Занятие по экологии в детском саду. Средняя группа
Автор: Лиховидова Софья Михайловна.
Должность, место работы: музыкальный руководитель, МБДОУ "Вёшенский центр развития ребенка - детский сад №2", станица Вёшенская, Ростовская область, Шолоховский район.
Описание материала: конспект занятия по математике подготовлен для детей средней группы. Непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков в различных видах деятельности. Данный конспект может быть интересен как педагогам дошкольных образовательных организаций, так и студентам, обучающимся на специальности "Дошкольное образование".
Группа: средняя.
Цель: формирование элементарных представлений о видах горных пород и их свойствах.
Дидактические задачи: способствовать расширению представлений детей о свойствах песка, камня и земли; создать условия для организации детского экспериментирования с природным материалом; способствовать расширению словарного запаса детей.
Развивающие задачи: способствовать развитию мышления, воображения, памяти, внимания и наблюдательности; создать условия для развития умения делать простейшие обобщения и выводы.
Воспитательные задачи: способствовать выработке экологического поведения через экологические знания и личностные свойства детей.
Оборудование: игрушка Нюша, природный материал (песок, камень, земля и вода), одноразовые стаканчики и тарелочки, халаты и шапочки, раскраски с изображениями Нюши и Кроша.
Ход НОД
Вводно-организационная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня я пришла к вам не одна (Воспитатель достает игрушку Нюшу). Знаете, кто это?
Дети: Да, это Нюша!
Воспитатель: Верно. Давайте поздороваемся с ней.
Дети: Здравствуй, Нюша.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, она пришла к нам, чтобы мы ей помогли. У Кроша скоро день рождения, и Нюша хочет сделать для него подарок – вырастить вкусную, большую и сочную морковку. Но как это сделать – она не знает. Поможем ей?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо. Ребята, кто из вас знает, что нужно для того, чтобы вырастить какое-либо растение?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, молодцы! А еще, важно посадить семена в хорошую почву. А какие виды почв бывают? Они бывают каменистые, песчаные, чернозем
(Демонстрирую тарелки с образцами почв). А все вместе это называют «горные породы». Давайте вместе повторим.
Дети: Горные породы.
Воспитатель: Молодцы. А как же узнать, какая из этих горных пород подойдет для роста растений? Чтобы это выяснить, давайте отправимся в научную лабораторию и проведем небольшие эксперименты. Но для начала вспомним, как нужно вести себя в лаборатории?
Дети: Нельзя ничего трогать без разрешения, нельзя бегать, толкаться и нельзя ничего брать в рот.
Воспитатель: Правильно, умницы. Итак, давайте мы с вами наденем специальные халаты и шапочки.
(Дети надевают халаты и шапочки)
Воспитатель: Теперь я старший научный сотрудник, а вы с Нюшей – мои лаборанты.
Основная часть
Воспитатель: А вот и образцы горных пород: камень, песок и земля. Давайте возьмем все это по очереди в руки и скажем, какое это на ощупь. Но будем делать все аккуратно, чтобы ничего не рассыпать и не поранить друг друга и себя. Возьмите немного песка в руку и скажите, какой он на ощупь?
Дети: Мягкий, сухой, легкий.
Воспитатель: Правильно. А теперь попробуйте из него слепить шарик. Получилось?
Дети: Нет.
Воспитатель: Верно, не получилось, потому что он состоит из очень мелких частиц, которые не прилипают друг к другу. Поэтому песок такой сыпучий. Теперь возьмем землю в руки. Какая она на ощупь?
Дети: Мягкая, влажная, холодная.
Воспитатель: Правильно. Давайте сожмем ее в руке. У нас получился комочек?
Дети: Да.
Воспитатель: Это потому, что мелкие крупицы, из которых она состоит, прилегают друг к другу плотнее, чем крупицы песка, будто держатся за руки. Теперь возьмите в руку камень. А какой камень на ощупь?
