Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Основные направления стратегии развития системы дополнительного образования детей

Основные направления стратегии развития системы дополнительного образования детей в ЦЭВ
Автор: Придиус Наталья Викторовна,
Должность: Директор, методист
Место работы: ГБУ ДО ЦЭВ «Центр на Брянцева», г. Санкт-Петербург
Описание: опыт работы учреждения
Направление 1. Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей.
Доступность дополнительного образования детей - неотъемлемая часть и важный фактор обеспечения социальной целостности и стабильности. Для обеспечения государственных гарантий доступности этого вида образования необходимо сохранить приоритет его бесплатности, равного доступа всех детей к дополнительному образованию. Предназначение системы дополнительного образования - быть привлекательной и востребованной для населения. Его можно выполнить, только обеспечивая многообразие видов
деятельности, мобильно реагируя на запросы потенциальных заказчиков. Предстоит расширить возможности получения дополнительного образования детьми социально-уязвимых групп населения: выходцами из социально неблагополучных и малообеспеченных слоев, мигрантами, сиротами и оставшимися без попечения родителей, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях. Дополнительные образовательные программы должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они должны отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.
Задача 1. Создание условий для обеспечения доступности дополнительного образовать детей.
Ожидаемый результат: доступность дополнительного образования для всех категорий' детей в районе и микрорайоне.
Способы решения задачи:
выявление наиболее типичных проблем доступности дополнительного образования детей.
разработка и реализация системы мер по обеспечению ресурсного потенциала через развитие системы платных образовательных услуг по всем направлениям деятельности учреждения
привлечение внимания администрации района, общественности и средств информации к проблемам дополнительного образования детей
создание условий для свободного выбора каждым ребёнком направления и вида деятельности, профиля программы и времени её освоения
Показатели результативности:
соотношение выявленных и решенных проблем доступности дополнительного образования детей ;
доля детей социально-уязвимых групп населения, включенных в систему дополнительного образования;
доля социальных партнеров по решению проблем доступности дополнительного образования детей .
Задача 2. Разработка и реализация программ дополнительного образования, отвечающих запросам различных категорий детей и их родителей.
Ожидаемый результат: востребованность населением реализуемых программ дополнительного образования детей и удовлетворенность их спектром.
Способы решения задачи:
изучение интересов и потребностей юных горожан в дополнительном образовании детей;
выявление социального заказа общества, родителей, детей к характеру и качеству педагогических услуг, реализуемых в системе дополнительного образования детей;
расширение спектра программ практической направленности и обеспечивающих успех в деловой жизни для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся;
разработка и реализация программ дополнительного образования, привлекательных для обучающихся среднего и старшего возраста и обеспечивающих их занятость в свободное от учебы время во второй половине дня;
создание условий для вовлечения в систему дополнительного образования детей и подростков, относящихся к числу социально неблагополучных, детей «группы риска»;
разработка образовательных программ с учетом национальных культур и создание условий для вовлечения в систему дополнительного образования детей из семей мигрантов
Показатели результативности:
наличие системы выявления запроса населения на услуги в системе дополнительного образования;
доля (количество) программ дополнительного образования, привлекательных для большего числа обучающихся среднего и старшего возраста (соотношение количества программ и количества детей старшего возраста);
- доля (охват) детей и подростков, относящихся к числу социально неблагополучных, детей «группы риска», занимающихся в системе дополнительного образования.
Направление 2. Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей.
Для наиболее полного удовлетворения социальных и образовательных запросов петербуржцев необходимо постоянно повышать качество дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных, благоприятных для развития личности условиях. Это требует не только постоянного совершенствования образовательного процесса, но и его существенного обновления в соответствии с социокультурным, экономическим и политическим развитием Санкт-Петербурга, России, с изменениями, происходящими в мире, а также развитием теории и практики дополнительного образования детей. Качество образовательных услуг (качество дополнительных образовательных программ, качество уровня их реализации, качество результата) и качество обслуживания (качество образовательного взаимодействия педагогов дополнительного образования и обучающихся, характера общения и отношений, благоприятной среды) создают авторитет в социуме, вызывают у ребенка желание получать дополнительное образование, а у родителей поддерживать его деятельность.
Задача 1. Обновление образовательного процесса.
Ожидаемый результат: новое качество образовательного процесса.
Способы решения задачи:
активное освоение и использование инновационных педагогических идей для совершенствования содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей с учетом их возраста, особенностей социокультурного окружения;
интеграция основного и дополнительного образования детей;
использование разнообразных форм организации деятельности детей в ЦЭВ;
создание условий для разработки и реализации досуговых программ, направленных на формирование празднично-игровой культуры детей и подростков;
создание условий для профессионального самоопределения подростков, организации их профессиональных проб в предпрофильном и профильном обучении;
разработка новой системы оценки качества образования (аттестации) в системе дополнительного образования детей на основе компетентностного подхода;
Показатели результативности:
доля воспитанников, обучающихся в системе дополнительного образования в соответствии с современными требованиями;
доля педагогов дополнительного образования, работающих в соответствии с современными требованиями;
наличие новой системы оценки качества образования в системе дополнительного образования на основе компетентностного подхода;
динамика количества педагогов дополнительного образования, прошедших повышение квалификации по проблемам современной организации образовательного процесса
доля педагогов дополнительного образования, использующих новые образовательные технологии.

