Методическая разработка для организаторов летнего отдыха детей «Игровое конструирование в ДОЛ»
Автор-составитель: Рукавишников Вячеслав Игоревич, педагог-организатор МБУ ДО «ДДТ им. В.П. Чкалова.
Пояснительная записка
Предлагаемая методика конструирование новых игр была разработана и апробирована на одной из практических площадок городского фестиваля для организаторов летнего отдыха детей «Радуга лета» 31 октября 2018 года в МБУ ДО «ДДТ им. В.П. Чкалова». На площадке работали 25 педагогов – участников фестиваля, их случайным образом разбили на 5 рабочих групп и предложили в течение 40 минут разработать, а затем презентовать новую игру, используя пошаговую схему. Все группы успешно справились с заданием и представили свои разработки. Предлагаемая методика может быть использована в «Школе вожатского мастерства» при подготовке вожатых, а так же в условиях ДОЛ творческой группой педагогов или Советом лагеря (актив смены).
Актуальность
Функциональные возможности практически любой игры необычайно высоки. Однако, как показывает практика, педагоги зачастую, при использовании игры в решении определенных задач, оказываются неспособны к тому, чтобы делать игровую форму более гибкой и соответствующей конкретной педагогической задаче.
Постановка проблемы
Несмотря на то, что к сегодняшнему дню педагогической наукой и практикой разработано, многократно апробировано и усовершенствовано достаточно большое количество всевозможных игровых форм, их объем, тем не менее, ограничен.
В то же время, воспитанники постоянно «требуют» новых форм организации их деятельности. Особенно в постоянных детских (подростковых) коллективах (общественное объединение, клубный коллектив, творческая студия и т.п.).
Цель
Подобрать игровую форму, соответствующую данной педагогической или социальной ситуации.
Пути решения
Разработка новой формы игровой деятельности:
- принципиально новая игровая форма,
- оригинальная модификация уже известных игровых форм.
Продукты деятельности: новые игры, конкурсы, идеи игровых программ, сценарии ситуационно-ролевых игр, оригинальные игровые модели лагерных смен и т.п.
Теоретический материал
Игровое конструирование – вид индивидуального и коллективного, социального и педагогического творчества, ориентированного на разработку, оформление, апробацию и распространение новых форм игровой деятельности, наиболее оптимальных для осуществления в определённых организационных и психолого-педагогических условиях.
Принципы конструирования:
1) Игры не должны причинять вреда растущему человеку, а, наоборот, максимально способствовать его развитию.
2) Игры должны соответствовать целям и задачам педагогического процесса.
3) Игры должны удивлять растущего человека – они должны быть новыми и интересными для него.
4) Игры должны быть легко изменяемыми в соответствии со всем комплексом постоянно изменяющихся условий и ситуаций.
Методы конструирования:
1) Салат – создание одного целого из нескольких элементов.
2) Перевирание – игра наоборот или игра на новый лад.
3) Пятый элемент – введение в игру нового элемента, слова, действия, правила, материала.
4) Бином фантазии – новая игра конструируется по двум составляющим, не имеющим отношение друг к другу (два слова, например «барабанный бег»)
5) Изменение правил, количественных или качественных показателей игры
Типы игр:
• Познавательные;
• Развлекательные;
• Коммуникативные;
• Релаксационные.
Формы игр:
• с правилами,
• «без правил»,
• сюжетно-ролевые
• импровизированные.
Стратегическая игра – новейшее направление в мире игр
Игроку для достижения цели необходимо применять стратегическое мышление, и оно противопоставляется быстрым действиям и реакцией, которые, как правило, не обязательны для успеха в таких играх.
Стратегические игры бывают:
• абстрактные (Ataxx (англ.)русск.),
• настольные (шахматы, шашки, «Монополия»),
• с симуляцией менеджмента (M.U.L.E., Spaceward Ho! (англ.) русск.),
• другие.
Классификация стратегий:
• Пошаговые стратегии — игры, в которых игроки производят свои действия по очереди (шашки, шахматы, «Монополия»). Классика – бросают кости и ходят по количеству очков.
• В реальном времени – игроки одновременно совершают очередной ход, который затем обрабатывается Ведущим.
• Гибридные (пошаговые в реальном времени) формы.
Виды стратегий:
• Пошаговые стратегии — игры, в которых игроки производят свои действия по очереди (шашки, шахматы, «Монополия»). Классика – бросают кости и ходят по количеству очков.
• В реальном времени – игроки одновременно совершают очередной ход, который затем обрабатывается Ведущим.
• Гибридные (пошаговые в реальном времени) формы.
Модификация известных игровых форм:
• Настольная игра с игровым полем, расчерченным на клетки (шашки, шахматы)
• Настольная игра с картой, фишками и кубиками, пошаговая.
• Сюжетно-ролевая игра, где ведущий по ходу игры меняет правила (Шоу «Ипровизация)
• Квест в ограниченном пространстве – поиск ответов на вопросы.
• Подвижная игра.
Заключение
Используя изложенный выше материал, педагог или группа педагогов сможет сконструировать игру, соответствующую конкретной педагогической или социальной ситуации. Использование актуального на сегодняшний день направления – стратегическая игра, сделают её привлекательной для современных воспитанников.
Рекомендуем посмотреть:
Театрализованная игровая программа в летнем пришкольном лагере для детей 7-10 лет
Сценарий мероприятия для летнего лагеря. В мире сказок
Интеллектуальная игра для детей в летнем пришкольном лагере
Мероприятие в летнем пришкольном лагере. Сценарий: День Государственного флага Российской Федерации
Похожие статьи:
Мероприятие в летнем пришкольном лагере. Праздник Иван Купала
Театрализованное представление - концерт в лагере. Сценарий
Познавательная развлекательная программа для младших школьников
Летняя игровая программа в лагере по ОБЖ
КТД в летнем лагере. Примеры