми скулами и шрамом на переносице… » Автор использует и прямую оценку личности подростка: « расхлябанный мальчик». Пашка из интеллигентной семьи, отец у него работает главным инженером на химическом заводе, в семье мать, бабушка, которые оберегают ребенка, так как старшие дети умерли во время войны, а Пашка – «последыш», самый младшенький.
План настоящего времени в рассказе - начало мая 1970-го года. Это точная дата, так как в городе отмечают двадцатипятилетие Победы: «…Проспект Буденного был украшен красными флагами к дню Победы. Это не просто очередной день Победы, это первый её юбилей – четверть века без войны!..» 70-е годы – это благополучное время, когда для общества была характерна стабильность, уверенность в завтрашнем дне, постепенное повышение материального благополучия граждан. Символом такого благополучия в рассказе является описание магазина «Бакалея»: «Каждый раз проходя мимо этого магазина, Пашка удивлялся свету, исходящему от него. Весь он светился от стеклянных коробочек, отражающих лучи электрических ламп. Как будто в этих коробочках были не макароны, крупа, мука или соль, а улей золотых искорок, разлетающихся в разные стороны…» Изобилие продуктов, сытые люди, которые могут ни о чем не беспокоиться, строить планы, мечтать о будущем…
В построении сюжета автор использует антитезу. Прямо противоположным символом «Бакалее» является описание машины – хлебовозки, которая на самом деле была передвижной газовой камерой, в которой фашисты убивали мирных жителей: «На противоположной стороне двора стоял большой, поржавевший металлический фургон. Сквозь ржавчину виднелись отдельные части слова «ХЛЕБ»… Дверь находилась со стороны забора и была приоткрытой, как будто приглашала незнакомцев. С внутренней стороны она по всему контуру была обита обветшавшей со временем резиной. Вместо ручки – большой винт… В «душегубке» было холодно, мрачно и тоскливо. Стоял протухший воздух. Тусклый свет проникал только через небольшое окошко к водителю и приоткрытую дверь. По обе стороны стен стояли лавки…»
Эта хлебовозка в годы войны была машиной смерти. Люди видели надпись «Хлеб», забирались в фургон и оказывались в смертельной ловушке. Так «Бакалее» мирного времени противопоставлен «Хлеб» времен оккупации.
Рассказ можно отнести к направлению приключенческой литературы, вызывающей большой интерес у детей и подростков. Произведение имеет зеркальное построение сюжета: в начале рассказа герои из-за скуки, из-за любопытства (им хочется посмотреть на машину смерти, оставшуюся после войны в городе) тайно проникают на охраняемую территорию санэпидемстанции. Для них это развлечение. Кроме того, мальчишкам важно испытать себя в преодолении трудностей – а чтобы увидеть машину, надо перелезть через высокий забор. Это забавляет и развлекает их.
На территории санэпидемстанции они встречают старого сторожа Тимофея, от которого прячутся в конюшне, где стоит конь Ветерок. Сторож Тимофей – инвалид, имеет много наград. Ветерок – тоже ветеран, когда-то воевал вместе со своим хозяином в партизанском отряде.
Ребята пробираются к хлебовозке и залезают в нее через открытую дверь. И тут происходит невероятное: во дворе раздается немецкая речь, дверь захлопывается, и дети оказываются в ловушке. Они попали в прошлое, в 1942 год, когда немцы хозяйничали в городе. Захлопнувшаяся дверь здесь - это граница миров настоящего и прошлого, традиционный прием фантастики.
Автор постепенно готовит читателя к такому неожиданному развороту событий. Настроение тревоги создается и на лексическом уровне (Пашка из-за дождей не выходил на улицу – «был в заточении»),
и на уровне событийном: тревога усиливается благодаря рассказу Кольки о машине смерти, упоминанием о судьбах инвалида-героя войны Тимофея и его коня.
И вот кульминация этого эпизода – дети в ловушке.
Следующая сюжетная параллель выстраивается аналогично. Пашка вновь оказывается перед выбором: остаться в стороне или вмешаться в ход событий. Но если в первом эпизоде речь шла только о самовольном уходе со двора без разрешения мамы, то здесь уже он должен согласиться на совершение мужественного поступка – спасение членов организации «Юные освободители», которые находятся в фашистских застенках.
Детей ждут нешуточные испытания: им предстоит найти способ выбраться из «душегубки», рискуя жизнью, пробраться в партизанский отряд, участвовать в боевой операции. В ходе этих событий происходит взросление детей. Они совершают настоящий подвиг: делают все для спасения героя Федора Артамонова и юных подпольщиков. И вновь дверь в машину смерти оказывается порталом в мир 70-х годов 20-го века.
Вернувшиеся в май 1970-го года мальчишки уже не те, что были раньше. Они научились преодолевать свой страх и нерешительность, быть смелыми и находчивыми, научились чувствовать ответственность за жизнь свою и других людей, научились спасать. А еще поняли, что такое настоящая дружба.
Автор создает выпуклые, живые образы, используя портретное описание, приемы психологизма.
Внутреннее состояние передается при помощи мимики и жеста, например: «Пашка ничего не ответил и шмыгнул носом для значимости. Ему — сыну главного инженера химического завода — общаться с такими расхлябанными мальчиками не пристало…» или : «Сердце у Пашки екнуло. От страха он закрыл глаза, замер…», через реплики персонажей:
«Пашка представил, как люди в надежде на кусок хлеба набивались в машину, а по дороге начинал прибывать газ. Они кричали, бились в дверь, но им никто не открывал.
— Врёшь!!! — не выдержал страшной картины Пашка….»,
через глагол со значением речи: «— Это всё из-за тебя! — толкнул Пашка Кольку, который понимал отчаянье младшего товарища и никак не отреагировал. Он тоже хотел плакать, кричать, звать на помощь, но старался себя сдерживать…»,
через пейзажные зарисовки: «Чувствовалось пробуждение весны, пробуждение жизни. Солнце играло на стволах сосен, небо голубело недостижимой высотой. Птицы беззаботно щебетали на кронах деревьев, устроив птичий базар. Снега в лесу почти не было, но было сыро, пахло талой водой и мхом. Природа как будто сжалилась над выброшенными из домов людьми и подарила им тепло после продолжительной зимы…»
Эти и другие приемы приближают героев к читателю, помогают понять их внутреннее состояние. Мы сочувствуем мальчикам, переживаем за них в минуты опасности.
Педагогическая ценность произведения велика. Из книги современные дети могут узнать много нового о Великой Отечественной войне, о быте и военных буднях партизанского отряда, деятельности подпольщиков, о зверствах фашистов.
Рассказ имеет огромное воспитательное значение, так как направлен на формирование патриотических качеств, мужества, ответственности за свои поступки, самоотверженности и благородства, гуманизма. Художественные достоинства, напряженный драматический сюжет, яркие образы не оставят равнодушным ни взрослого читателя, ни подростка.
Терехина Н.В., преподаватель Старицкого колледжа
Похожие записи:
Конспект урока литературы для 6 класса. Герои повести Пушкина «Метель»
Кроссворд по повести Волкова «Волшебник изумрудного города» с ответами, 3 класс
Филворд для младших школьников с ответами
Викторина "Лейтенантская проза" для старшеклассников с ответами и презентацией