Беседа по окружающему миру в старшей группе на тему «Ель-красавица лесного царства». Конспект с презентацией
Конспект НОД по окружающему миру «Ель-красавица лесного царства»
Цель: развитие экологической культуры и обогащение экологических знаний детей через расширение представлений о хвойном дереве «ель». Задачи:
- развивать у детей потребность в приобретении новых знаний об объекте живой природы; уточнить знания о ели: отличительные особенности дерева, его внешний вид;
- закреплять знания детей о взаимосвязях в природе; развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность;
- воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу, воспитывать желание защищать природу.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу частичку хорошего настроения. Молодцы! Какие у всех красивые улыбки.
Перед тем как начать наш разговор отгадайте загадки: (Слайд 3)
Её всегда в лесу найдёшь —
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Зимой и летом зелена,
В лесу живёт она.
А на ней иголки
Короткие, и колкие. (Ель)
(Слайд 4)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить? (дети: о ели).
Ель - высокое стройное дерево. Растёт ель только на богатой питательными веществами почве. Любит влагу. Ель – влаголюбивое дерево. (Слайд 5)
Лес, где растут ели, называется ельник. Ельники мрачные и темные. Еловые лапы почти не пропускают солнечный свет. Поэтому в густом ельнике не растет трава, а земля покрыта сухими коричневыми иголками и пустыми шишками. Ель хорошо переносит морозы. Это морозостойкое дерево. (Слайд 6)
Ель - хвойное дерево. Ствол и ветки у ели густо усеяны колючей хвоей. На ветках у ели хвоинки располагаются поодиночке. Кора дерева темная, шершавая. Еловые ветви называют еловыми лапами. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а внизу старые и длинные. (Слайд 7)
Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Семена мелкие и с крылышками. (Слайд 8)
Ветер разносит семена по всему лесу. Там где упадут семена, вырастут новые ели. (Слайд 9)
Лес – дом для диких животных. (Слайд 10)
В хвойных лесах проживает множество птичьих семейств. В кронах вечнозеленых деревьев гнездятся клесты, выкармливая птенцов семена из шишек. В лесах водятся дрозды, дятлы, совы, синицы, снегири. (Слайд 11)
У каждого дерева, как и у человека, есть свой возраст. Специалисты, чтобы определить возраст дерева в лесу, используют особый инструмент – бур. Это приспособление напоминает штопор, с помощью которого из ствола дерева вынимают небольшой кусок древесины. Остается потом лишь сосчитать годичные кольца.
Можно определить возраст дерева по количеству этажей (веток, ярусов) + 4 года.
Определить возраст дерева можно по годовым кольцам. Для этого надо сосчитать кольца на спиле дерева. (Слайд 12)
Ель приносят огромную пользу. Чистый воздух, прекрасная зелень в хвойном лесу улучшают настроение и здоровье человека. (Слайд 13)
Лес – источник древесины. Из древесины ели строят дома, изготовляют мебель. (Слайд 14)
Делают детские игрушки, музыкальные инструменты. (Слайд 15)
Лес – это наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей.