Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Удивительные соединения» (технология «Дары Фребеля")
Автор: Вазюкова Любовь Владимировна, воспитатель ГБОУ ООШ №23, СП «Детский сад №70» г.Сызрани.
Описание: Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Направлено на развитие конструктивно-модельного творчества.
Задачи:
1. Формировать позитивные установки к конструктивно-модельному творчеству. Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и мелкими деталями конструктора («Лего» и металлического «Для уроков труда»). Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, аккуратность, самостоятельность.
(«Социально-коммуникативное развитие»)
2. Закрепить знания детей о назначении транспорта. Расширить представления детей о механизмах, приводящих в движение. Продолжать знакомить детей с разными способами соединения деталей (склеивание, свинчивание, спаивание) из разных материалов (дополнительного, бросового, природного). Совершенствовать навыки соединения деталей металлического конструктора с помощью гаечного ключа, винтов и гаек.
(«Познавательное развитие»)
3. Совершенствовать трудовые операции в работе с картоном и ножницами: располагать предмет на листе бумаги, обводить карандашом, вырезать по контуру. Развивать творческие способности и инициативу.
(«Художественно-эстетическое развитие»)
4. Развивать речевую активность детей, обогащать и активизировать словарь детей: уточнить названия деталей конструктора (пластина, колесо, ось, планка с отверстиями, уголок, скоба, винт, гайка), внести в активный словарь понятия «резьба», «сварка», «механический двигатель», «подвеска».
(«Речевое развитие»)
5. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук детей, зрительно-моторную координацию.
(«Физическое развитие»)
Материалы и оборудование: грузовая машина с муляжами овощей, фигурки человечков из конструктора «Лего»; инженерная книга; металлический конструктор «Для уроков труда», конструктор «Лего», дополнительный и бросовый материал: крышки от бутылок с отверстиями, коктейльные трубочки, деревянные палочки; цветной картон, карандаши, ножницы; карточки-схемы.
Ход
Введение нового понятия(слова) и, или логическая взаимосвязь
Воспитатель: Ребята, маленькие жители «Цветочного городка» собрали большой урожай овощей и решили его перевести с огорода в городок. Но произошла неприятность.
(показывает человечков и автомобиль со сломанными колесами)
Ребята, что же делать?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, жители «Цветочного городка» такие маленькие, что не смогут перенести большие овощи, необходим автомобиль. Как называется автомобиль, который перевозит грузы?
(ответы детей)
Воспитатель: А транспорт для людей?
(ответы детей)
Воспитатель: Значит для того, чтобы перевести урожай, необходим грузовой транспорт.
Из каких деталей состоит грузовой автомобиль?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как эти детали соединены между собой?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодец, Саша! Кузов может подниматься (чтобы выгрузить груз) и опускаться. Кабина грузовика крепко держится. А колеса? Если шина проколота или какие-то неполадки с колесом?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! У автомобиля бывают соединения не разъемные (сварка) и разъемные (резьба). Как вы думаете, для кабины какое соединение используют? А для кузова? А для колес?
(ответы детей)
Воспитатель: Повторите, как называется прочное, не разъемное соединение?
(сварочное, сварка). А разъемное соединение?
(резьба, резьбовое)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы думаете, для колес, какое соединение используют?
(резьбовое)
Воспитатель: А можно ли колеса прибить гвоздями? Склеить?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! Колеса должны быть подвижными, иначе автомобиль не поедет. А в движение автомобиль приводит механический двигатель (мотор).
Термин «Мотор» заимствован в первой половине XIX века из немецкого языка. «Мотор» - с нем.языка «двигатель», от лат.языка «мотор» - «приводящий в движение».
Схемы, карты, условные обозначения (работа с символическим материалом)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами рассмотрим, из чего же состоит механический двигатель? Прежде всего - подвеска – совокупность деталей, механизмов, соединяющих колеса с автомобилем. Колеса крепятся на ось. Чтобы колеса не слетели во время движения, их нужно укрепить.
Воспитатель: (показывает карточки – схемы) Что необходимо для установки колес?
(ось и колеса).
Воспитатель: А для того, чтобы колеса не слетели во время движения?
(нужны крепления)
Воспитатель: Ребята, прежде, чем мы с вами приступим к строительству, нам надо вспомнить о профессии водителя.
Физкультминутка «Мы – шофёры»
Едем – едем на машине
(руками крутим руль)
Нажимаем на педаль
(ногу сгибаем и разгибаем)
Газ включаем, выключаем
(движения рукой вперёд- назад)
Смотрим пристально мы вдаль
(ладонь ко лбу вглядываемся вдаль)
Дворики смывают капли
(руки согнуты в локтях движения вправо-влево)
вправо-влево – чистота!
Ветер волосы взъерошил
( встряхнуть головой)
Мы шофёры – хоть куда!
( выставляем большой палец)
Инженерная книга. Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей)
Воспитатель: Ребята, перед строительством автомобиля давайте поработаем в инженерной книге.
