Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок литературного чтения в 1 классе "Русский алфавит"

Урок-практикум для 1 класса по теме "Русский алфавит"
Класс и возраст учеников: 1 класс, 7-8 лет.
Учебники: Литературное чтение В.Г. Горецкого «Азбука », учебник для 1-го класса 1 часть УМК «Школа России».
Тема: Русский алфавит
Тип урока: первичное закрепления новых знаний
Форма урока: урок-практикум
Цель деятельности учителя: формировать представления об алфавите, как группе букв, расположенной в установленном порядке;
Задачи: совершенствовать умение запоминать название и последовательность букв русского алфавита;
- формировать умение пользоваться алфавитом;
- развивать фонематический слух, речь;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические - построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формировать умение работать в паре и группе;
формировать умение слушать и понимать других.
Предметные: запоминать название и последовательность букв русского алфавита; учиться располагать слова в алфавитном порядке; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
Межпредметные связи
окружающий мир, математика, литературное чтение, русский язык, история.

Этапы урока
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Определение темы урока и постановка цели урока 4 мин.
3. Основной этап 30 мин.

1. Актуализация знаний 8 мин.
2. Физкультминутка 2 мин.
3. Работа со стихотворением «Господин учитель Жук» 10 мин.
4. Физкультминутка с использованием гимнастики для глаз 2 мин.
5. Работа со стихотворением «Ты эти буквы заучи» 8 мин.
4. Рефлексия 1 мин.
5. Итоги урока 3 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
- Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши.
- Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?
(Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)
Итак, мы начинаем наш урок.

II. Определение темы урока и постановка цели урока.
- Чем мы пополним, сегодня, копилку наших знаний вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё ...(алфавит)
- Определите тему урока?
Посмотрите тексты «Господин учитель Жук» (с.78-79) и «Ты эти буквы заучи» (с.82), ленту букв над доской и скажите - чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какая задача нашего урока?
Познакомиться с русским алфавитом и его значением для человека, сравнивать расположение букв в алфавите и на ленте букв, читать стихотворения об алфавите.

III. Основной этап.
1. Актуализация знаний
Алфавит.

Звучит мелодия песни об алфавите, на экране появляется алфавит из электронного приложения к «Азбуке».
_ А вы знаете, что русский алфавит называется кириллицей, им пользуются все народы России, а также болгары, сербы. Буквы в русском алфавите расположены в определённом порядке, который надо будет выучить наизусть. Знать его нужно обязательно, потому что словари всех типов построены по алфавитному принципу. (Показ различных видов словарей)
Давайте пропоём буквы под музыку, правильно называя буквы (звучит музыкальный алфавит с сопровождением картинок на экране).
Лента букв.

Сколько букв в русском алфавите?
Скажите, на какие зоны разбита лента букв? (Красная – гласные, синяя – согласные, белая – знаки)
Верхний ряд гласных что показывает? (твёрдость согласного звука)
Нижний ряд? (мягкость согласного звука)
Какие согласные находятся в верхнем ряду? (Звонкие)
Какие согласные находятся в нижнем ряду? (Глухие)
Зачем нам нужна лента букв? (для характеристики букв и звуков)
Совпадает ли порядок букв алфавита и ленты букв?
А зачем нам нужен алфавит? (для удобства пользования справочным материалом: словарей, энциклопедий, справочников и т.д.)

Зачем нужен алфавит?
Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.
Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

Это интересно знать.
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.
А знаете откуда появилось название АЛФАВИТ? Сейчас я вам расскажу.
Почему алфавит так назвали?

Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.
Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.

Что такое азбука, алфавит? ( Буквы, расположенные в определенном порядке).

2. Физкультминутка с использованием гимнастики для глаз.

3. Работа со стихотворением «Господин учитель Жук» (с.78-79)
О том, как учили в лесной школе азбуке, вы узнаете, прочитав стихотворение Константина Льдова «Господин учитель Жук».
(Презентация стихотворения)
Прочитайте стихотворение и подумайте, когда оно было написано – в наше время или в прошлом? (Читают по строфам умеющие читать дети, и по строкам – слабо читающие дети)
Какое слово вас натолкнуло на это? (розгой)
Кто знает, что это такое? Давайте найдём это слово в толковом словаре? Какую букву будем искать? (Р)
Чтение объяснения слова РОЗГИ по словарю.
Знаете ли вы, что такое алфавит? Назовите выделенные буквы. Обо всех ли изученных буквах идёт речь в стихотворении?
Каких букв не хватает? (Ё, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю,Я)

4. Физминутка
Ветер дует нам в лицо. (Машут руками в лицо)
Закачалось деревцо. (Руки верхи, наклоны вправо, влево)
Ветер тише, тише, тише (Приседание)
Деревцо всё выше, выше. (Поднимаются и подтягиваются на носочках)

5. Работа со стихотворением «Ты эти буквы заучи»
Перед чтением зачитывается заголовок раздела.
Со следующего урока у нас начнется послебукварный период. Это стихотворение является концовкой цикла стихотворений Самуила Яковлевича Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». После чтения, стихотворение анализируется по вопросам «Азбуки».
_ О каких ключах идет речь?
_ Какие книги вы читали сами, а какие - с родителями?

IV. Итог урока
С чем мы сегодня работали?
Для чего нужен человеку алфавит?
Давайте ещё раз повторим алфавит.

V. Рефлексия.
! ... ?
- Ребята, у вас на парте лежат 2 знака
Покажите "!" знак, если вы довольны своей работой на уроке, настроение хорошее.
Покажите "?" знак, если у вас остались вопросы, вам нужна помощь.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения, 1 класс Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе по теме: "Как хлеб на стол приш Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Чешские песенки для детей в переводе Маршака

Басни Крылова для детей 1 класса

Сказы для 1 класса

Конспект урока технологии с презентацией, 1 класс. Оригами "Собачка"
Опубликовано: 1532 дня назад (15 февраля 2020)
Просмотров: 8152
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!