Образ лирического героя цикла Н.И. Тряпкина «Журавлиная цепочка лет»
Одним из лучших произведений Н.И. Тряпкина является цикл лиро-эпических миниатюр «Журавлиная цепочка лет». Каждая миниатюра представляет собой сплав лирического и эпического начала, рассказывает об историческом событии и передает эмоциональное отношение к этому событию.
Несомненно, важнейшим объединяющим элементом миниатюр цикла является образ лирического героя.
Лирический герой – плоть от плоти народа. Он не мыслит свою судьбу отдельно от судьбы страны, ощущает себя частью русского мира. Он причастен к глобальным историческим событиям, происходящим в государстве, вместе с народом переживает невзгоды военного времени, разрухи, самоотверженно трудится, восстанавливая народное хозяйство. Он радуется первому полету человека в космос, достижениям технического прогресса, переживает предательство Чешской весны, тревожится о судьбах планеты и человечества… Все события, происходящие в государстве, даны через призму его восприятия.
С большим уважением он говорит о принадлежности к крестьянскому роду: «Я свято чту фамильное родство // И души предков грею у печурки…» (миниатюра 14).
«Души предков» оживают в цикле благодаря воссозданию дорогого Тряпкину
мира патриархальной деревни начала двадцатого века из далекого детства. Материальным и духовным центром этого мира была изба – храм семьи, любви, основ человеческого существования, начало начал. Поэтому автор использует сквозные образы крестьянской избы («Хаты в житных щитах, как извозчики в рыжих тулупах…» (миниатюра 4), «Исправим печь. И встретим холода…» (миниатюра 11), «И потому в пристанище моем // Всегда готова свежая солома…», «И закопается изба // В такие пышные сугробы!... И запоет веретено // Из-под скворечного радара…» (миниатюра 18)). «Житные щиты», «солома»- детали не случайны. Автор помнит, как во времена его детства в деревне Саблино обкладывали свежей соломой избу на зиму. Эти детали являются сквозными для многих стихотворений Тряпкина.
«Дом» для героя – это не только изба в родной деревне, но и мир в целом, Вселенная, частью которой он себя ощущает, наряду с морем, солнцем, тишиной, «звездными засевками», «озорными стригунами».
Лирический герой не только утверждает систему традиционных нравственных ценностей, которые являются духовной основой существования русского человека, но и заботится о сохранении этой системы, оставляет ее потомкам как завещание: «Доброе дело –крепко, // Доброе дело – навек. // Добрым горбом не кайся, // Доброй стезей не кори. // Доброе все переможет, // Доброе все перетрет… Добрый урок народа // Не забывай, мой сын…» (миниатюра 17). Герой переживает утрату этих основ многими людьми в конце века: «А земля запропала в кромешном дыму - // И себя не найдем…» (миниатюра 23).
Важнейшей составляющей жизни героя является творчество. Творчество –это непростое дело, сопряженное с трудностями, муками поисков, внутренней напряженностью, преодолением себя, поэтому он называет Музу необычно: «О строф моих ночная доможилка - // Моя косноязычная тоска!...» (миниатюра 3). Вслед за классиками, Тряпкин приравнивает труд поэта к труду крестьянина, поэтому тема поэтического творчества определяется в третьей миниатюре после строф о войне и начале возрождения страны. Так же, как важен труд простых людей, рабочих и крестьян, важен и труд поэта, и автор счастлив, созидая новые «песни» «…целую бьющее колено // За все ночные таинства строки…».
Себя герой называет Гесиодом, определяет темы своего творчества в миниатюре 24, там же говорит о тесной связи своих произведений со «скудным миром» : «Знаю только одно: что без этого скудного мира // просто нету меня – пропаду, испарюсь, не ищи. // Отними это все – и умрет моя бедная лира, // Замолчат мои песни, и душу покроют хвощи…»
В миниатюре 20 автор, вслед за А.С. Пушкиным и другими классиками,
утверждает мысль о том, что предметом поэзии должен быть весь огромный мир, что поэт должен быть открыт этому миру, проникать в него всеми органами чувств, всей душой, мечтает проникнуть в его тайны и рассказать о них людям: «Хочу быть неглухим, хочу быть вечно зрячим. // Пребудьте же во мне! И распахните сень…»
Двадцать пятая, последняя миниатюра цикла тоже посвящена теме поэзии. Герой высказывает свое мнение по поводу спора о первичности формы или содержания, говорит о сущности поэзии, о высоком предназначении поэта, о поэтическом даре, о таинстве творчества. Здесь же определяется и его отношение к поэзии как божественному началу, некоему таинству. А поэт – человек, который творит это таинство наедине с Богом, является проводником Божьего слова: «Достойная поэзия - // Не рифма и не слог, // А только жажда истины // И сто путей-дорог. // Достойная поэзия // Не знает средних мест: // Она - иль ноша крестная, Иль сам голгофский крест…».
Несомненно, скрепляет миниатюры в единое целое и одинаковая структура каждого произведения: все миниатюры состоят из двух частей, двух строф, небольшие по объему, что позволяет воплощать контрапунктно эпический сюжет и динамично лирические переживания героя, составляющие основу лирического сюжета. Миниатюры- как маленькие звенья, соединенные в одну цепочку цикла.
Таким образом, можно утверждать, что произведение «Журавлиная цепочка лет» Н.И. Тряпкина действительно относится к жанру лиро-эпического цикла миниатюр.
Терехина Н.В., преподаватель Старицкого колледжа
Рекомендуем посмотреть:
Валентина Прокофьева о Старицком крае
Родной город в лирике Галины Филипповой
Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился»
Крестьянская семья в творчестве Тряпкина