Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Пособие по русскому языку для работы с текстом, 9 класс

Пособие по русскому языку для работы с текстом 9 класс
Автор: Жолудь Виктория Леонидовна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №113 города Донецка»
АННОТАЦИЯ
Данное пособие разработано для использования на уроках текстоведения в 9 классе. Содержит задания для комплексного анализа текста. Способствует развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Может применяться во время подготовки к олимпиаде по русскому языку, контрольной работе по теме «Анализ текста», как текст контрольной работы, для организации индивидуальной работы с учащимися.
Ключевые слова: текстоведение, текст, 9 класс, комплексный анализ текста, ответы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Текстоцентрический подход к изучению русского языка – один из ведущих в современном образовании ввиду его универсальности в формировании основных компетентностей. Именно он позволяет одновременно работать над развитием языковой, речевой и правописной компетенции, способствует формированию культуры речи.

Основными видами деятельности на уроках русского языка, предполагающими использование текста, являются аудирование, говорение, письмо и чтение. Уместно использование текста не только на уроках развития речи, а также при изучении языковых тем и выполнении контрольных видов деятельности.

Данное пособие разработано с целью обеспечения текстоцетрического подхода к изучению русского языка, формирования коммуникативной и поликультурной компетенции учащихся, а также для облегчения работы учителя. Объём текстов, использованных в пособии, соответствует стандартам текстов для контрольных диктантов, а потому они могут использоваться при выполнении данного вида работ.

К каждому тексту, предложенному в пособии, предполагается наличие 10 заданий, которые могут касаться вопросов изученных разделов языкознания, а также ответов к ним.

Тематика текстов соответствует возрастным психологическим особенностям детей, способствует формированию речевой и читательской культуры обучающихся, формированию поликультурной компетентности.
Тексты имеют универсальный характер.

Текст №1
УЛЫБАТЬСЯ
Судьба слова в развитом литературном языке резко отлична от судьбы слова в узком, ограниченном диалекте. Широта связей, разнообразие взаимодействий литературного языка, его интенсивный смысловой рост способствуют непрекращающемуся движению и перемещению разных звеньев его семантической системы. Процессы притяжения к литературному слову разнообразных и разносторонних значений особенно выпукло и резко дают себя знать в семантической истории глагола «улыбаться-улыбнуться».

Слово «улыбаться — улыбнуться» в своем основном значении «мимикой лица, губ или глаз, показывающей расположение к смеху или выражающей удовольствие, благосклонность, привет либо иронию, издёвку, насмешку, проявлять свое отношение к кому-либо или чему-либо» вошло в литературный язык из народных диалектов.

Народное значение, чаще всего соединявшееся с представлением об игре лица ребенка, о ясной улыбке младенца, еще очень рельефно обнаруживается в употреблении слова улыбаться в русском литературном языке XVIII в.

Гораздо позднее, чем «улыбаться—улыбнуться» укореняется в русском литературном языке народное, тоже собственно русское слово «ухмыляться—ухмыльнуться».

Этот глагол и до сих пор носит на себе отпечаток разговорности и имеет экспрессивную окраску фамильярного пренебрежения. Он, в сущности, является далеко не синонимичным глаголу «улыбаться», так как с ним связан оттенок «усмехаться, иронически, слегка пренебрежительно, как бы себе на уме улыбаться».
(180 слов) По В.В. Виноградову

Задания для комплексного анализа текста:
1. Объясните целесообразность использования данного заголовка к тексту.
2. Словарная работа. Дайте определение слова «диалект». Сравните с определением, поданном в словаре.
3. Выполните сравнительный морфологический разбор слов «улыбаться-улыбнуться», «усмехаться-усмехнуться».
4. Напишите сообщение об авторе текста (50 слов).
5. Выпишите из текста термины. Определите сферу их использования. Как она связана с тематикой текста?
6. Выпишите из текста слова, образованные постфиксальным способом.
7. Определите, к какой лексической группе слов относятся пары «улыбаться-улыбнуться», «усмехаться-усмехнуться». Дополните ряд 5 примерами.
8. Дайте определение понятия «русский литературный язык».
9. Подберите из словаря синонимов русские соответствия к слову «процесс».
10. Докажите, что данный текст – словарная статья.

