Формирование социальной адаптации дошкольника
Только то в человеке прочно и надежно, что
всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Коменский Я.
В настоящее время вырастить и правильно воспитать ребенка – очень непростой процесс. Жизнь современного ребенка сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. На данный момент можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации. Одной из причин является то, что в большинстве семей ребёнок является единственным, очень много неполных семей, где воспитанием занимается одна мать, а иногда, и вовсе бабушка с дедушкой. Родители много работают, чтобы обеспечить материальные блага и на самое важное и дорогое, на своего ребенка, сил и времени не хватает…Одновременно с этим, в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, вызванные социальными процессами. Поэтому на современном этапе вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения стоит как никогда остро. В приоритете - дошкольники, так как именно в этом возрасте закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Этот возраст является главным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований. Неправильное воспитание или его отсутствие в этом возрасте, могут причинить вред личности ребёнка. Правильное и всестороннее воспитание является основой успешной социальной адаптации, гарантирует избежание многих психологических проблем и социальную активность в будущем каждого ребёнка.
Негативное влияние на современного ребенка так же оказывают инновации настоящего времени, а, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь различных гаджетов.
Особой проблемой является и то, что сегодня дети практически не умеют играть и общаться друг с другом. Тревогу вызывают факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, игровому планшету, мобильному телефону начиная с младенческого возраста. Современное детство оказалось под агрессивным влияния СМИ, цифровых технологий.
Зависимость от видео-игр, игр онлайн, многочасовых просмотров мультфильмов, такого странного содержания в наше время, является причиной неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствия интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности, проявления агрессии и неумения взаимодействовать со сверстниками. Игры в планшете и телефоне, телевизор сейчас все чаще заменяет семейное общение, чтение сказок, беседы с детьми. При этом они не просто играют в игры и смотрят телевизионные проекты, они впитывают и усваивают все. Обратите внимания, сколько сейчас жестоких игр в интернете, сколько мультфильмов непонятного, порой даже взрослому, содержания и задумайтесь, что из всего этого вынесет ребенок.
Недополучая человеческое тепло и любовь, внимания со стороны взрослых, ребенок зачастую проявляет агрессию. При недостатке общения ребенок замыкается в себе, ему сложно идти на контакт как с взрослыми, так и детьми. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья. Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Значительная часть дошкольников в свободное время не играет в обычные игры, они проводят время за гаджетами. Взрослые потеряли авторитет у детей. Между многими детьми и их родителями- пропасть. Родители забыли о своей главной роли в жизни. Дети все более отдаляются от взрослых: они плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями, не знают о профессиональной деятельности родителей, часто на вопрос: «Где работают папа и мама?» отвечают: «На работе.» На вопрос: «Что они делают на своей работе?» Ответ: «Работают.» Родители совсем не рассказывают о своих профессиях, а дети и не интересуются…
По этой причине современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, взятые из популярных фильмов и компьютерных игр.
Сюжетно-ролевые игры в повара, шофера, доктора, пожарного, и даже семью, которые были популярны несколько лет назад, практически отсутствуют в игровой деятельности современных дошкольников. А ведь именно такие игры и способствуют вхождению ребенка в мир взрослых.
Не научившиеся играть, дети дошкольного возраста остаются личностно незрелыми, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных, создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним.
Подчеркнув все выше сказанное, можно прийти к выводу, что
игра – это средство формирования социальной адаптации дошкольника и так как родители уделяют своим детям с каждым годом все меньше внимания, ответственность за формирования социальной адаптации дошкольника ложиться на плечи педагогов. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую.
Игра учит взаимоотношениям и между детьми и взрослыми, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других.
В детском саду дети учатся играть и у них появляются предпочтения ряда игр и желания играть в них. Они очень благоприятно влияют на все психические процессы и эмоционально-волевую сферу воспитанников.
Игры используются разнообразные:
- игры, направленные на сближение детей друг с другом и педагогом;
- подвижные игры;
- малоподвижные игры;
- словесные игры;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные игры.
Многие из них очень увлекательные и простые, так что если родители пожелают включится в этот процесс, им это принесет удовольствие.
В знакомых играх дети сами вспоминают основные правила и ход игры и объясняют их родителям. Прекрасным показателем является то, когда старший дошкольник начинает фантазировать и видоизменять игры, придумывать к ним другие правила или изменять их. Какими бы не были прекрасными и компетентными педагоги и специалисты дошкольных учреждений, тепло родных и близких детям они не заменят. Поэтому так много консультаций для родителей «Играем дома», «Проводим время вместе с пользой», «Семейные традиции», «Роль семьи в воспитании и социализации ребенка» и многие другие. Педагоги проводят для родителей мастер-классы, где они учатся играть и взаимодействовать со своими детьми. Многие родители, как показывает практика, прислушиваются к советам и дома выполняют рекомендации педагогов, что дает нам положительную динамику. Надеюсь, что в ближайшее время игрой со своими малышами увлекутся и остальные. Сейчас мы на самоизоляции, у родителей появилось время. Уделите внимание самому дорогому, что есть на нашей планете-нашим детям.
Всем необходимо помнить, что сегодня, как никогда, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье, обеспечить психологическую защищенность.
И закончить я хочу словами В. А. Сухомлинского
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста
Развитие социальной уверенности у детей посредством игр
Игровые технологии в детском саду
Игротерапия для дошкольников
Похожие статьи:
Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста
Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Психология