Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи Составление загадок про Котенка»
Занятие будет полезно педагогам, которые используют в своей работе ТРИЗ, а также педагогам, работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: формирование умения составлять сравнительно – описательные загадки про котенка, используя модели ТРИЗ, с помощью воспитателя.
Задачи:
1. Формировать у детей первоначальные навыки рассматривания сюжетной картины.
2. Упражнять в умении подбирать слова - признаки и слова – действия к заданному предмету.
3. Закрепить в речи навык практического употребления предлогов «как», «но».
4. Развивать словесно-логическое мышление через отгадывание и составление загадок.
5. Воспитывать у детей умение слушать друг друга, оказывать помощь другу в поисках слов.
Оборудование: магнитная доска, сюжетная картина «Кошка Мурка со своими котятами», маркер для зарисовки опорных картинок при составлении загадки.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня я хочу поздороваться с вами по- разному. Давайте попробуем?
«Доброе утро, ребята!»
Дети: Здравствуйте! Мы рады вас видеть! Привет! Как поживаете!
Воспитатель: Предлагаю вам настроиться на работу, для этого выполним гимнастику.
1. Дыхательная гимнастика: «Кошка засыпает», «Ежик сердится», «Волчонок»
2. Пальчиковая гимнастика: «Лиса», «Довольна корова своими телятами….»
Воспитатель: Ребята послушайте, о ком я говорю?
У порога плачет.
Коготки прячет.
Тихо в комнату войдет.
Замурлычет, запоет!
Дети: Вы говорите о кошке!!!
Воспитатель: Совершенно верно, я не только говорю о ней, но и сейчас покажу вам эту кошку.
(Демонстрируется картина «Кошка Мурка с котятами»)
Воспитатель: Познакомьтесь с нашими героями. Это кошка Мурка и ее детеныши. Кого вы видите на картине?
(Рассматривание картины по вопросам).
Дети: Я вижу на картинке кошку с котятами.
Воспитатель: Сколько котят у нашей кошки?
Дети: У кошки три котенка.
Воспитатель: Одинаковые котята или нет? Чем они отличаются?
Дети: У котят разный окрас.
Воспитатель: Какие котята?.
Дети: Маленькие, пушистые, милые, шустрые, смешные, непослушные, разноцветные, игривые, толстенькие.
Воспитатель: Что котята делают?
Дети: Играют, бегают, ловят, шалят, прыгают, мяукают, лижут, кусают, царапают.
Воспитатель: А чем на картине занимается мама кошка? Что она делает?
Дети: Мама моет, облизывает, гладит, обнимает, кормит, учит своих котят.
Воспитатель: Кажется и нам с вами пора отдохнуть и немного пошалить.
Динамическая пауза «Мы веселые ребята!»
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три — лови!..
Воспитатель: Ребята, а хотите сегодня попробовать сами придумать загадки про котенка и вечером загадать эти загадки своим мамам и папам. Мы с вами никогда еще не сочиняли загадки. Поэтому я вам немного буду помогать. Ну, что, готовы попробовать?
Дети: Да, мы хотим.
Модель № 1 «Какой? Что бывает таким же?»
Воспитатель: Посмотрите на этого котенка и назовите три самых красивых слова. Какой он?
Дети: Рыжий, пушистый, смешной.
(Воспитатель в левой части доски схематично фиксирует символами каждое предложенное слово).
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, посмотрим вокруг и вспомним, какие предметы вокруг нас бывают рыжими, или по – другому оранжевыми.
Дети: Апельсин, морковка, осенний листик, мандарин
(Воспитатель в правой части доски напротив слова «Рыжий» символами фиксирует все подобранные слова, помечая самый удачный выбор детей).
Воспитатель: Вы сказали, что котенок пушистый. А что еще бывает пушистым?
Дети: Подушка, шарфик, шапка, варежки.
(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Пушистый» все подобранные слова).
Воспитатель: И еще высказали, что котенок смешной. А что еще бывает смешным?
Дети: Клоун, песенка, мультфильм.
(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Смешной» все подобранные слова).
Воспитатель: А теперь с помощью маленьких слов – помощников мы с вами сочиним загадку про котенка. Я начинаю фразу, а вы мне помогаете с помощью наших картинок.
Загадка: Рыжий, как морковка, пушистый, как шапка, смешной, но не клоун! Кто это?
Совместное проговаривание загадки дважды.
Модель № 2 «Что делает? Кто делает так же?»
Воспитатель: Посмотрите на этого котенка и назовите три самых красивых слова. Что делает котенок?
Дети: Шалит, прыгает, царапается.
(Воспитатель в левой части доски схематично фиксирует символами каждое предложенное слово).
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, посмотрим вокруг и вспомним, кто еще может шалить?
Дети: Маленькие дети,
(Воспитатель в правой части доски напротив слова «Шалит» символами фиксирует все подобранные слова).
Воспитатель: Вы сказали, что котенок прыгает. А кто или что еще могут прыгать?
Дети: Попрыгунчик, мячик, воздушный шарик.
(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Прыгать» все подобранные слова).
Воспитатель: И еще высказали, что котенок царапается. А кто еще может царапаться?
Дети: Попугай, ежик, щенок.
(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Царапается» все подобранные слова).
Воспитатель: А теперь с помощью маленьких слов – помощников мы с вами сочиним еще одну загадку про котенка. Я начинаю фразу, а вы мне помогаете с помощью наших картинок.
Загадка: шалит, как маленький ребенок, прыгает, как мячик, царапается, но не ежик! Кто это?
Совместное проговаривание загадки дважды.
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У нас получились отличные загадки. Вам было сложно составлять загадки? Что вызвало затруднения?
Дети: Мне было сложно подбирать разные слова.
Мне было сложно запомнить слова.
Воспитатель: Все справились с заданием. Не забудьте их загадать мамам и папам. Но отгадку не подсказывайте! Спасибо за занятие!
Рекомендуем посмотреть:
НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима
НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели
Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича
Похожие статьи:
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект подгруппового занятия в средней группе детей с ЗПР