Дети: Твердый, с острыми краями.
Воспитатель: Верно. Давайте попробуем его сжать. Изменил он свою форму?
Дети: Нет.
Воспитатель: Это потому, что камень тоже состоит из частиц, но они очень-очень плотно прилегают друг к другу. Поэтому мы не можем изменить его форму и поэтому он такой твердый. Ребята, из наших наблюдений мы выявили, что камень, земля и песок состоят из мелких частиц, которые прилегают друг к другу с разной силой. Поэтому камень, земля и песок имеют разную плотность (Плотность – это сила, с которой частицы прилегают друг к другу). Перейдем теперь к другому столику. Перед нами стоят стаканчики с песком, камнем и землей. Ребята, сейчас мы будем в каждый из них наливать немного воды. Обратите внимание на то, в каком из стаканчиков вода впитается быстрее всего, а в каком медленнее.
Сначала нальем воды в стаканчик с камушками. Что мы видим? Быстро ли вода добралась до дна стаканчика?
Дети: Да, быстро.
Воспитатель: Как вы думаете, успеет ли растение, растущее в камнях, напиться за это время?
Дети: Нет.
Воспитатель: Верно, не успеет. Будет ли хорошо растению в такой горной породе?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно. Делаем вывод: растение будет плохо расти на камнях, так как оно не получит достаточное количество влаги. Это потому, что вода проходит между камнями очень быстро. Теперь давайте нальем немного воды в стаканчик с песком. Что мы видим?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мы видим, что вода очень плохо проходит сквозь песок. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Помните, что в первом опыте мы установили - песок состоит из мелких частиц, плотно прилегающих друг к другу. Поэтому воде будет трудно пробираться сквозь эти частицы. Как вы думаете, будет ли хорошо растению в песке?
Дети: Нет.
Воспитатель: Верно. Делаем вывод: растение не сможет хорошо расти в песке, так как не получит достаточное количество влаги. Это потому, что вода слишком долго будет пробираться к корням. Теперь давайте нальем немного воды в стаканчик с землей. Что мы видим? Быстро или медленно вода добралась до дна стаканчика?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вода добралась до дна быстро, но не так быстро, как сквозь камни. Успеет ли растение за это время напиться воды?
(Ответы детей)
Воспитатель: Успеет. Вода хорошо проходит между комочками земли, впитываясь в нее. Делаем вывод: растение будет хорошо расти в земле, так как оно получит достаточное количество влаги. Так в какой горной породе лучше всего сажать растение?
Дети: В земле.
Воспитатель: Правильно. Поэтому Нюша, сажай морковку в земле, на солнечном месте и поливай ее каждый день. Тогда она вырастет большой, вкусной и сочной.
(Воспитатель от лица Нюши) Ребята, спасибо вам большое. Теперь я знаю, как выращивать морковку, и в какой почве ее сажать. А теперь мне надо спешить в деревню Смешариков, чтобы успеть вырастить морковь. До свидания.
Дети: До свидания!
Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами вернемся в садик. Снимаем халатики и шапочки и возвращаемся.
(Дети снимают халаты и шапочки)Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, давайте повторим, что нового мы узнали сегодня. Какие виды горных пород мы рассмотрели?
Дети: Камень, песок и землю.
Воспитатель: Правильно, молодцы. И растение лучше всего будет расти в …
Дети: В земле.
Воспитатель: Конечно, умнички.
(Стук в дверь)(Кто-то): Вам передали письмо.
Воспитатель: Спасибо. Ребята, оно от Нюши. Давайте откроем его. Смотрите, она прислала фотографии-раскраски. Она вырастила замечательную морковь, от которой Крош был в восторге, и все благодаря вам!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект игрового познавательного занятия по экологии в средней группе на тему: Весна
Конспект занятия по экологии в средней группе
Конспект занятия по экологии в средней группе ДОУ
Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе детского сада