Текст №2
А.П. ЧЕХОВ
В юности пошлость кажется только забавной и ничтожной, понемногу она окружает человека своим серым туманом, пропитывает мозг и кровь его, как яд и угар, и человек становится похож на старую вывеску, изъеденную ржавчиной: как будто что-то изображено на ней, а что? - не разберешь.
Антон Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости ее трагически-мрачные шутки: стоит только внимательно прочитать его "юмористические" рассказы, чтобы убедиться, как много за смешными словами и положениями жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор.
Он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: «Да будьте же вы... порядочнее!» - тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее. Ненавидя все пошлое и грязное, он описывал мерзости жизни благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста, а за прекрасной внешностью его рассказов мало заметен полный горького упрека их внутренний смысл.
Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, ее он осмеивал и ее изображал бесстрашным острым пером, умея найти плесень пошлости даже там, где, с первого взгляда, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже - с блеском...
(185 слов) Максим Горький

Задания для комплексного анализа текста
1. Подберите свой заголовок к тексту.
2. Определите жанр текста.
3. Письменно объясните использование знаков препинания в первом предложении.
4. Объясните написание слова «юмористические» в тексте.
5. Параллелизм – риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных между собой понятий в тексте. Можно ли говорить о том, что в данном тексте имеет место параллелизм?
6. О чём свидетельствует использование троеточия в прямой речи? Какой оттенок приобретает данное выражение с данным знаком препинания?
7. Составьте простой план к тексту.
8. Назовите синтаксические средства выразительности в тексте.
9. Проиллюстрируйте правописание приставок на –з (-с) примерами из текста.
10. По информации, содержащейся в тексте, составьте хайку «А.П. Чехов».

Текст №3
ВОТ ГДЕ СОБАКА ЗАРЫТА!
Ах, вот оно что! Теперь понятно,
где собака зарыта.
Существует рассказ о том, что австрийский воин Сигизмунд Алътенштейг все походы и битвы провел вместе со своей любимой собакой. Однажды во время путешествия собака даже спасла от гибели своего хозяина. Благодарный воин торжественно похоронил своего четвероногого друга и на его могиле поставил памятник, простоявший более двух столетий - до начала XIX века.

Позже собачий памятник мог быть разыскан туристами лишь при помощи местных жителей. В то время и родилась поговорка «Вот где собака зарыта!», имеющая ныне смысл: «нашел, что искал», «докопался до сути».

Но есть более древний источник дошедшей до нас поговорки. Рассказывают, что собака, принадлежавшая Ксантиппу, отцу Перикла, не пожелала расстаться со своим хозяином, прыгнула в море и вплавь, вслед за судном, добралась до острова Саламин. Изнемогшая, она тут же издохла.

По свидетельству историка древности Плутарха, этой собаке поставили на берегу моря киносему - собачий памятник.

Некоторые немецкие лингвисты полагают, что это выражение создано кладоискателями, которые из страха перед нечистой силой, якобы сторожащей каждый клад, условно стали говорить о черной собаке, подразумевая под этим чёрта и клад.

Согласно этой версии, выражение «вот где собака зарыта» означало: «вот где клад зарыт».
(179 слов) Из Интернет

Задания для комплексного анализа текста
1. Определите жанр.
2. Определите тип речи.
3. Проанализируйте эпиграф к тексту. Согласны ли вы с таким оформлением? Докажите правильность своих мыслей.
4. Подберите однокоренные слова к слову «киносема».
5. Трансформируйте предложения, содержащие имена собственные, таким образом, чтобы последние в них не употреблялись. Изменился ли смысл предложений?
6. Дайте определение понятия «поговорка». Докажите, что в тексте речь идёт именно о ней.
7. Выпишите из текста слова, образованные путём сложения.
8. Выпишите предложения, осложнённые вводными конструкциями.
9. Составьте сложный план к тексту.
10. Составьте сенкан к тексту с первой строкой «Вот где собака зарыта».

