Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль игры для формирования социальной адаптации дошкольника

Формирование социальной адаптации дошкольника
Только то в человеке прочно и надежно, что
всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Коменский Я.

В настоящее время вырастить и правильно воспитать ребенка – очень непростой процесс. Жизнь современного ребенка сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. На данный момент можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации. Одной из причин является то, что в большинстве семей ребёнок является единственным, очень много неполных семей, где воспитанием занимается одна мать, а иногда, и вовсе бабушка с дедушкой. Родители много работают, чтобы обеспечить материальные блага и на самое важное и дорогое, на своего ребенка, сил и времени не хватает…Одновременно с этим, в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, вызванные социальными процессами. Поэтому на современном этапе вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения стоит как никогда остро. В приоритете - дошкольники, так как именно в этом возрасте закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Этот возраст является главным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований. Неправильное воспитание или его отсутствие в этом возрасте, могут причинить вред личности ребёнка. Правильное и всестороннее воспитание является основой успешной социальной адаптации, гарантирует избежание многих психологических проблем и социальную активность в будущем каждого ребёнка.

Негативное влияние на современного ребенка так же оказывают инновации настоящего времени, а, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь различных гаджетов.

Особой проблемой является и то, что сегодня дети практически не умеют играть и общаться друг с другом. Тревогу вызывают факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, игровому планшету, мобильному телефону начиная с младенческого возраста. Современное детство оказалось под агрессивным влияния СМИ, цифровых технологий.

Зависимость от видео-игр, игр онлайн, многочасовых просмотров мультфильмов, такого странного содержания в наше время, является причиной неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствия интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности, проявления агрессии и неумения взаимодействовать со сверстниками. Игры в планшете и телефоне, телевизор сейчас все чаще заменяет семейное общение, чтение сказок, беседы с детьми. При этом они не просто играют в игры и смотрят телевизионные проекты, они впитывают и усваивают все. Обратите внимания, сколько сейчас жестоких игр в интернете, сколько мультфильмов непонятного, порой даже взрослому, содержания и задумайтесь, что из всего этого вынесет ребенок.

Недополучая человеческое тепло и любовь, внимания со стороны взрослых, ребенок зачастую проявляет агрессию. При недостатке общения ребенок замыкается в себе, ему сложно идти на контакт как с взрослыми, так и детьми. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья. Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Значительная часть дошкольников в свободное время не играет в обычные игры, они проводят время за гаджетами. Взрослые потеряли авторитет у детей. Между многими детьми и их родителями- пропасть. Родители забыли о своей главной роли в жизни. Дети все более отдаляются от взрослых: они плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями, не знают о профессиональной деятельности родителей, часто на вопрос: «Где работают папа и мама?» отвечают: «На работе.» На вопрос: «Что они делают на своей работе?» Ответ: «Работают.» Родители совсем не рассказывают о своих профессиях, а дети и не интересуются…

По этой причине современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, взятые из популярных фильмов и компьютерных игр. Сюжетно-ролевые игры в повара, шофера, доктора, пожарного, и даже семью, которые были популярны несколько лет назад, практически отсутствуют в игровой деятельности современных дошкольников. А ведь именно такие игры и способствуют вхождению ребенка в мир взрослых.

Не научившиеся играть, дети дошкольного возраста остаются личностно незрелыми, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных, создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним.

Подчеркнув все выше сказанное, можно прийти к выводу, что игра – это средство формирования социальной адаптации дошкольника и так как родители уделяют своим детям с каждым годом все меньше внимания, ответственность за формирования социальной адаптации дошкольника ложиться на плечи педагогов. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую.

Игра учит взаимоотношениям и между детьми и взрослыми, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других.

В детском саду дети учатся играть и у них появляются предпочтения ряда игр и желания играть в них. Они очень благоприятно влияют на все психические процессы и эмоционально-волевую сферу воспитанников. Игры используются разнообразные:
- игры, направленные на сближение детей друг с другом и педагогом;
- подвижные игры;
- малоподвижные игры;
- словесные игры;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные игры.

Многие из них очень увлекательные и простые, так что если родители пожелают включится в этот процесс, им это принесет удовольствие.

В знакомых играх дети сами вспоминают основные правила и ход игры и объясняют их родителям. Прекрасным показателем является то, когда старший дошкольник начинает фантазировать и видоизменять игры, придумывать к ним другие правила или изменять их. Какими бы не были прекрасными и компетентными педагоги и специалисты дошкольных учреждений, тепло родных и близких детям они не заменят. Поэтому так много консультаций для родителей «Играем дома», «Проводим время вместе с пользой», «Семейные традиции», «Роль семьи в воспитании и социализации ребенка» и многие другие. Педагоги проводят для родителей мастер-классы, где они учатся играть и взаимодействовать со своими детьми. Многие родители, как показывает практика, прислушиваются к советам и дома выполняют рекомендации педагогов, что дает нам положительную динамику. Надеюсь, что в ближайшее время игрой со своими малышами увлекутся и остальные. Сейчас мы на самоизоляции, у родителей появилось время. Уделите внимание самому дорогому, что есть на нашей планете-нашим детям.

Всем необходимо помнить, что сегодня, как никогда, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье, обеспечить психологическую защищенность.

И закончить я хочу словами В. А. Сухомлинского
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Рекомендуем посмотреть:

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста Развитие социальной уверенности у детей посредством игр Игровые технологии в детском саду Игротерапия для дошкольников
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ
Опубликовано: 730 дней назад (19 мая 2020)
Просмотров: 571
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Виктория Андреевна Якименко # 19 мая 2020 в 20:16 +1
Всем добрый вечер!Материал, при желании,можно использовать как консультацию для родителей.Буду рада кому-то помочь!)
Анна Сергеевна Сафонова # 19 мая 2020 в 20:46 0
В современном мире и особенно в сложившей ситуации очень важно помогать находить родителям правильный подход к своим детям А для дошкольников основным методом общения и развития является игра.
Виктория, считаю вашу статью очень актуальной и полезной. Спасибо.
Виктория Андреевна Якименко # 19 мая 2020 в 20:48 0
Спасибо! smile
Юлия Алексеевна Котельникова # 19 мая 2020 в 22:57 0
Здравствуйте, Виктория Андреевна! Современная жизнь насыщена большим потоком информации. Просто необходимо научить детей не быть "всеядными", уметь выбирать и фильтровать поступающую информацию. Не зацикливаться, а уметь переключаться на разнообразную деятельность. Кто, если не взрослый сможет помочь им в этом? А как известно игра самый лучший помощник взрослому при формировании личности ребенка. Спасибо за ваш материал. Мой голос вам. Добро пожаловать на мою страничку, возможно моя информация окажется вам полезна. Буду очень этому рада.
Максим Викторович Усов # 20 мая 2020 в 16:13 0
Здравствуйте! Для меня, как для родителя, информация оказалась очень важной и полезной. Правда, за частную от нехватки времени, сыну давал поиграть телефон...Спасибо за информацию, буду следовать вашим рекомендациям.
Ирина Алексеевна Мархель # 21 мая 2020 в 12:27 0
Здравствуйте, Виктория Андреевна! Спасибо за ваш интересный познавательный и очень важный материал. В вашей публикации затронута актуальная тема на сегодняшний день. Обязательно возьму конспект на заметку для использования её в работе с родителями. Творческих вам успехов!!!ГОЛОС
Ирина Алексеевна Кочергина # 22 мая 2020 в 20:37 0
Здравствуйте! Очень интересный материал. Можно многое взять для себя, возьму конспект на заметку.Большое спасибо.