Основные темы и мотивы цикла Н.И. Тряпкина «Журавлиная цепочка лет»
Темой цикла Н.И. Тряпкина «Журавлиная цепочка лет» является история Советского государства с начала Великой Отечественной войны до 80-х годов 20-го столетия.
Автор освещает в жанре лиро-эпического цикла миниатюр основные исторические события этого периода и дает им оценку, выражает эмоциональное отношение к происходящему, что происходит благодаря совмещению лирического и эпического плана произведений, входящих в поэму.
Миниатюры цикла объединяют
мотивы судьбы: судьбы страны, народа, лирического героя, причем в одной из миниатюр появляется мифологический образ Судьбы («И закопается изба // В такие пышные сугробы! // И сядет бабушка Судьба // У каждой маленькой особы, // Уложит под ноги рядно, // Глотнет вишневого узвара… // И запоет веретено // Из-под скворечного радара…» (миниатюра 18). Образ Судьбы здесь напоминает образ бабушки из саблинского детства поэта. Бабушкам (или бабкам – как говорил сам поэт) посвящены многие стихи Н.И. Тряпкина. Миниатюра 18 содержит отсылки к таким стихотворениям, как «Бабка», «Стихи о моих бабках», в которых автор, рассказывая о своих бабушках, создавая их литературные портреты, говорит об их значении в жизни внука. В стихотворении «Бабка» (1982 год) использует тот же образ Судьбы: «И плывут на меня до сих пор // Грозовые столетья былые // И в глаза мои смотрит Судьба, // Не скрывая лица…» - в 18миниатюре цикла: «И сядет бабушка Судьба // у каждой маленькой особы…».
Важными мотивами являются
мотивы жизни и смерти, вечности и единения человека с природой, Вселенной. Эти мотивы воплощаются через образы солнца, Млечного Пути, сводов мироздания, моря, природы («Только море, да солнце. Да я – человек. //Хорошо нам втроем» (миниатюра 8), «И только слышишь –скрипнул коростель. // Да чуешь гул со сводов мирозданья…» (миниатюра 9), «И перед древним сумраком природы // Горит свеча – окошечко мое…» (миниатюра 11), «Ты был иль не был на земле - // Что для тебя в конечной сути» (миниатюра 21), «И вновь кладбище. Сосны и трава… И вот стучит бессменная капель: // Ни имени. Ни отчества. Ни званья…» (миниатюра 9))
Не менее важен
мотив верности: верности Родине, другу, нравственным заповедям предков, своему предназначению («Доброе дело- крепко, // Доброе дело – навек. // Добрым горбом не кайся, // Доброй стезей не кори. // Доброе все переможет, // Доброе все перетрет… // Добрый урок народа // не забывай, мой сын…» (миниатюра 17)).
Объединяет стихотворения и
мотив творчества («Я дверь к тебе открыл своим затылком, // Не помню, от пинка иль тумака. // О строф моих ночная доможилка - // Моя косноязычная тоска! // Не знать бы нам ни Китсов, ни Верленов, // Рубить бы лес, выстругивать бруски… // И все ж – целую бьющее колено // За все ночные таинства строки…» (миниатюра 3). Автор утверждает идею вторичности творчества человека и первичность творчества природы. Всевышнего ( «А жизнь прошла. Закончены ристанья. // Исправим печь. И встретим холода. // И только смутный гул воспоминанья // Проходит вдруг по жилам иногда. // Он пронесется там, как в шахтах воды, // Промчится гул – и снова забытье. // И перед древним сумраком природы // Горит свеча – окошечко мое…» (миниатюра 11)).
Объединяющим элементом стихотворений цикла являются
сквозные образы: образ коня (миниатюры 5,6), котенка (миниатюры 4,7), солнца или солнышка (миниатюры 7,8,12), звездного неба, звезды (миниатюры 1,5,9,10), деревенской избы и деревенской печи (миниатюры 4,6, 11, 14,18).
Эти образы являются традиционными в творчестве Н.И. Тряпкина.
Терехина Н.В., преподаватель Старицкого колледжа.
Рекомендуем посмотреть:
Валентина Прокофьева о Старицком крае
Родной город в лирике Галины Филипповой
Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился»
Крестьянская семья в творчестве Тряпкина