Текст №4
ДВА РУЧЕЙКА
На вершине горы, в снегах поднебесья, родился ручеёк. В нем была вся будущая жизнь и была сокровенная тайна: напоить мир. Ручеёк с лепетом младенца устремился вниз. На пути споткнулся он об выступ скалы и раскололся на две части: одна потекла направо, другая — налево.
Та, которая текла направо, прошла через редкие минералы и слизнула их. Они облагородили её и превратили в целебный источник. Люди с благоговением приникали к нему, пили, исцелялись и благословляли его. Ручеёк был рад и счастлив. Его счастье длится до сих пор.
Та часть ручейка, которая потекла налево, прошла через другие породы минералов и тоже слизнула их. Они отравили и озлобили её, сделали её источником смерти и болезней. Люди, поняв, что источник несёт отраву, проклинали его, избегали и предупреждали других не прикасаться к нему. Так сокровенная тайна его превратилась в смертельный яд, и жизнь источника наполнилась злорадством.
И так — до сегодняшнего дня.
Источник, что направо, и источник, что налево, не знают, что у них единое начало, что расколол их выступ скалы.
(163 сл.) Ш. Амонашвили

Задания для комплексного анализа текста
1. Определите тип речи.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Докажите, что жанр данного текста – притча.
5. Проанализируйте синтаксические средства выразительности в тексте.
6. Определите характер связи предложений в тексте.
7. Проиллюстрируйте примерами из текста понятие «приставочно-суффиксальный способ словообразования».
8. Проанализируйте лексические средства выразительности в данном тексте.
9. Выполните фонетический разбор слова «поднебесье».
10. Составьте диаманду к данному тексту

Текст №5
"…ОДНА ЛЮБОВЬ ДУШИ МОЕЙ"
Ах, как он молод был – Пушкин – во время своей первой южной ссылки, как пылок, честолюбив, встревожен, но и горд своей судьбой! Как он был застенчив и горестно одинок! Хорошо ещё, что вместе с ним ехал "дядька", Никита Козлов, преданно его любивший, и потому, скорее, близкий друг, чем слуга.

Юного поэта томила неясность, обида родных, собственная неопытность в делах житейских и эта внезапная оторванность от привычной среды, от прежних друзей, от всего того, чем он так искренне дорожил.

А был ему в ту пору 21 год, но он уже имел достаточную известность в литературных кругах и обществе – своими вольнолюбивыми стихами, своей поэмой-сказкой "Руслан и Людмила", посланиями к друзьям и эпиграммами. Он уже понимал, что просто обречён быть поэтом.

Он уже знаменит среди друзей, в том числе и военных. Одой "Вольность", стихами "Деревня", "К Чаадаеву", где были удивительно смелые, будоражащие строки: "Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья! Россия вспрянет ото сна!"

И вот в мае 1820 года он направлен из Петербурга в Екатеринослав к генералу Инзову под предлогом перевода по службе. Но все понимали, что это ссылка…
(179 сл.) По Г. Григоренко

Задания для комплексного анализа текста
1. Определите тип речи.
2. Определите жанр текста.
3. Проанализируйте заголовок к тексту.
4. Определите способ словообразования слова поэма-сказка».
5. Дайте определение понятия «эпиграмма».
6. Объясните использование тире в первом предложении.
7. Выпишите из текста топонимы, подберите к ним синонимы.
8. Определите характер связи предложений в тексте.
9. Прочитайте первый абзац. Каким образом автор передаёт атмосферу времени, когда происходят описанные события, эмоциональное состояние Пушкина?
10. Составьте сообщение о ссылке А.С. Пушкина, о которой идёт речь в данном тексте.

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Урок знаний по русскому языку, 9 класс

Опубликовано: 451 день назад (25 июня 2020)
Просмотров: 1686
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!