Условия решения поставленных задач:
1. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников:
- расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами детей и родителей;
- разработка программ, направленных на социальное, творческое развитие воспитанников (социально-педагогические, художественно-эстетические, спортивные, научно-технические);
- разработка единой программы взаимодействия с социокультурной средой в сфере образовательной и досуговой деятельности детей.
2. Формирование и развитие коллектива единомышленников:
- организовать взаимодействие между детскими объединениями через разработку и реализацию целевых программ и проектов;
- поддерживать и развивать традиции ЦЭВ.
3. Модернизация управления:
- организовать действенную рекламную работу по формированию позитивного имиджа ЦЭВ;
- стимулировать участие сотрудников и воспитанников в мероприятиях в рамках городских проектов;
- создать комплекс методических средств по проектированию, управлению, анализу образовательного процесса в учреждении;
- создание единой системы образовательного и воспитательного пространства.
4.Принципы организации образовательной среды.
Основные ценности образовательного процесса в ЦЭВ:
- реализация идей гуманизации образования;
- стремление к высокой психологической комфортности для всех участников воспитательного процесса;
- открытость, доверие, уважение друг к другу;
- свобода творчества;
- стремление к обеспечению личностного и профессионального развития воспитанника и его успешной социальной адаптации в дальнейшем.
5. Основные принципы организации развивающей образовательной среды в ЦЭВ:
- открытость;
- вариативность;
- адаптивность;
- партнерство.

Принцип открытости относим как к процессу образования, обращенному к достижениям мировой и отечественной культуры, так и к организации взаимодействия ЦЭВ с социокультурной средой.
Принцип вариативности обеспечивает выбор индивидуального развивающегося маршрута образования, предполагает признание объективного многообразия дополнительного образования как системы инновационных технологий и реализацию этого многообразия в действительности: разработку различных вариантов образовательных программ, образовательных модулей, дифференцированных в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей.

Ступенчатый механизм роста и развития воспитанников ЦЭВ строится на реализации образовательных программ дополнительного образования детей и оказании дополнительных образовательных услуг по пяти основным направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, культурологическое, научно-техническое. В учреждении планируется реализация следующих образовательных программ по направленностям:

Табл. 1

Основываясь на направления деятельности учреждения, необходимо произвести инновационные преобразования до 2015 года:
- Организационно – методическое обеспечение образовательного процесса;
- Организационно – технологическое обеспечение;
- Финансово – экономическое обеспечение;
- Материально – техническое обеспечение.
Основные направления:
Табл. 2
Задача 2: Совершенствование информационного сопровождения образовательного процесса.
Ожидаемый результат: система информационного сопровождения образовательного процесса.
Важно обратить внимание:
- на вовлечение в инновационный процесс, пока еще пассивных участников-родителей и учащихся
- на организацию деятельности в соответствии с потребностями системы, а не только с личными интересами учреждения
- на обеспечение оценки эффективности проводимой инновационной деятельности
- на оптимизацию механизмов контроля и своевременной коррекции инновационной деятельности учреждения
- на формирования механизмов публичной оценки и широкого распространения продуктов инновационной деятельности
- на совершенствование информационной инфраструктуры дополнительного образования, позволяющей достигать новое качество образования.
на активное использование новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей;
на создание современной системы информирования населения о возможностях их участия в освоении программ дополнительного образования детей;
на создание и обеспечение работы сайта учреждения (ЦЭВ)

Показатели результативности:
количество компьютеров на одного педагога дополнительного образования и на одного ребенка;
степень загруженности компьютерных классов;
количество педагогов дополнительного образования, использующих информационные технологии;
наличие учебно-методических разработок и лицензионных технологий.
Наличие действующего сайта учреждения.

Методическое сопровождение.
Методическое сопровождение направлено на развитие творческого потенциала педагогов, обеспечение высокого качества и глубины содержания учебно – воспитательного процесса ЦЭВ.