Автомобиль должен быть для перевозки овощей, с механическим двигателем. Подумайте, справитесь ли вы одни или возьмете себе помощников. Отметьте в своей книге, как бы вы хотели работать, в паре, группой из нескольких человек или индивидуально
(дети отмечают условными обозначениями свой выбор).
Воспитатель: Подумайте, какой у вас будет автомобиль. Если вы решили работать в паре или группой, посоветуйтесь друг с другом
(дети отмечают в инженерной книге)
Воспитатель: Автомобилей должно быть много, ведь большой урожай овощей нужно перевезти. Возможно, для механического двигателя деталей не всем хватит. Чем их можно заменить? Определите материал, с которым вы будите работать, способы соединения и инструменты, которые вам понадобятся.
(дети отмечают условные обозначения)
Воспитатель: Ребята, постарайтесь сделать свои двигатели так, чтобы они были разнообразными , не похожими друг на друга.
Воспитатель: Определите, сколько колес будет у вашего грузовика (три, четыре, шесть), чем они будут укреплены, где будет крепиться подвеска.
Дети проговаривают алгоритм последовательности конструирования придуманного автомобиля с механическим двигателем и зарисовывают схему в инженерной книге.
Техника безопасности
Воспитатель: Прежде чем приступить к строительству, давайте вспомним технику безопасности при работе с разнообразным материалом.
(Опираясь на схемы – картинки дети проговаривают правила безопасности, а потом отмечают необходимые)
- все необходимые детали располагаются на подносе
- не раскидывать детали конструктора
- нельзя класть детали конструктора в рот и уши
- выполнять работу внимательно, не отвлекаться на посторонние дела
- хранить ножницы в указанном месте в определённом положении
- при работе внимательно следить за направлением резания.
- не оставлять ножницы с открытыми лезвиями
- передавать закрытые ножницы кольцами вперёд.
Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами вспомнили технику безопасности в работе с разным материалом.
Напомните, какие детали необходимы для постройки механического двигателя?
(ось, колеса, крепление).
Воспитатель: Какие детали конструктора вы возьмете для этого?
(дети называют детали и объясняют, как их будут соединять)
Воспитатель: А как еще можно соединить детали, чтобы сделать их неподвижными?
(сваркой, склеиванием, сколачиванием)
Воспитатель: Какой материал можно использовать кроме конструктора для изготовления механического двигателя?
(колеса из картона, крышек; ось – из трубочек, деревянных палочек)
Воспитатель стимулирует детей к проговариванию вслух моделей своих конструкций: размере, материале, строении, наличии колес.
Конструирование/Экспериментальная деятельность (стимулирование общения детей между собой)
Дети выбирают необходимый материал. При работе в группах, нужно распределить обязанности: координатор, сборщики и другие, чтобы каждый отвечал за свой этап работы. Конструируют модель автомобиля, используя зарисовки в инженерной книге. Воспитатель, предлагает детям, испытывающим трудности, обратиться за помощью к своим сверстникам, поощряет за оказанную помощь.
По необходимости, воспитатель оказывает помощь детям (прокалывание отверстий в картоне, скручивание трубочки из картона и др.)
Обсуждение построек, оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось)
Воспитатель: Посмотрите на свои постройки, получилось ли у вас, то, что вы задумали?
(дети сравнивают свои постройки с зарисовками из инженерной книги; анализируют с помощью взрослого, что не удалось сделать и почему; и наоборот, что новое придумали, чего не было в рисунке, что еще могли бы добавить в дальнейшем)
Воспитатель: Ребята, у всех ли получился автомобиль с механическим двигателем? Какие трудности испытывали при конструировании?
Фотографирование деятельности и объектов
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли мы помочь маленьким жителям «Цветочного городка»?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Какие разные автомобили получились! Я думаю, маленькие человечки будут рады! Целый автопарк получился! Давайте мы его сфотографируем.
(Воспитатель фотографирует модели)
Обыгрывание моделей (стимуляция активизации словаря)
Воспитатель: Давайте проведем испытание нашим автомобилям - перевезем овощи на склад
(Дети перевозят муляжи овощей в стилизованный склад-коробку).
Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас получились замечательные автомобили. Маленькие человечки быстро перевезут свой урожай. Мне очень понравилось вместе с вами трудиться, помогать другим, создавать полезную вещь.
Размещение моделей в предметно-пространственной среде группы
Дети самостоятельно размещают свои конструкции в предметно-пространственной среде в соответствии с ее функцией.Приложения
Жители "Цветочного городка", обратившиеся за помощью.
Карточки - схемы (установка колес).
Инженерная книга (на каждого ребенка).
В инженерной книге дети отмечают свой выбор (работать в паре, группой или индивидуально)и правила безопасности(необходимые в данной работе).
Модели автомобилей, обыгрывание.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы
НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы
Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада
Похожие статьи:
Конспект занятия по познанию в подготовительной группе. Швейная фабрика
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Обувь»
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Библиотека»
Конспект занятия в подготовительной группе. Какие люди живут на земле?
Конспект занятия в подготовительной группе. Как жили люди на Руси?