Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 3 класса по теме «Образование слов при помощи суффиксов -очк, -ечк, -ик, -ищ, -еньк, -оньк.»
Цель: развивать умение образовывать слова с помощью суффиксов
Задачи:
Коррекционно - развивающие:
• Развивать зрительное внимание
• Развивать мышление
• Развитие пространственных представлений
• Развивать общую моторику
Образовательные:
• Актуализировать и обогащать словарный запас детей
• Пропедевтика орфографической грамотности
Воспитательные:
• Воспитывать культуру речевого общения
• формировать положительную учебную мотивацию
Оборудование: картинки с изображением животных, карта, части моста, лабиринты, музыка, карточки с суффиксами, сокровища, картинка пирата.
Ход занятия.
1.Орг. момент
Л- Ребята, здравствуйте. Готовимся к занятию. Занимаем свои места.
2.Развитие ВПФ
Занятие у нас будет необычное. Возьмите карточки. На них вы видите корабль, который должен добраться до острова. А кто обычно плавает на кораблях?
Д- Пираты.
Л- А как вы думаете, зачем пирату нужно попасть на остров?
Д- Он плывет за кладом!
Л- Верно. Сегодня мы будем искать клад! Для этого нам понадобиться карта, но она разорвана, пиратом и ее части спрятаны в конвертах. Мы сможем найти сокровища, только если соберём карту. За каждое правильно выполненное задание мы сможет получить только часть карты. Попробуем отыскать сокровища на острове?
Д- Да!
(звучит музыка)
Л- Представим что мы отправимся на остров. Но как же он называется? Вы узнаете это, когда расшифруете слово. Каждой фигуре соответствует определенная буква. (суффикс)
3. Сообщение темы занятия
Л- А как же нам доберемся до острова?
Д- По морю.
Л- Но это море не простое, а волшебное. Корабль сможет плыть по нему, если только мы назовем родственные слова.
Д- Море, морской, моряк, морячка.
Л- Чем похожи и чем отличаются это слова?
Д- Эти слова родственные, у них общий корень, но разные суффиксы.
Л- Верно. Сегодня мы с вами будем путешествовать по острову и работать с суффиксами. Посмотрим, как суффиксы помогают нам образовывать новые слова. Отступите 2 строчки вниз. Запишите число и тему занятия- суффиксы
4. Образование слов при помощи суффиксов
Л- Я вижу, впереди «ТИХАЯ ЗАВОДЬ». В тихой заводи водятся крокодилы, но нам необходимо их обойти по мостику, а пират сломали мост. Нужно его восстановить, для это необходимо ответить на вопросы.
Л- Вспомним, что такое суффикс? (это часть слова)
Л- Где стоит суффикс? (стоит после корня)
Л- Для чего он служит? (служит для образования новых слов.)
Л- Мы справились с заданием! Мы на острове. А вот и первое задание, которое мы должны выполнить, чтобы получить первый фрагмент карты.
Л- Как вы думаете, что мы можем увидеть на острове?
Д- Песок, ракушка, вода, камень, сундук, пальма, ветер.
Л- Верно. Наш остров очень маленький, поэтому и все эти предметы должны быть маленькими. Превратим их с помощью суффиксов.(суффиксы –чек, -чок, очк, -ечк прикреплены на доске, дети выходят по одному записывают образованные слова, выделяют суффикс)
Сундук-сундучок
Песок-песочек
Ракушка- ракушечка
Камень-камушек
Гора- горочка
Ветер -ветерочек
Вода-водичка
Пальма-пальмочка
Л- Какой суффикс помог нам образовать слова?
Л- Какое значение имеют слова, образованные с помощью суффиксов - очк, -еньк, -ечк? (слова, с уменьшительно-ласкательным значением)
Л- Молодцы! Вот и первый фрагмент карты (вывешивается на доску)
Л- На этом острове живёт много интересных животных. А вот какие это животные, вы должны отгадать. Пират перемешал все карточки с их названием, соберите названия животных
Жираф-ик
Тигр-енок
Крокодиль-чик
Слон-енок
Л- Ребята, а знаете ли вы, что жирафы единственные животные, которые не умеют зевать. А крокодилы живут в среднем до 50 лет.
Л- скажите какой корень, суффикс, окончание в слове жирафик? (разбор всех слов по аналогии)
Д- корень-жираф, суффикс -ик, окончание- нулевое.
Л- Какой суффикс помог нам образовать слова?
Л - Какое значение имеют слова, образованные с помощью суффиксов - ик,
-енок, -онок,? (слова, с уменьшительно-ласкательным значением)
Составим предложения с этими словами. Записываем их в тетради. А вот и второй фрагмент карты! (дети проговаривают предложения, затем записывают их в тетрадь)
5. Физминутка
Л- Нам нужно подготовиться и набраться сил, чтобы найти клад! Встаем со своих мест. Выполняем упражнения.
Много лет назад (поднимаем руки вверх, сжимаем и разжимаем пальцы).
Здесь зарыли клад (расставляем руки в стороны)
Первый ты иди (шагают на месте)
Этот клад найди! (наклон вперёд, руки вниз)
Л- Молодцы. Вот и третий фрагмент карты.
Л- Пока мы с вами готовились к нахождения клада, погода на острове резко переменилась. (звуки бури)
Вместо солнца выглянули огромные тучища, подул сильный ветрище и выбросил на берег огромную акулищу и ракушищу.
Скажите, какие слова в моей речи приобрели увеличительное значение?
Д- Тучища, ветрище, акулища, ракушища.
Л- Запишем их. Скажите, с помощью чего образовались данные слова?
Д- Слова образовались с помощью суффиксов –ища, -ище.
Л - Какое значение имеют слова, образованные с помощью суффиксов - ища, -ище? ( слова, с увеличительным значением)
Л- Вот и последний фрагмент. Посмотрите на доску. Мы собрали все части карты. Где же находится клад, отгадайте загадку. Подпирает он окно, цветы ставим на него.?(дети находят на подоконнике сундучок с «сокровищами»)
6. Итог занятия
Л- Какие мы молодцы! А скажите, о какой части слова мы сегодня разговаривали?
Д- Сегодня мы говорили о суффиксе.
Л- Что такое суффикс?
Д- Это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушенным интеллектом
Логопедическое занятие для 3 класса «Различение на письме букв Г и К»
Конспект логопедического занятия с презентацией по теме «Дифференциация звуков [т] и [т`]» для учащи
Конспект индивидуального занятия для 3 класса по РС и ФП. Звуки ч, д
Похожие статьи:
Конспект открытого логопедического занятия, 2-3 класс