Методическое сопровождение осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
- Методическое обеспечение образовательного процесса ЦЭВ;
- Методическое сопровождение педагогических кадров ЦЭВ;
- Организация работы методического кабинета;
- Участие в городских мероприятиях;
- Участие в работе городского методического объединения по согласованному исследованию;
- Методическое сопровождение педагогических кадров ЦЭВ.
Методическое сопровождение ЦЭВ направлено на обновление содержания, повышение профессионального мастерства, оказание методической помощи педагогическим кадрам. В своей деятельности методисты опираются на научные разработки ведущих ученых Санкт – Петербурга и России, используют опыт зарубежных коллег. Прочные связи, установившиеся с кафедрами социального творчества, андрогогики и управления.

Роль методической службы состоит в реализации следующих функций методической деятельности:
Аналитическая
- анализ условий организации учебно – воспитательного процесса с точки зрения программно – методического обеспечения в ЦЭВ;
- проблемно – ориентированный анализ методической деятельности отдельных педагогов, отделов и учреждения в целом.
Планово – прогностическая
- выбор реальных целей, разработка программ для их достижения в отделах и учреждении в целом.
Проектировочная
Разработка содержания и создание различных проектов деятельности учреждения:
- программы развития учреждения и его отделов;
- образовательных и досуговых программ;
- нормативных документов, обеспечивающих функционирование учреждения;
- проектировка наиболее продуктивных методов и приемов обучения.

Информационная
Создание информационного поля:
- выпуск информационных бюллетеней, организация тематических выставок;
- создание библиографии учебно – методической литературы на различных носителях, банка различного типа программ.

Организационно – координационная
- организация системы повышения квалификации педагогических работников;
- организация системы внешних связей ЦЭВ, необходимых для успешной работы учреждения.

Обучающая
Организация системы повышения квалификации педагогических кадров через:
- обучающие семинары – практикумы;
- творческие мастерские;
- мастер – классы;
- системы открытых занятий;
- участие в научно – практических конференциях, методических выставках.
Разработка методических рекомендаций для педагогов по организации учебно – воспитательного процесса, создание рациональных форм планирования и контроля полученных результатов (совместно с учебной частью ЦЭВ), по проведению творческих массовых мероприятий, системы диагностики результативности, выявление, описание, обобщение и трансляция педагогического опыта; консультативная помощь педагогам разных направлений.

Редакционно - издательская
- редактирование программ, методических пособий, результатов исследований, статей;
- консультативная помощь в описании педагогического опыта и методических разработок;
- издание методической литературы;
- установления связей и взаимодействия со средствами массовой информации.
Методическое сопровождение педагогических кадров ЦЭВ.
На сегодняшний день сформирована система работы с педагогическими кадрами. Традиционными формами работы отдела являются обучающие семинары, педагогические мастерские, групповые и индивидуальные консультации, тематика которых соответствует новым тенденциям развития дополнительного образования:
- «Разработка образовательной программы»;
- «Создание и обновление учебно – методического комплекса»;
- «Разработка и внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс».
Разнообразные формы работы способствуют повышению профессионального мастерства педагогов.
За последний год, надо отметить, существенный рост подписных изданий, что дает возможность иметь новые источники информации.
Развитие методического кабинета.
Методический кабинет сегодня – это, прежде всего, информационный и консультативный центр. Главные – педагоги, поэтому необходимо максимально приблизить полезную информацию и сделать ее удобной в использовании. Эффективной формой работы, бесспорно, считаются методические выставки, которые являются наглядной демонстрацией специальной литературы, периодики и методических разработок по определенной теме.
В методическом кабинете сосредоточить:
- фонд учебно – методической литературы;
- фонд аудио – и видеозаписей;
- банк нормативно – правовой документации;
- банк образовательных программ по направленностям образовательной деятельности;
- банк методических разработок;
- подписные издания.
Ожидаемый результат методического сопровождения
- новизна;
- достаточная степень апробации;
- практическая значимость;
- технологичность;
- востребованность;
- возможность использования в массовой практике;
1. Создание современных механизмов (форм) методического сопровождения учебно – воспитательного процесса (для педагогов ЦЭВ и воспитанников).
2. Разработка и реализация среднесрочных и долгосрочных комплексных программ в учреждении.
3. Создание виртуальной библиотеки учебно – методической литературы для педагогов ЦЭВ, включающей научную, учебно – методическую, справочную литературу и периодические издания.

