Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Традиции народной эпической песни в лирике Тряпкина

Традиции народной эпической песни в лирике Н.И. Тряпкина
Поэзия Н.И. Тряпкина тесно связана с фольклором. Можно говорить о традиции русской народной песни, сказки, легенды и других жанров в творчестве нашего земляка. Сам Тряпкин называл себя «гусельником», «песельником». Близость его лирики к творчеству русского народа обусловлена рядом обстоятельств.
Как известно, Тряпкин родился в 1918 году и до 12 лет жил в тверской глубинке – деревне Саблино Старицкого уезда. Сначала в доме деда, пока отец сражался на фронтах Гражданской войны. Потом у молодой семьи появилась своя изба, в которой проживали отец, мать, маленький Коля и бабушка Настасья. И дед Филипп, и бабушка Настасья, и бабушка Марина любили петь, знали много самых разных песен, частушек. «Балагуром» и «балалаечником» называли и отца Ивана Филипповича. Ни одно застолье не обходилось без песен: лирических, задушевных, веселых, плясовых. Народная поэзия оставила глубокий след в душе ребенка.
Наверное, поэтому многие стихи Николая Ивановича необыкновенно музыкальны.
Близость к фольклору нашла отражение уже в названиях: «Песнь о хлебе», «Песнь о зимнем очаге», «Песня о горячем камне», «Песни великих дождей», «Песня» (Под Москвою»), «Песня («Кабы мне цветок да с того лужка»), «Песнь о хождении в край Палестинский», «Песнь песней», «Старинные песни», «Песнь о зеленых ростках», «Курильская песня», «Запев», «Допою свои песни земные», «Песня» («Ничего мне не надо от жизни моей»), «Песнь о великом странствии», «Песнь о российском храме», «Песенка моего друга», «Песенка Ивана Заблудшего», «Песенка о сорок втором годе», «Песня о фонаре «Летучая мышь», «Вербная песня» и другие.
Среди них есть стихи, которые напоминают эпические песни («Песнь о хлебе», «Песнь о великом нересте», лирические («Песня («Кабы мне цветок да с того лужка»)), веселые, плясовые («Песня о горячем камне»).
Эпические песни, в которых отражаются события и исторические или социальные явления, факты, важные для народа, звучат торжественно: в них, например, может воспеваться «вдохновенный труд» на благо страны. Темой стихотворения «Песнь о великом нересте» является лов поморами семги. Нерест семги изображается как глобальное явление стихии, как некий гигантский поток « семужьих орд», пробивающийся к заветному месту зарождения новой жизни. В этом священном действе принимают участие космические силы, силы природы: «Заворачивал с моря долгожданный ветрюга…», «И земля колотилась, как в начале творенья, // закипала вода…» Действующими лицами являются и «застывшие кометы», и «Полярный круг», и «Полуночные горы». Для того, чтобы передать значительность события, автор использует сравнение «И созвездья, как нерест, заполняли все своды // У неведомых шхун», метафору: «И летел уже Месяц в закипевшие воды - // Изостренный гарпун…». Стремительное, непреодолимое движение нерестующейся рыбы ставится в один ряд со стихиями ветра, воды, космоса.
В предлагаемых обстоятельствах рыбаки – поморы выглядят богатырями, способными укротить разбушевавшуюся стихию: «Заработали весла, изготовились руки, // Замахнув гарпуны. // И всю ночь раздавались бесподобные стуки // Из речной глубины…».
Традиционными для народных песен в этом стихотворении являются лексические повторы, анафора «Августовские ночи», «Это было», «Это будет».
Сближает с народной песней и ритмика стиха: произведение написано четырехстопным анапестом с пиррихем в чередовании с двустопным анапестом.
Как и во многих других стихотворениях Тряпкина активно используется звукопись: обилие ассонансов придает напевность звучанию («ЗавОрАчивал вЕтер. И гудЕли затвОры // У ПечОрских вОрОт. // И зАплЮхАлАсь ПИжмА. И скАзАли пОмОры: // ЭтО сЕмга идЕт…», «А над мИром сИялИ Полуночные гОры // В полунОчнОм венцЕ…». Благодаря звуковым образам не только создается напевность, мелодия стихотворных строк, но и передается напряженность движения, борьбы стихий.
В произведении «Песнь о хлебе» рассказывается о посевной в колхозе как о великом событии для страны, народа.
Стихотворение имеет ослабленный сюжет. Событийный план оформлен пунктирно: в произведении упоминается о начале сева, будущей жатве, работе металлургов и машиностроителей для полеводов («Будет смел и высок ее хлеб на полях золотых. // Мы сготовим ему попросторней, чем наша, квартиру - // Из больших закромов и хранилищ на пунктах ссыпных…», « Мы посадим его на такие, товарищ, телеги, // Что железо теперь для них сотни куют городов…»).
Лейтмотив песни , пения воплощается здесь через образы гармони, баяна, гармониста, певца. Музыка гармониста сливается с музыкой пространства, космоса: «Пригодятся баяну игрой проводов большаки…», «Ты прислушайся, друг: чу, вдали телеграфные струны!», «Разгорается высь, наливаясь ядреной синью. // Это первый сигнал гармонистам расправить меха…».
Об идейном замысле стихотворения автор заявляет сам: «Не зевай же, певец! Величай эту девушку мира. // Будет смел и высок ее хлеб на полях золотых…». Автор воспевает всеобщий трудовой подвиг многих людей, благодаря которому куется победа в борьбе за урожай.
Обилие ассонансов, плавный, торжественный, неторопливый ритм четырехстопного ямба с пиррихиями сближает стихотворение с народной эпической песней.
Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа

Рекомендуем посмотреть:

Валентина Прокофьева о Старицком крае Родной город в лирике Галины Филипповой Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился» Крестьянская семья в творчестве Тряпкина
Традиции лирической песни в творчестве Тряпкина | Интерпретация стихотворения Тряпкина «Серьгов день»
Опубликовано: 346 дней назад (21 мая 2023)
Просмотров: 226
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!