Направление 3. Консолидация усилий общественных организаций и бизнес-сообщества для развития учреждения
Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе. Развитие межведомственного сотрудничества необходимо для обеспечения доступного и качественного образования, необходимого для формирования конкурентоспособности молодых людей в условиях рыночной экономики. Однако затраты государственных бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей не могут обеспечить решение этой задачи. Поэтому необходимо привлечение дополнительных средств. Нужно активнее привлекать ресурсные возможности бизнес-сообщества.
Задача 1. Сохранение межведомственного характера системы дополнительного образования детей.
Ожидаемый результат: устойчивые связи между органами государственной исполнительной власти, учреждениями и организациями, бизнес-сообществом. Способы решения задачи:
- вовлечение родителей и широких кругов общественности в творческую деятельность с детьми на базе ЦЭВ;
- создание динамичной системы связей и взаимодействий между разнообразными учреждениями, реализующими программы дополнительного образования детей;
- создание межведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров.

Показатели результативности:
- динамика заключенных договоров о сотрудничестве в области воспитания и творческого развития личности ребенка;
- доля программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, реализуемых на межведомственной основе.

Направление 4. Совершенствование ресурсного потенциала ЦЭВ
Развитие ЦЭВ зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, научного, программно-методического, материально - технического характера. В реальной практике развитие требует выделения специальных средств, которые обеспечивают решение названных групп задач этого вида образования. Успешность развития учреждения определяется возможностью мобилизации всех видов ресурсов и обеспечения их целевого использования в интересах детей. При этом обеспечиваться должны только реалистичные предложения, учитывающие состояние федерального и региональных бюджетов, ситуацию в конкретный момент времени. Следует использовать наиболее эффективные пути расходования средств, выделяемых на развитие ЦЭВ.
Задача 1. Развитие механизмов финансирования ЦЭВ.
Ожидаемый результат: рациональное финансирование учреждения на основе установленных региональных нормативов и хозрасчетной деятельности учреждения
Способы решения задачи:
- разработка социально-экономических мер нормативного правового регулирования привлечения внебюджетных средств ЦЭВ
- подготовка предложений об обеспечении ЦЭВ необходимым оборудованием: техникой, аппаратурой, инструментами и др.
материалами);
- разработка нормативов финансирования, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала условиях
Показатели результативности:
наличие нормативных документов, обеспечивающих рациональное финансирование ЦЭВ:
- доля увеличения привлеченных внебюджетных средств;
- для обеспечения ЦЭВ необходимым оборудованием;
- для сохранения и развития кадрового потенциала ЦЭВ
Задача 2. Создание условий для развития профессиональной компетентности кадров, работающих в системе дополнительного образования
Ожидаемый результат: обеспечение системы дополнительного образования детей квалифицированными кадрами

Способы решения задачи:
- привлечение в ЦЭВ работников учреждений культуры, спорта, творческих, общественных, ветеранских организаций, родительской общественности;
- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, основанной на компетентностном подходе;
- развитие сетевого взаимодействия структур, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров системы дополнительного образования детей;
- планирование в бюджетах всех уровней финансовых средств на повышение квалификации педагогических работников системы дополнительного образования детей;
- стимулирование включения педагогов ЦЭВ в научную работу, поступление в магистратуру и аспирантуру;
- обучение руководящего состава ЦЭВ современным технологиям управления;
- создание резерва потенциальных кандидатов на руководящие должности в ЦЭВ.

Показатели результативности:
- наличие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, основанной на компетентностном подходе;
- динамика доли финансовых средств на повышение квалификации педагогических работников ЦЭВ
доля педагогов ЦЭВ, поступивших в магистратуру, аспирантуру;
- доля привлеченных из других сфер кадров в ЦЭВ;
- обучение руководящего состава ЦЭВ современным технологиям управления;
- доля руководящих и педагогических работников ЦЭВ, включенных в повышение квалификации.
Задача3. Формирование эффективных экономических отношений ЦЭВ
Ожидаемый результат: эффективные экономические отношения в ЦЭВ Способы решения задачи:
- совершенствование методики расчёта нормативного финансирования и материально- технического обеспечения с учётом направленности программ ЦЭВ, широкое использование рекомендаций в практике работы;
- выделение целевых средств на приобретение материалов, инструментов, компьютерного оборудования, снаряжения;
- разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования педагогических и руководящих работников ЦЭВ, добившихся высоких результатов в своей работе;
- активное привлечение к сотрудничеству бизнес - структур.
Показатели результативности:
- исполнение бюджета ЦЭВ
- освоение привлеченных средств в учреждении
- доля бизнес - структур, привлеченных к сотрудничеству
- динамика награжденных педагогических и руководящих работников по высоким результатам своей работы;
Скачать Основные направления стратегии развития системы дополнительного образования детей в ЦЭВ

Рекомендуем посмотреть:

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования Конспект занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп
Использование педагогических технологий в педагогической практике педагога дополнительного образования | Инновационная и экспериментально-исследовательская работа в дополнительном образовании
Опубликовано: 1621 день назад (27 ноября 2019)
Просмотров: 6660
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!